В текущем году аттестация выпускников школ пройдет по новым правилам. Одиннадцатиклассники сдадут два централизованных экзамена: русский или белорусский язык (по выбору учащегося), а также один экзамен по выбору из перечня предметов, по которым проводится централизованное тестирование. По сути, это не просто механическое объединение выпускных экзаменов и ЦТ, а преобразование самой формы итоговой аттестации в школе, что, по мнению экспертов, должно положительно сказаться и на повышении качества образования.

До нынешнего года выпускники сдавали четыре экзамена в школе. А через небольшой промежуток времени им приходилось сдавать еще минимум три централизованных тестирования, и того семь экзаменов в короткий промежуток времени. В 2023 году нагрузка на ребят уменьшается: они сдают два выпускных экзамена.

– Еще одно важное преимущество – это совмещение выпускной и вступительной кампании, а также формы проведения выпускного и вступительного экзаменов. Если раньше выпускной экзамен – это было изложение в устной форме, а при поступлении необходимо было пройти тестирование, а ведь разные формы проведения экзаменов требуют дополнительной подготовки, то сегодня учащиеся 11 классов готовятся и к выпускной кампании, и к вступительной одновременно. Также новая модель проведения выпускной кампании позволяет обеспечить мотивированный выбор будущей профессии учащимися 11-х классов. Они на этапе выбора предмета, по которому будут сдавать выпускной экзамен, могут определиться и с дальнейшей траекторией обучения после получения аттестата об общем среднем образовании», – рассказала заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.

На прошлой неделе, 28 января, в стенах Дрогичинского государственного аграрного колледжа прошел пробный централизованный экзамен.

В репетиции централизованного экзамена по 9 учебным дисциплинам приняли участие 273 выпускника нашего района. Заявлено было 277 участников, из них 4 отсутствовали по уважительным причинам. Наибольшее количество одиннадцатиклассников выбрало ЦЭ по математике – это 108 человек, 42 – по биологии, 34 – по истории Беларуси, 26 – по обществоведению, 18 – по английскому языку, 3 – по географии. В организации тестирования были заняты 115 педагогов. Председателем комиссии репетиционного централизованного экзамена была назначена директор аграрного колледжа Светлана Николайчик, заместителем – начальник отдела по образованию Дмитрий Игнатчик и секретарем комиссии – главный специалист отдела по образованию Татьяна Мысливец. Был создан оргкомитет в составе 9 человек. Все педагоги и участники организации пробного централизованного экзамена неоднократно изучали Инструкцию по проведению ЦЭ, проводились вебинары. Особенно тщательно проводилась подготовка с педагогами, которые находились в аудитории, где проходил экзамен, были разработаны методички с инструкцией по распределению их обязанностей.

Репетиция централизованного экзамена прошла на базе аграрного колледжа

На пункте проведения ЦЭ была организована работа фельдшера, дежурила бригада скорой помощи, работал педагог-психолог. За медицинской помощью обратились 4 учащихся. Ничего страшного не произошло – просто ребята переволновались.

Перед началом пробного централизованного экзамена детям был предложен завтрак в своих учреждениях образования. Учащихся доставляли в пункты ЦЭ организованно, согласно графику, в сопровождении педагогов. Пройти в здание можно было строго по предоставлению паспорта и пропуска. Учащиеся проходили еще несколько фильтров, где у них проверяли наличие необходимых документов и сверяли списки с фамилиями и предметом пробного централизованного экзамена.

В ходе ЦЭ ученики смогли ознакомиться с тематикой тестовых заданий, проверить уровень знаний на данном этапе по выбранным учебным предметам, наметить пути более эффективной подготовки к экзаменам и устранения пробелов в знаниях по ранее изученному материалу, приобрести технические навыки заполнения бланка ответов, психологически подготовиться к предстоящим вступительным испытаниям.

В какую аудиторию попадет выпускник, решали при помощи жребия – случайным образом. По такому же принципу распределяли наблюдателей, которые будут находиться в аудитории. В каждом зале – три педагога, один из них назначался ответственным. Экзаменационные материалы были доставлены в пятницу вечером. Они были опломбированы и хранились в закрытом сейфе. Их вскрытие, а после завершения мероприятия и упаковку, провели непосредственно в аудиториях. Также и кабинеты, где проходили ЦЭ, были закрыты и опломбированы накануне, в пятницу вечером. Отсчет времени, отведенного на выполнение работы, начинался после получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы. Инструктаж, заполнение регистрационных полей сюда не входят.

