Добровольные пожертвования или поборы? Обязаны ли родители сдавать деньги на нужды школы?

Сбор денежных средств родителями на нужды детского сада или школы – достаточно устоявшаяся общеизвестная практика. Собирают деньги на текущий косметический ремонт, мебель, оборудование, шторы, жалюзи, бытовую химию, туалетную бумагу и т.п. Люди называют это по-разному. Кто-то именует добровольным пожертвованием, сбором средств, часть же населения кличет данное явление не иначе как поборы.

Также неоднозначна и позиция родителей к данному виду убавления средств из их семейного бюджета. Одни – ставят себя на место руководства школы и, желая чтобы условия, в которых их чадо грызет гранит науки, были наиболее приближенными к домашним, выделяют нужную сумму, другие – убеждены, что это всецело задача школы и государства, поскольку среднее и дошкольное образование в нашей стране бесплатное. Попробуем разобраться в ситуации с различных позиций.

Сегодня эта тема в Республике Беларусь четко проработана на законодательном уровне, и если учреждение образования использует родительские деньги на развитие своей материально-технической базы, то это должно осуществляться в рамках установленных правил.

Согласно Постановлению Министерства образования РБ от 25.07.2011 г. №146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования», в каждом учреждении образования Дрогичинского района созданы приказы о попечительских советах. В состав этих структур входят родители или законные представители обучающихся, педагоги. Одной из главных задач попечительских советов в каждом учебном заведении является содействие в развитии его материально-технической базы.

Согласно пункту 24 данного Положения, при сборе средств должен соблюдаться принцип добровольности (т.е. основанием для перечисления денежных средств должно быть добровольное желание родителей оказать помощь учебному заведению исходя из своих финансовых возможностей). Для этих целей в отделе по образованию Дрогичинского райисполкома открыт в банке специальный расчетный счет для поступления добровольных пожертвований.

Вопросы о сборе средств обсуждаются на общих собраниях попечительского совета. Каждое принятое им решение оформляется протоколом. Выписка из него и все необходимые документы для перечисления (счета, акты, договоры) предоставляются в централизованную бухгалтерию отдела по образованию. Она ведет учет поступления и расходования средств попечительского совета в разрезе каждого учреждения, при этом контролируется целевое использование данных средств.

Мы попытались узнать, как работает данный принцип на примере одной из школ Дрогичина – СШ№1, – пообщавшись с директором учреждения Людмилой Леонидовной Момотюк.

– В нашей школе также действует попечительский совет. В него входят представители от каждого класса. Что касается роли администрации школы в процессе сбора средств, то она ограничивается тем, что на собрании попечительского совета я рассказываю о наших планах и проблемах. На что необходимо собирать деньги и о каких суммах будет идти речь – решают сами родители. Для каждой семьи размеры пожертвований определяются с учетом ее индивидуальных особенностей: материального достатка, количества детей и т. д. Они же, члены попечительского совета, и проводят работу с другими родителями, обобщают информацию о перечислении средств на расчетный счет. Что касается размеров пожертвований в нашей школе, обычно это от 5 до 15 рублей за полугодие, – пояснила Людмила Леонидовна. – Каждое учебное заведение перед новым учебным годом проводит текущий ремонт. В этом году за бюджетные деньги, выделенные отделом по образованию, мы отремонтировали спортивный зал. Средства, которые лежали на счету попечительского совета, были потрачены на текущий ремонт учебных кабинетов и других помещений.

А вот что думают по данному поводу сами родители.

Дарья: Насколько я знаю, такой проблемы сегодня нет. У меня двое детей учатся в гимназии, а младший ребенок посещает детский сад № 4. Я сама состою в родительском комитете. С меня не потребовали ни одной копейки на какую-нибудь блажь (мониторы, интерактивная доска или что-то подобное). Мы собирали только на то, что решили сами родители, самое необходимое для удобства наших детей. Это туалетная бумага, питьевая вода и тому подобное.

Снежана: Моя дочь учится в гимназии. Деньги на школьные нужды сдаем регулярно. Из своего родительского опыта знаю, что сама учеба в нашей стране бесплатная, а для поддержания материальной базы школ часто бюджетных средств не хватает. В то же время понимаю, что не каждая семья живет в достатке и не может, как мы, перечислять эти пожертвования.

Никто не заставляет, не требует на родительских собраниях сдавать какие-либо деньги. Мы, родители, сами обсуждаем и решаем, как и в каком виде оказать помощь школе.

Александр: Наш ребенок посещает детский сад. Мое мнение – основные траты по обучению и воспитанию детей в саду берет на себя государство, а то, что вкладываем мы, родители, по пару рублей, – это копейки по сравнению с теми суммами, которые затрачиваются на дошкольное образование.

Существует, конечно, и противоположное мнение. При обсуждении в соцсетях в качестве аргументов «против» родители ссылаются на маленькие зарплаты, позиция других: почему вообще они должны давать какие-то деньги, ведь образование, как и медицина, в нашей стране бесплатные.

Очевидно, в основе использования родительских денежных средств в школах и детсадах лежит принцип добровольности и прозрачности, а значит поборами это назвать никак нельзя. Данную работу проводят сами родители, и если директор или педагоги настойчиво требуют деньги на какие-либо нужды учебного заведения – это нарушение законодательства.

Что касается роли государства, то бюджет, как правило, берет на себя финансирование по основным статьям расходов: заработная плата, капитальный ремонт, коммунальные расходы, закупка дорогостоящего оборудования, учебников и многое другое. Ежегодно на эти цели направляется почти половина бюджета района. А помощь родителей – это возможность дополнительного улучшения условий для детей.

Андрей РАССАФОНОВ