Ноябрь, скука и серость. И тут в ленту в Instagram врываются сочные блюда из фетра (да-да, вы все прочли правильно). А за ними яркая вышиванка и пестрые новогодние игрушки. Замечаю над этими фото геолокацию «Дрогичин». И тут вдохновение шепчет: «Из этого может получиться неплохой материал про рукоделие».

В итоге из этого вышла интересная история про белорусскую моду, 2 выпущенные коллекции одежды, ремесленничество и эксперименты, на которые подталкивают дети.

Главная героиня этой истории – Алеся Карайван. Девушка и ее тяга к вышивке и шитью родились в Дрогичине. В детстве она часто наблюдала, как этим занимается мама. И потом это перешло в желание делать что-то своими руками. Поэтому тогда еще школьница пробовала себя на всевозможных кружках вязания и шитья, чему-то училась сама.

Но если у многих такая тяга потом проходит, то Алеся связала с этим будущее и поступила в Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка на факультет народной культуры (сейчас факультет эстетического образования).

– На 2 курсе нас начали знакомить со специализациями, которые можно выбрать. Например, художественная обработка кожи, вышивка, костюм, соломка, роспись. Меня заинтересовала вышивка и обработка кожи. Поэтому с 3 курса я начала учиться по этим направлениям. Знаете, если раньше я вышивала только крестиком и как самоучка, то в университете выяснилось, что изнанка у меня была не такая уже и изнанка, – смеется рассказчица. – Здесь меня научили, как правильно вышивать и как это делать не только на канве, но и на льне, шерсти с использованием различных техник: крестик, гладь, мережка, вышивка лентами. Дальше я сама научилась вышивать крестиком на шелке. В детстве мне всегда хотелось быть швеей. Но в 9 классе амбиции во мне говорили: «какая швея – хочу быть дизайнером одежды».

Адреналин модных показов

Так Алеся начала двигаться дальше и стала частью лаборатории моды «АртАвангард» сестер Парфенович (сестры Парфенович – известные в Беларуси дизайнеры одежды, – прим. ред.).

– Я попала к младшей – Марине Геннадьевне. Кстати, старшая из сестер, Ольга Геннадьевна, у нас в университете преподавала вышивку. Так параллельно я училась шить, рисовать эскизы и в целом дизайну одежды, – вспоминает девушка.

Кроме того, под руководством Марии Парфенович Алеся выпустила 2 коллекции, которые представила на «Мельнице моды» (престижный республиканский фестиваль-конкурс моды и фото, – прим. ред.).

Первая – мужская коллекция «Сарафановый жених» (см. фото 1). С ней молодой дизайнер в 2010 году заняла 1 место в конкурсе авангардной моды при университете «Дзікавата».

– Это была мужская, где-то даже хулиганская, коллекция джинсовой одежды. Я дополнила деним элементами росписи, где активно играл принт турецких огурцов. Ее отметила Ивановская академия текстиля.

Фото 1. Мужская коллекция одежды «Сарафановый жених» (2010 год)

Кстати, стоит отметить, что эти курсы проходили на базе национального центра художественного творчества детей и молодежи г. Минска. Поэтому своими коллекциями начинающие кутюрье представляли и центр. В связи с этим на вторую коллекцию Алеси часть средств выделил центр. На них закупили ткани и в 2011 году на подиум взошла женская коллекция «Весенняя дымка».

– По сравнению с первой получилась, наоборот, очень нежная коллекция, в основном из шифоновой ткани. В ней были платья, брюки, жакеты. Вообще, показы – это такой адреналин. Особенно после того, как ты в спокойной атмосфере все отшил. Начинается паника, а ничего ли никто не забыл, так ли все сидит. Переживаешь, чтобы на подиуме ничего не произошло. Это напряжение, но оно настолько заряжает энергией. Особенно когда все прошло, и ты просто наслаждаешься впечатлениями зрителей. Я даже не знаю, как передать все эти эмоции словами, – ностальгирует дизайнер.

Перспективы начинающего дизайнера

Это была последняя коллекция девушки. В 2012 году «Мельница моды» на год закрылась. И, по словам Алеси, это была большая потеря для индустрии моды.

– «Мельница» – это хороший старт для начинающего дизайнера. Туда приезжали из России, Германии, Англии и, если не ошибаюсь, из Италии. Были шансы уехать на стажировку в другую страну. А это возможность узнать новые способы создавать одежду и просто развиваться. Например, строить коллекцию не только по выкройкам, но и фиксировать ткань сразу на манекене. Помню, были представители «Русского силуэта». Если у тебя более народная фолк коллекция – они часто приглашали к себе. Через какое-то время проект возобновили. Но я тогда ушла в декрет и перешла в домашнее творчество.

К сожалению, на этом дизайнер одежды покидает нашу историю.

«Но я очень хочу во все это вернуться» – заключает она.

«Блюда» из-под швейной машинки

Тем не менее, декрет для Алеси тоже открыл что-то новое в плане шитья и вообще творчества. Между рождением первого и второго ребенка девушка даже успела стать ремесленником.

– У меня появилась новая страсть – скрапбукинг (декорирование фотоальбомов, блокнотов, шкатулок и т.д.). Я занималась этим полгода. Иногда вышивала на одежде, в основном народные вещи. Пару раз мне давали льняной раскрой и схему, а я по ней вышивала. Иногда приносили просто картинку, схему составляла сама. Но сейчас у меня трое детей и на заказы нет времени. Только для родных и на подарки близким, – уточняет собеседница.