Больше всего времени предоставляется тем, кто сдает математику и физику – 210 минут. На языки – русский, белорусский, иностранные (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) – отведено 120 минут. Столько же времени дали ученикам, сдающим ЦЭ по биологии. На экзамене по химии, куда разрешено взять калькулятор, предоставлялось 150 минут. Меньше всего времени тем, кто сдавал географию, историю Беларуси, обществоведение, всемирную историю, – 90 минут.
Репетиционное тестирование было проведено по материалам, предоставленным РИКЗ (Республиканский институт контроля знаний). Обработка бланков ответов и расчет результатов будет осуществляться по технологиям централизованного экзамена и централизованного тестирования.

В соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена до 1 февраля текущего года в учреждениях образования созданы комиссии по регистрации и обеспечению участия в централизованном экзамене.

Определиться с учебным предметом, который будут сдавать на централизованном экзамене, учащиеся должны до 1 марта. Таким образом, окончательный выбор необходимо сделать в феврале.

Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия учреждения образования. Учащимся никуда ездить для этого не надо. Для участия в основной срок проведения централизованного экзамена регистрация будет проводиться с 1 по 20 апреля 2023 года.

Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов после регистрации невозможно.
Результаты репетиционного ЦЭ будут доступны на сайте РИКЗ по данным паспорта через 2-3 недели после сдачи, а также посредством SMS-оповещения.

«Считаю, что мы справились с поставленной задачей. Организовали пробный централизованный экзамен достойно. Вместе с тем необходимо некоторые моменты обсудить, внести предложения и выработать оптимальные решения и подходы, чтобы облегчить решение всех организационных вопросов», – рассказала председатель комиссии Светлана Николайчик.

Впечатлениями и эмоциями от участия в «репетиции» поделились будущие выпускники:

«Главное – мы поняли, какой будет экзамен в мае. Скажу, что до пробного ЦЭ было очень волнительно. А сейчас убедилась: нам упростили систему сдачи выпускных экзаменов. Появилась возможность больше сосредоточиться на тех предметах, которые необходимы при поступлении», – говорит 11-классница СШ № 1 Алина Шикула.

«Задания были несложными. Мы много решаем в школе, поэтому справился быстро. Думаю, что результат должен быть неплохим. Правда, тесты были прошлогодние, хотелось бы попробовать чего-то новенького. Единственное, что было тяжело, так это начало ЦЭ. К 8.00 мы были в школе, а начало экзамена в 11.00», – добавляет ученик СШ № 1 Егор Коляда.

«Написал экзамен меньше, чем за два часа. Думал, будет сложнее: я сдавал пробное репетиционное тестирование, и там задания были тяжелее. А так оно действительно по принципу очень похоже на обычное ЦТ, только часть В вроде бы стала шире. Мы посмотрели, что нас ждет. Стало спокойнее. И в целом, наверное, новая вступительная кампания станет лучше: сдаем выпускной экзамен и получаем сертификат», – добавил учащийся СШ № 1 Дмитрий Юрашевич.

Мнением о нововведениях в системе образования и о пробном централизованном экзамене поделилась заместитель директора гимназии Елена Орлинская:

«Экзамен прошел на сто баллов! Все было организованно, четко, продуманно, доброжелательно. Детям объяснили каждый момент до черточки, поэтому никаких вопросов у них не было.

Раньше ребята, оканчивающие 11 классов, выдерживали четыре обязательных экзамена: по русскому или белорусскому языку, математике, истории Беларуси и иностранному. А потом, исходя из реальных интересов и способностей, выбирали вуз и дополнительно сдавали ЦТ как минимум по трем предметам. И если взять, к примеру, тот же медицинский университет, то выпускникам следовало основательно готовить, помимо экзаменационных предметов, еще химию и биологию. Нагрузка получалась колоссальной.

Предполагается, что введение ЦЭ, который послужит и итоговой школьной аттестацией, и сертификатом в вуз, поможет снизить выпускной стресс. В том числе для выпускников учреждений общего среднего образования не будет необходимости при выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ принимать во внимание, является этот предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования. Все это направлено на создание максимально удобных условий для абитуриентов. Раньше дети сдавали итоговые выпускные экзамены за курс общего среднего образования и готовились к ЦТ. По сути, школьники делали двойную работу: писали по русскому или белорусскому изложение, по математике – контрольную работу. И в это же время необходимо было готовиться к тестированию. А сейчас у них будет одна определенная форма централизованного экзамена. Это упрощает работу для учителей и детей.

Что касается волнующего будущих выпускников вопроса о возможности повысить балл аттестата за счет лучшей отметки по экзамену, то в аттестат, как и ранее, будет выставляться среднеарифметический балл между годовой отметкой по предмету и отметкой за централизованный экзамен. По моему мнению, это наилучшее преобразование в системе образования».

Татьяна Кононенко