Дни стали длиннее, солнце – ярче, птицы поют веселее, а это значит, что пришла весна и до конца учебного года остается совсем немного времени. Кто-то живет в предвкушении отдыха, а для выпускников школ наступает самое ответственное и напряженное время: сдача экзаменов и централизованных тестов. Подготовка к этим испытаниям требует уйму времени. Кто-то занимается сам, кто-то – с репетиторами или же посещает межшкольные предметные факультативы, но пределом мечтаний многих выпускников являются высокие баллы по ЦТ, позволяющие продолжить обучение и получить любимую профессию.
Я побеседовала с теми, кто недавно окончил школу и на «отлично» сдал отдельные предметы централизованного тестирования, и попросила их ответить на следующие вопросы:
1) Как готовились к ЦТ и много ли времени уходило на занятия?
2) Кто помогал и поддерживал?
3) Ваш совет нынешним выпускникам?
Павел ЗУЩИК, бывший выпускник СШ № 1 г.Дрогичина,(на ЦТ набрал 95 баллов по биологии, поступил в Белорусский государственный медицинский университет на фармацевтический факультет):
1) Как и большинство выпускников, я готовился с репетиторами. По русскому языку брал дополнительные уроки здесь же, в Дрогичине, у педагога Валентины Ростиславовны Концевич, благодаря чему не только отточил свои прежние знания, но и научился чему-то новому. А на занятия по химии и биологии ездил к репетиторам в Минск. Не скажу, что было легко, так как в четверг нужно было успеть на поезд в Березу, сразу же по приезду в столицу бежал на репетиторство, которое длилось около 3 часов. Ночевал в Минске, а утром опять шел на дополнительные занятия, только уже – по биологии. И так – каждую неделю. Это изрядно выматывало, но, как видно, не безрезультатно. Естественно, дома я тоже решал тесты и выполнял различные задания, и, в целом, мне этого хватало.
2) Очень благодарен своей школе и ее преподавателям, которые дали хорошую основу всех предметных знаний, без которых ничего бы достичь не получилось, имея даже самых лучших репетиторов. И, конечно же, большую роль в моей жизни играют родители, оказывающие моральную и материальную поддержку как тогда, в школе, так и сейчас, в студенчестве.
3) Выпускникам хочу пожелать, чтобы каждый принял правильное решение в выборе своей будущей профессии. Немаловажными являются упорство, целеустремленность. Но самое главное – волнение в сторону! При надлежащей подготовке централизованное тестирование – не столько тяжелое испытание, сколько очень важный этап в нашей жизни.
Оксана КУЦЕНКО, бывшая выпускница гимназии,(во время сдачи ЦТ набрала более 90 баллов по двум предметам – истории и русскому языку, ныне – студентка Института журналистики БГУ):
1) Начнем с того, что основа подготовки – это самостоятельная работа, и от нее зависит многое: если сам не будешь заниматься, то факультативы и репетиторы почти ничего не дадут. Лично я выполняла множество различных тестов, особенно ближе к ЦТ. Все спорные и незнакомые слова (или предложения) смотрела в книгах или консультировалась с учителями. Но материал не заучивала. По-моему, запомнится лучше та орфограмма или дата, из-за которой лишний раз откроешь книгу.
К русскому языку решила подойти основательно, хотя особых проблем не было. Однако я посещала как обычный факультатив, так и репетиторство. По истории занималась на межшкольных предметных курсах, которые ведет Татьяна Евгеньевна Соловейко, и этого оказалось достаточно, чтобы получить хороший результат по ЦТ.
2) Конечно же, ничего бы не получилось без помощи и поддержки учителей, которые советовали литературу, нужную для подготовки, давали собранные за много лет тесты, консультировали, акцентировали мое внимание на нужных моментах. А самое главное, не позволяли лениться! И отдельное спасибо – моим близким людям!
3) Каждому желаю выбрать те предметы, которые нравятся и интересны ему. Благодаря этому, сам процесс подготовки не напрягает, не выматывает, а, наоборот, только увлекает.
Беседовала Марина ШАФРАН,
одиннадцатиклассница гимназии г.Дрогичина