Ноябрь, скука и серость. И тут в ленту в Instagram врываются сочные блюда из фетра (да-да, вы все прочли правильно). А за ними яркая вышиванка и пестрые новогодние игрушки. Замечаю над этими фото геолокацию «Дрогичин». И тут вдохновение шепчет: «Из этого может получиться неплохой материал про рукоделие».
В итоге из этого вышла интересная история про белорусскую моду, 2 выпущенные коллекции одежды, ремесленничество и эксперименты, на которые подталкивают дети.
Главная героиня этой истории – Алеся Карайван. Девушка и ее тяга к вышивке и шитью родились в Дрогичине. В детстве она часто наблюдала, как этим занимается мама. И потом это перешло в желание делать что-то своими руками. Поэтому тогда еще школьница пробовала себя на всевозможных кружках вязания и шитья, чему-то училась сама.
Но если у многих такая тяга потом проходит, то Алеся связала с этим будущее и поступила в Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка на факультет народной культуры (сейчас факультет эстетического образования).
– На 2 курсе нас начали знакомить со специализациями, которые можно выбрать. Например, художественная обработка кожи, вышивка, костюм, соломка, роспись. Меня заинтересовала вышивка и обработка кожи. Поэтому с 3 курса я начала учиться по этим направлениям. Знаете, если раньше я вышивала только крестиком и как самоучка, то в университете выяснилось, что изнанка у меня была не такая уже и изнанка, – смеется рассказчица. – Здесь меня научили, как правильно вышивать и как это делать не только на канве, но и на льне, шерсти с использованием различных техник: крестик, гладь, мережка, вышивка лентами. Дальше я сама научилась вышивать крестиком на шелке. В детстве мне всегда хотелось быть швеей. Но в 9 классе амбиции во мне говорили: «какая швея – хочу быть дизайнером одежды».
Адреналин модных показов
Так Алеся начала двигаться дальше и стала частью лаборатории моды «АртАвангард» сестер Парфенович (сестры Парфенович – известные в Беларуси дизайнеры одежды, – прим. ред.).
– Я попала к младшей – Марине Геннадьевне. Кстати, старшая из сестер, Ольга Геннадьевна, у нас в университете преподавала вышивку. Так параллельно я училась шить, рисовать эскизы и в целом дизайну одежды, – вспоминает девушка.
Кроме того, под руководством Марии Парфенович Алеся выпустила 2 коллекции, которые представила на «Мельнице моды» (престижный республиканский фестиваль-конкурс моды и фото, – прим. ред.).
Первая – мужская коллекция «Сарафановый жених» (см. фото 1). С ней молодой дизайнер в 2010 году заняла 1 место в конкурсе авангардной моды при университете «Дзікавата».
– Это была мужская, где-то даже хулиганская, коллекция джинсовой одежды. Я дополнила деним элементами росписи, где активно играл принт турецких огурцов. Ее отметила Ивановская академия текстиля.
Кстати, стоит отметить, что эти курсы проходили на базе национального центра художественного творчества детей и молодежи г. Минска. Поэтому своими коллекциями начинающие кутюрье представляли и центр. В связи с этим на вторую коллекцию Алеси часть средств выделил центр. На них закупили ткани и в 2011 году на подиум взошла женская коллекция «Весенняя дымка».
– По сравнению с первой получилась, наоборот, очень нежная коллекция, в основном из шифоновой ткани. В ней были платья, брюки, жакеты. Вообще, показы – это такой адреналин. Особенно после того, как ты в спокойной атмосфере все отшил. Начинается паника, а ничего ли никто не забыл, так ли все сидит. Переживаешь, чтобы на подиуме ничего не произошло. Это напряжение, но оно настолько заряжает энергией. Особенно когда все прошло, и ты просто наслаждаешься впечатлениями зрителей. Я даже не знаю, как передать все эти эмоции словами, – ностальгирует дизайнер.
Перспективы начинающего дизайнера
Это была последняя коллекция девушки. В 2012 году «Мельница моды» на год закрылась. И, по словам Алеси, это была большая потеря для индустрии моды.
– «Мельница» – это хороший старт для начинающего дизайнера. Туда приезжали из России, Германии, Англии и, если не ошибаюсь, из Италии. Были шансы уехать на стажировку в другую страну. А это возможность узнать новые способы создавать одежду и просто развиваться. Например, строить коллекцию не только по выкройкам, но и фиксировать ткань сразу на манекене. Помню, были представители «Русского силуэта». Если у тебя более народная фолк коллекция – они часто приглашали к себе. Через какое-то время проект возобновили. Но я тогда ушла в декрет и перешла в домашнее творчество.
К сожалению, на этом дизайнер одежды покидает нашу историю.
«Но я очень хочу во все это вернуться» – заключает она.
«Блюда» из-под швейной машинки
Тем не менее, декрет для Алеси тоже открыл что-то новое в плане шитья и вообще творчества. Между рождением первого и второго ребенка девушка даже успела стать ремесленником.
– У меня появилась новая страсть – скрапбукинг (декорирование фотоальбомов, блокнотов, шкатулок и т.д.). Я занималась этим полгода. Иногда вышивала на одежде, в основном народные вещи. Пару раз мне давали льняной раскрой и схему, а я по ней вышивала. Иногда приносили просто картинку, схему составляла сама. Но сейчас у меня трое детей и на заказы нет времени. Только для родных и на подарки близким, – уточняет собеседница.