Часто многодетную маму вдохновляют малыши и их потребности. Особенно, когда они хотят новые игрушки, а в магазинах нет ничего подходящего.

– Мой муж любит готовить что-то интересное, и дети часто это видят. Естественно, потом они тоже начинают играть в кухню. Мы пошли в магазин за игрушечными продуктами и не могли ничего найти. Оно все пластмассовое, неприятное на ощупь и неудобное.

Например, бутерброд или пицца сразу отлиты одним целым блюдом. А мне хотелось, чтобы они могли менять и смешивать ингредиенты. Ведь дети осваивают все через игру.

Так из Pinterest Алеся подхватила идею сделать блюда из ткани. Изучила мастер-классы, выбрала самое простое и начала пробовать. Если кто-то до сих пор считает, что бутерброд – самый простой рецепт в исполнении, то в текстильной кухне, по словам девушки, все оказалось гораздо сложнее.

– Я вообще не знала, как его сшить. И так попробую, и по-другому. Где-то что-то покручу. В итоге вышло некрасиво: местами заломы, где-то потерялся вид. Но я не сдалась. Спокойно проанализировала ошибки, поняла, что лучше сделать по-другому. В итоге все получилось даже несмотря на то, что я шила на старой «Чайке». Она любила быстро строчить, и многое приходилось прокручивать рукой. Так получился наш первый бутерброд.

Но им все не закончилось. Сейчас на каждом шагу фаст-фуд. Поэтому дети стали просить «хочу гамбургер, хочу картошку фри, хочу пиццу и мороженое». Начали экспериментировать. Так один за одним все и наработалось. Ребята не выпускали из рук эти кусочки еды и кормили меня фетром. В итоге и они какое-то время заняты, и я могу заняться делами по дому, – делится молодая мама.

Кстати, для подобных игрушек рукодельница очень рекомендует фетр. Он мягкий, но при этом держит форму. А еще не осыпается и не выцветает.

Магазинная синтетика против эксклюзивных вышиванок

Как вы уже поняли, Алеся – натура творческая. Поэтому делать одно и то же ей скучно. Девушка постоянно ищет новые идеи, разбирается, как это сшить, и подбирает нужные материалы. Иногда из этого получаются не только красивые вещи, но и мастер-классы, посты с работами, которые она публикует в Instagram. «Это витрина того, что я умею делать» – дополняет собеседница.

– Я пробовала делать сумочки на пояс по одному мастер-классу. На практике оказалось много вопросов. Разобралась и составила свою фото-презентацию. Плюс показала процесс вышивки. Иногда просто выставляю фото работ. Тогда родственники пишут «ты что-то новенькое сделала, я тоже хочу такое!».

Вообще, навык шитья Алеся считает очень полезным. Знакомо чувство, когда в магазине ничего не подходит или все не нравится? А когда покупаешь дорогую вещь, которая не может пережить несколько стирок? Семья Карайван об этом давно забыла.

– Сын захотел безрукавку, а в магазинах из тканей одна синтетика на сезон. Я съездила в ЦУМ, купила ткань и сшила ее сама. Сын носил ее 2 года, еще 2 – дочка и младшей осталась! Она выглядит, как новая. Другой пример – нестандартная фигура мужа, на котором всегда магазинные вещи висят. А я сошью все, как он закажет и под его мерки.

Еще один плюс – эксклюзивность.

– Помню, как мы с мужем собирались в Украину к его родственникам. И он отметил, что украинцы любят ходить в национальной одежде. Ну и предложил сделать нам вышиванки, чтобы мы тоже могли прогуляться как белорусы. Мне идея понравилась, и я за нее взялась. В итоге у мужа получилась рубашка современного кроя, а у меня так называемая «крестьянка». Детям тоже сделали сорочки. Все из белорусского льна. Но я не делала 1 в 1 народный узор, а просто стилизовала орнамент.

Это был конец лета. Через сезон малыши из них уже выросли. Муж свою вышиванку тоже износил. Ждет следующий отшив, – улыбается Алеся.

Дети засыпают – просыпается швейная «мафия»

Как человек, который уже год не может связать свитер, потому что не хватает времени, мне стало очень интересно, как успевает все это создавать многодетная мама?

– Я всегда стараюсь уложить детей спать до 22.00, чтобы у меня было свободное время до полуночи. И эти 2 часа я стараюсь использовать максимально продуктивно. В выходные дни помогает муж. Пока он сидит с детьми, я шью или вышиваю. Для меня это отдых. Отключаюсь от того, что я мама, и вспоминаю, что я творческий человек, – рассказывает девушка.

А не было страха, что в декрете совсем не будет не только времени, но и желания? – спрашиваю я.

– У меня дома была машинка, материалы. Плюс все время попадается на глаза что-то интересное. Тут уже хочешь не хочешь, а руки сами тянутся. Бывают, конечно, моменты, когда совсем ничего не хочется. Например, это лето я вообще не вышивала. Но его нужно просто пережить. Это нормально – давать себе время на отдых. Это необходимо для того, чтобы потом загореться и двигаться дальше.

Анна ГЛИННИК
Фото из личного архива Алеси Карайван