spot_img

Инструктор, нажми на тормоза…

Дата:

«Так, плавно отпускайте первую педаль. В один из этих моментов вы почувствуете легкое дребезжание автомобиля. В эту секунду слегка надавите на педаль газа, продолжая отпускать сцепление. Не волнуйтесь. Все получится», – спокойным голосом объясняет молодой девушке инструктор по вождению Дрогичинского ДОСААФ Олег Михайлович Шустик. Проходит несколько секунд, и на его лице появляется улыбка. Это значит, подопечная выполнила упражнения правильно. Все прошло, как говорится, «без шума и пыли», поэтому машина плавно, без резких толчков, начала движение по досаафовскому автодрому…

– Управлять автомобилем правильно – совсем не простое дело, как может казаться многим людям, даже автолюбителям со стажем. Ведь во время движения водитель получает массу разнообразной информации, которую на ходу оценивает. И на принятие верного решения у человека остаются считанные мгновения… Главное же, что приобретает курсант на уроках вождения, – навыки управления машиной, которые в идеале должны быть отработаны до автоматизма. Кроме того, инструктор учит новичка правильному поведению на дороге, умению сохранять спокойствие и уверенность в аварийных, сложных ситуациях, – признается в начале нашей беседы Олег Шустик.

Олег Михайлович Шустик преподает в ДОСААФ  как теорию, так и практику
Олег Михайлович Шустик преподает в ДОСААФ как теорию, так и практику

Мой собеседник имеет большой опыт управления автомобилем и за без малого десяток лет работы познал все тонкости и хитрости профессии. Своими наблюдениями и опытом Олег Шустик охотно делится с корреспондентом «ДВ». Слушать его интересно. При этом в ходе разговора все больше утверждаешься в мысли: работа у Олега Михайловича отнюдь не из категории спокойных! Нервы здесь нужны железные, да и передать накопленные знания «необстрелянному» новичку – тоже надо уметь. Иной читатель в момент ознакомления с этой журналистской статьей может иронично заметить, мол, «и медведя в цирке на велосипеде учат кататься». Так-то оно так, но наблюдая за кропотливой работой автоинструктора со стороны, понимаешь, сколько сил и, как бы пафосно это ни звучало, души он старается вложить в каждого курсанта. Ведь каждый из них (неважно, будь то молодой парень либо женщина-пенсионерка) требует индивидуального подхода.

Олег Михайлович преподает в ДОСААФ как теорию, так и практику. И учит не только на категорию «В» (легковой автомобиль), но и «С» (грузовик). А свое первое водительское удостоверение с категорией «С» мужчина получил, будучи школьником, когда учился в УПК. По достижении 18-летнего возраста Олег без проблем сдал экзамен на «В». Сейчас у него вообще открыты все возможные категории. Хоть автобусом управляй! Причем О.М. Шустик с гордостью вспоминает, что всегда все сдавал с первого раза. Любовь к технике ему привил отец, всю жизнь трудившийся в сельском хозяйстве, который брал сынишку с собой в мастерские и в поле.

– Интересно было крутиться постоянно около техники, – говорит Олег Шустик. – В 14 лет уже спокойно чувствовал себя за рулем. В те времена это были «Жигули». А в народе не зря говорят: «Если научился ездить на «Жигулях» – справишься потом с любой легковушкой!

Сейчас Олег Михайлович обучает своих подопечных водительским азам на современной технике – автомобиль «Дэу Нексия» в ДОСААФ поступил 6 лет назад новехонький, из салона. Так что на хорошей технике удобно ученикам получать навыки вождения.

Олег Шустик не скрывает: поначалу процесс преподавания давался ему весьма нелегко:

– Несмотря на то, что имел специальность «мастер производственного обучения с правом преподавания специальных дисциплин», можно сказать, учился вместе с курсантами. Нет, проблем со знаниями не было. Здесь важен другой момент – суметь донести их до каждого человека. Многие думают: если я умею – то в состоянии научить и других. Но это ошибочное мнение. Как показывает практика, ни один муж (даже водитель с богатым стажем) не в состоянии научить грамотно управлять автомобилем свою жену. Здесь совсем другая специфика. Работа с людьми – очень трудная. Под каждого человека надо подстроиться. Если на теоретическом занятии ты вкладываешь информацию целому коллективу, то во время вождения – вы находитесь с человеком один на один. Категорически нельзя, например, повышать голос. Человек просто «теряется». Совершил курсант ошибку, накричал я на него, и, уверен, вторую ученик сделает «на автомате», затем третью… Я поступаю иначе: когда человек выполнил действия за рулем неправильно – мы останавливаемся и спокойно разбираем тот или иной эпизод.