Часто многодетную маму вдохновляют малыши и их потребности. Особенно, когда они хотят новые игрушки, а в магазинах нет ничего подходящего.
– Мой муж любит готовить что-то интересное, и дети часто это видят. Естественно, потом они тоже начинают играть в кухню. Мы пошли в магазин за игрушечными продуктами и не могли ничего найти. Оно все пластмассовое, неприятное на ощупь и неудобное.
Например, бутерброд или пицца сразу отлиты одним целым блюдом. А мне хотелось, чтобы они могли менять и смешивать ингредиенты. Ведь дети осваивают все через игру.
Так из Pinterest Алеся подхватила идею сделать блюда из ткани. Изучила мастер-классы, выбрала самое простое и начала пробовать. Если кто-то до сих пор считает, что бутерброд – самый простой рецепт в исполнении, то в текстильной кухне, по словам девушки, все оказалось гораздо сложнее.
– Я вообще не знала, как его сшить. И так попробую, и по-другому. Где-то что-то покручу. В итоге вышло некрасиво: местами заломы, где-то потерялся вид. Но я не сдалась. Спокойно проанализировала ошибки, поняла, что лучше сделать по-другому. В итоге все получилось даже несмотря на то, что я шила на старой «Чайке». Она любила быстро строчить, и многое приходилось прокручивать рукой. Так получился наш первый бутерброд.
Но им все не закончилось. Сейчас на каждом шагу фаст-фуд. Поэтому дети стали просить «хочу гамбургер, хочу картошку фри, хочу пиццу и мороженое». Начали экспериментировать. Так один за одним все и наработалось. Ребята не выпускали из рук эти кусочки еды и кормили меня фетром. В итоге и они какое-то время заняты, и я могу заняться делами по дому, – делится молодая мама.
Кстати, для подобных игрушек рукодельница очень рекомендует фетр. Он мягкий, но при этом держит форму. А еще не осыпается и не выцветает.
Магазинная синтетика против эксклюзивных вышиванок
Как вы уже поняли, Алеся – натура творческая. Поэтому делать одно и то же ей скучно. Девушка постоянно ищет новые идеи, разбирается, как это сшить, и подбирает нужные материалы. Иногда из этого получаются не только красивые вещи, но и мастер-классы, посты с работами, которые она публикует в Instagram. «Это витрина того, что я умею делать» – дополняет собеседница.
– Я пробовала делать сумочки на пояс по одному мастер-классу. На практике оказалось много вопросов. Разобралась и составила свою фото-презентацию. Плюс показала процесс вышивки. Иногда просто выставляю фото работ. Тогда родственники пишут «ты что-то новенькое сделала, я тоже хочу такое!».
Вообще, навык шитья Алеся считает очень полезным. Знакомо чувство, когда в магазине ничего не подходит или все не нравится? А когда покупаешь дорогую вещь, которая не может пережить несколько стирок? Семья Карайван об этом давно забыла.
– Сын захотел безрукавку, а в магазинах из тканей одна синтетика на сезон. Я съездила в ЦУМ, купила ткань и сшила ее сама. Сын носил ее 2 года, еще 2 – дочка и младшей осталась! Она выглядит, как новая. Другой пример – нестандартная фигура мужа, на котором всегда магазинные вещи висят. А я сошью все, как он закажет и под его мерки.
Еще один плюс – эксклюзивность.
– Помню, как мы с мужем собирались в Украину к его родственникам. И он отметил, что украинцы любят ходить в национальной одежде. Ну и предложил сделать нам вышиванки, чтобы мы тоже могли прогуляться как белорусы. Мне идея понравилась, и я за нее взялась. В итоге у мужа получилась рубашка современного кроя, а у меня так называемая «крестьянка». Детям тоже сделали сорочки. Все из белорусского льна. Но я не делала 1 в 1 народный узор, а просто стилизовала орнамент.
Это был конец лета. Через сезон малыши из них уже выросли. Муж свою вышиванку тоже износил. Ждет следующий отшив, – улыбается Алеся.
Дети засыпают – просыпается швейная «мафия»
Как человек, который уже год не может связать свитер, потому что не хватает времени, мне стало очень интересно, как успевает все это создавать многодетная мама?
– Я всегда стараюсь уложить детей спать до 22.00, чтобы у меня было свободное время до полуночи. И эти 2 часа я стараюсь использовать максимально продуктивно. В выходные дни помогает муж. Пока он сидит с детьми, я шью или вышиваю. Для меня это отдых. Отключаюсь от того, что я мама, и вспоминаю, что я творческий человек, – рассказывает девушка.
А не было страха, что в декрете совсем не будет не только времени, но и желания? – спрашиваю я.
– У меня дома была машинка, материалы. Плюс все время попадается на глаза что-то интересное. Тут уже хочешь не хочешь, а руки сами тянутся. Бывают, конечно, моменты, когда совсем ничего не хочется. Например, это лето я вообще не вышивала. Но его нужно просто пережить. Это нормально – давать себе время на отдых. Это необходимо для того, чтобы потом загореться и двигаться дальше.
Анна ГЛИННИК
Фото из личного архива Алеси Карайван