Газ, как источник тепла, бытового комфорта и иных благ цивилизации, давно и привычно вошел в наш повседневный быт. Все эти удобства жителям Дрогичинщины обеспечивает коллектив района газоснабжения, в котором трудится порядка 66 человек. На их обслуживании значится более 15500 абонентов – потребителей природного или сжиженного газа. А разобраться в том, как функционирует эта служба, мне помогает начальник РГС Николай Владимирович Довгун и специалисты, которые в начале очередной трудовой смены заступили на свое дежурство.

Нашу экскурсию мы начинаем с диспетчерского пункта – места, куда круглосуточно стекается вся информация – от приема заявок на поставку баллонов сжиженного газа и других заказов до сообщений о возникших проблемах в эксплуатации газового оборудования, исходя из чего определяются основные маршруты предстоящей рабочей смены.

– Для каждого случая выработан определенный алгоритм действий. К примеру, если нам звонят с сообщением о том, что в доме или квартире слышится запах газа или возникает иная аварийная ситуация, то сразу же по телефону стараемся проинструктировать человека, что ему нужно сделать и какие меры предпринять до приезда специалистов, чтобы избежать опасности. Говорим, что в случае появления в жилом помещении запаха газа ни в коем случае нельзя включать какие-либо электроприборы, зажигать спички, а нужно открыть в доме форточки, перекрыть краны к газовым приборам и покинуть помещение до приезда аварийной бригады. Затем о поступившей информации уведомляется мастер и в течение 5 минут на место выезжает аварийная бригада, – рассказывает диспетчер Елена Ивановна Лаврисюк.

Диспетчер Елена Ивановна Лаврисюк принимает заявку. Фото: Даниил ШАФРАН

При этом мои собеседники отмечают, что каждый сезон и даже день недели имеет свои особенности: в зимнее время наиболее актуальны заказы на ремонт отопительных котлов, летом же чаще всего жители района обращаются за доставкой сжиженного газа в баллонах. Здесь обращают внимание на такой интересный факт: больше всего заказов диспетчерская принимает в понедельник – порядка 100, в то время как в остальные дни в среднем фиксируется по 70-80 заявок. Мои собеседники предполагают: это связано с тем, что на выходных у многих заканчивается сжиженный газ в баллонах и люди ждут понедельника, чтобы оповестить об этом РГС, не зная, что подобные заказы служба принимает ежедневно с 7 до 22 часов.

Помимо приема заявок на поставку баллонов, обслуживание отопительных котлов и газовых плит, диспетчер также отслеживает давление в газораспределительных пунктах по всему району и осуществляет видеоконтроль за территорией предприятия газоснабжения.

В начале рабочей смены удалось поговорить и с теми, кто по принятому в диспетчерской вызову приезжает на помощь. Всего в Дрогичинской РГС имеется 5 таких бригад.

– Примерное количество заявок, на которые реагирует одна бригада, – 20 штук. Это может быть как ремонт или замена плит, котлов, так и утечка газа. Во время чрезвычайных ситуаций мы работаем вместе с другими экстренными службами. К примеру, при пожаре нам поступает сообщение от МЧС, мы подключаемся и со своей стороны контролируем ситуацию вне зависимости от того, есть ли риск взрыва газа, – объясняет слесарь аварийной службы с 25-летним стажем Александр Владимирович Юрчук.

Аварийная бригада перед выездом. Фото: Даниил ШАФРАН

 

Слесарь Николай Львович Янущик. Фото: Даниил ШАФРАН

Его напарник и коллега, водитель аварийной бригады В.В. Грицук, пришел в газовую службу 20 лет назад, за это время успев поработать на монтаже, доставке баллонов, а также заправщиком. В составе аварийной бригады он трудится с мая 2018 года.

– У нас очень ответственная работа, где все нужно делать профессионально и качественно и где не должно быть просчетов, связанных с риском возникновения аварийной ситуации. Поэтому бригада работает как единый слаженный организм. Если выезжаем по жалобе на запах газа, то в первую очередь с помощью газоанализатора проверяем, есть ли утечка. По мере возможности устраняем: либо перекрывая газ на «вводе», либо ставя пломбу. Если дом снабжен сжиженным газом, то в момент пожара часто приходится действовать, быстро удаляя баллоны, чтобы избежать взрыва, – рассказал Виктор Васильевич.

Для выполнения своих служебных обязанностей и экстренного реагирования на все чрезвычайные ситуации аварийные автомобили газовой службы снабжены необходимым оборудованием и всевозможными инструментами, начиная от разного вида лестниц и лопат, заканчивая электростанцией и прожекторами.

Всего в автопарке районной газовой службы 15 транспортных единиц. Эксплуатационные требования к специализированной технике здесь строгие, часть ее должна находиться в эксплуатации не более 10 лет, все это время ее обслуживает местный слесарь по ремонту автомобилей Александр Васильевич Протасевич…

Оснащение аварийной машины. Фото: Даниил ШАФРАН

Многие из теперешних работников пришли в газовую службу из других сфер, пройдя обучение в Брестском филиале ГИПК «ГАЗ-ИНСТИТУТ». Также сотрудники ежегодно сдают экзамены, подтверждая квалификацию. Но есть и те, кто изначально хотел работать в этой профессии. В числе таких – молодой специалист, инженер Дрогичинского РГС Екатерина Игоревна Мельник.

– Я училась и получила специальность на кафедре теплогазоснабжения и вентиляции в БрГТУ. Ждала распределения в Брест, но поскольку в областном центре все места были заняты, решила, что пойду работать в Дрогичинский РГС, так как все практики проходила именно здесь. В университете мы изучали основы промышленной и общественной вентиляции, расчеты воздухообмена и газа. Также во время учебы на базе Брестоблгаза принимала участие в лаборатории для практического обучения. Правда, по месту работы использовать эти навыки еще не доводилось. Здесь я пока больше занимаюсь бумажной работой: выдачей технических условий, регистрацией объектов, ответами на запросы, но стараюсь интересоваться и другими направлениями предстоящей работы. Пока все дается нелегко, так как во время учебы осваиваешь далеко не все нюансы, с которыми приходится иметь дело в реальности. Но при желании всему можно научиться, – отмечает девушка.

На сегодняшний день в зоне ответственности коллектива РГС находится 483 километра газопровода, хотя, как считает начальник газоснабжающей организации Н.В. Довгун, есть надежда, что к концу года эта цифра увеличится до 500 километров. Из достижений за текущий год – «голубое» топливо провели к деревням Сварынь и Горавица, также газифицированы населенные пункты Старая Попина и Заречка. За оставшийся период 2021 года планируется завершить подведение газопровода к агрогородку Радостово, а также провести газ в новостройку по улице Шоссейной в Дрогичине.

Заслуги коллектива Дрогичинского РГС в развитии современной инфраструктуры района, выполнении социальных стандартов и улучшении условий проживания местного населения не остались незамеченными. В связи с профессиональным праздником в этом году поощрены многие профессионалы своего дела, в числе которых – и начальник РГС Николай Владимирович Довгун. Грамотами и благодарственными письмами различного уровня также отмечены Николай Львович Янущик, Наталья Васильевна Попеня, Галина Степановна Пыкавая, Владимир Сергеевич Тимошук, Александр Алексеевич Пыкавый, Рита Антоновна Дейкало, Юрий Геннадьевич Цуник. Эти и многие другие люди, придя в коллектив РГС, нашли здесь свое призвание, и их грамотная, ответственная и старательная работа помогает создавать тепло, комфорт и удобства всем потребителям «голубого топлива».

Даниил ШАФРАН
Фото: Даниил ШАФРАН