По словам инструктора по вождению, каждый человек воспринимает уроки по-разному. Одни – хладнокровно, а другим достаточно нехорошего взгляда, чтобы довести до слез.

Степень подготовки водителей в автошколах по всей стране оценивается по простой шкале – проценту успешной сдачи экзамена в ГАИ с первой попытки. И в этом отношении Дрогичинскому ДОСААФ в уходящем году есть чем гордиться. Более 65% курсантов с первого раза получили водительские удостоверения категории «В». Это – лучший показатель в области и свидетельство продуктивной работы цепочки «преподаватель – ученик».

Какой же метод использует Олег Шустик для того, чтобы заинтересовать курсанта прилежно грызть «гранит теории и практики»?

Очередному ученику рассказывает о правильных действиях на дороге О.М. Шустик
Очередному ученику рассказывает о правильных действиях на дороге О.М. Шустик

Мой собеседник рассказывает, что и в этом плане все индивидуально. Метод «кнута и пряника» известен давно и активно используется при обучении. Одного человека можно поощрить за старание порцией хороших слов и оценкой в табеле об успеваемости. А в отношении кого-то приходится целенаправленно применять воспитательные меры. Например, на каждом занятии вызывать к доске, чтобы проверить знание «домашнего задания».

– Могут некоторые и пообижаться. Зато потом еще и спасибо скажут! – восклицает О.М.Шустик. – На вождении так вообще по-всякому бывает. Случаются и слезы, и истерики, и глаза закрывают, бросая руль во время движения. Тяжело иногда предугадать, на какую педаль может резко нажать ученик. Поэтому нужна постоянная концентрация и контроль.

Как известно, на пассажирском месте спереди, где располагается инструктор, есть дополнительные педали. За годы работы Олег Шустик настолько привык к этому, что, как признается, и в роли обычного пассажира порой машинально глазами ищет их… Такая вот профессиональная привычка.

Кстати, Олег Михайлович легко разбивает устоявшийся стереотип, будто с дамами работать – сплошная мука, а мужчины усваивают все на раз-два:

– Здесь неуместно указывать на пол ученика. Из практики скажу, что и девушки по окончании обучения многим парням фору за рулем могут дать. Их положительная черта – аккуратность, дисциплинированность на дороге. Например, если мужчина может с легкостью не заметить какой-то ограничивающий знак, то женщина – вряд ли. Она более ответственна. Но вот в случае возникновения каких-то форсмажорных обстоятельств на дороге реакция у представителей сильного рода человечества – быстрее.

В своей повседневной практике инструктор по вождению старается, чтобы человек за рулем чувствовал себя спокойно, не боясь совершить ошибку. Тогда и знания усваиваются намного легче.

– В теории есть определенная методика, по которой и ведется обучение. Разработана учебная программа вождения, маршруты движения. Но, повторюсь, каждому своему подопечному нужно все «подгонять» лично. Простой пример: если одному легко дается такой элемент, как искусственный подъем, но не все гладко с диагональной парковкой – мы больше времени уделим именно ей. Пусть и в ущерб выполнению других элементов программы. Главное – чтобы в комплексе человек умел исполнять все, – рассуждает О.М. Шустик.

Пожалуй, в жизни каждого инструктора по вождению хватало курьезных ситуаций на дороге. И Олег Михайлович также может припомнить немало историй, когда учебная машина была в шаге от ДТП. Да и ошибки у курсантов типичные: резко бросают педаль сцепления, забывают о ней, когда надо переключить передачу либо остановиться, при поиске нужной передачи устремляют взор на коробку, забывая о дороге.

Впрочем, не всегда именно машины с шашечкой «У» становятся виновниками дорожно-транспортного происшествия.

– От ДТП не застрахован никто из участников дорожного движения, – считает О.М. Шустик. – Многое зависит от культуры водителей. Некоторые, находясь в очереди за учебной машиной, начинают нервно сигналить. Зачем? Они не понимают: за рулем находится ученик, и этим «бибиканьем» его загоняют в ступор. Отпустит он сцепление, заглохнет машина – и стоять в пробке придется еще дольше! Ни один человек не стал сразу за рулем профи. Чтобы вырасти в настоящего водителя – нужно пройти все ступеньки.

Кого же учить проще: молодежь или людей постарше?

Мой собеседник рассуждает следующим образом: у вчерашних школьников и студентов лучше обстоят дела с практикой, в то же время люди в возрасте более ответственны в вопросе изучения теории. Правда, как и везде, здесь есть исключения.

– Самый возрастной мой ученик – пенсионер из Именин Семен Петрович Олещик (я, кстати, практически всех своих учеников помню по имени-фамилии-отчеству), которому было 82 года, – вспоминает Олег Шустик. – Дедушке сосед подарил машину. Она завелась, и пенсионер решил как законопослушный гражданин получить водительское удостоверение. Обучение проходило непросто. Но это точно был не самый слабый мой ученик. С Семеном Петровичем порой дополнительно оставались заниматься. Терпеливо все ему объяснял. И что вы думаете: хоть и не с первой попытки, но дедушка сдал в ГАИ экзамен и получил права! Вот что значит целеустремленность…

Своей лучшей наградой Олег Михайлович считает момент, когда видит счастливые лица подопечных, которые выходят из ГАИ с водительскими удостоверениями. Ведь это значит, труд был не напрасен!

Вместе с тем новоявленные водители получают наказ от своего преподавателя:

– Всем говорю быть внимательными, аккуратными на дороге. Беречь свои полученные права. И еще не считать себя уже водителями в полном смысле этого слова. Я вот за рулем почти 15 лет – и все равно не могу назваться асом. Потому что предвидеть ситуацию невозможно. В процессе обучения мы ведь не можем имитировать случай, когда происходит занос автомобиля или же когда из-за автобуса выбегает ребенок и надо применить экстренное торможение. Все приходит с опытом.

Кстати, как и своим ученикам, порой Олегу Михайловичу приходится сдавать своего рода экзамены. Но не в ГАИ. А будучи участником конкурса на звание лучшего мастера производственного обучения. В программе – проверка знаний Правил дорожного движения, методики преподавания, устройства автомобиля и управление транспортным средством. Дважды на областном этапе дрогичинский преподаватель становился призером, а нынешней осенью вместе с двумя коллегами из других районов он представлял Брестчину на республиканском этапе конкурса в Минске. Итог поездки – достойное третье место.

– Мне нравится то, чем я занимаюсь. Одной только теории преподавал за все годы для порядка 2000 человек, – говорит на прощание О.М. Шустик. И озвучивает единственное пожелание в работе:

– Беспокоит малый набор. Раньше в ДОСААФ было 3 группы по 30 человек. Теперь остались те же 3 группы – но количество учеников наполовину сократилось. Считаю, у многих людей не исчезло желание стать водителями, дело – в ограниченности финансовых возможностей. Мы стараемся как-то работать в этом направлении. Сейчас школьникам предоставляем скидку на обучение 100 рублей, студентам – 50 рублей. Может, и потянется больше народа. Так что, пользуясь случаем, через «районку» приглашаю всех жителей района к нам. Приходите и будьте уверены – научим!..

Алексей НАУМОВЕЦ

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Предыдущая статья
Следующая статья

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Сегодня в Дрогичине чествовали работников сферы здравоохранения

В преддверии Дня медицинских работников в Дрогичинском городском Доме...

Материальная помощь многодетным семьям для подготовки к 2024/2025 учебному году

Выплата единовременной материальной помощи к школе определена подпрограммой 1...

Почему закрыли магазин на улице Пушкина?

Новость о закрытии торгового объекта не обрадовала жителей микрорайона...

Новые министры, помощник Президента, местная вертикаль. Александр Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы

Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 июня рассмотрел кадровые вопросы. Глава...