Хорошо развитую транспортную систему общей протяженностью 5 500 км. представляет сегодня собой Белорусская железная дорога. На долю железнодорожного транспорта в нашей стране приходится около 75% грузовых и более 50% пассажирских перевозок. На Белорусской железной дороге трудится более 110 тысяч человек.

Железнодорожную станцию «Дрогичин» Александр Шедько возглавил в ноябре 2019 года. К тому времени за плечами молодого человека было всего несколько месяцев работы составителем поездов на железнодорожной станции «Брест-Восточный», куда Александр распределился после окончания Белорусского государственного университета транспорта. Не каждый в возрасте 22 лет согласится на руководящую должность, да и современной молодежи свойственно стремиться из провинциальных городков в столицу или областные центры. А тут наоборот, Александру предложили должность начальника станции в маленьком Дрогичине. И он согласился.

– Для меня это было повышением по должности. А Дрогичин – мой родной город, здесь я родился и вырос. Работа в должности начальника станции позволит мне набраться опыта, а дальше будет видно, как сложится жизнь, – так объясняет свой выбор Александр Валерьевич Шедько. – Конечно же, волновался, когда представляли перед коллективом. Все люди – старше меня по возрасту, с большим опытом работы на железной дороге. Но все отнеслись ко мне хорошо, на первых порах много помогали. А это было очень важно для меня, так как стажировка на должности начальника станции не предусмотрена. Пришел – и сразу за работу.

Транзитом через станцию «Дрогичин» проходит много грузовых составов, заметно прибавилось так называемых контейнерных поездов. А вот объемы грузов, которые отправляются отсюда и непосредственно приходят на станцию, по сравнению с прежними временами, к сожалению, значительно снизились. В частности, по местным железнодорожникам больно ударило закрытие комбикормового завода.

В такой ситуации показатели 2020 года порадовали коллектив. Во-первых, от объемов грузов зависит размер премиальных, а во-вторых, железнодорожникам приятнее работать, когда жизнь на станции кипит. Так, в прошлом году по сравнению с 2019-м здесь было отгружено на 13,6% грузов больше.

– Основным нашим клиентом является ГЛХУ «Дрогичинский лесхоз», – рассказывает Александр Шедько. – Предприятие отгружает круглый лес и щепу. Щепа по железной дороге транспортируется в Польшу, древесина – по Республике Беларусь. Правда, в прошлом году и круглый лес грузили за границу: в Румынию, Польшу, Литву. Дрогичинский лесхоз – очень порядочный, дисциплинированный клиент, который достойно держит свою марку: своевременно отгружает вагоны и рассчитывается с железной дорогой, – отмечает Александр Валерьевич.

Начальник станции «Дрогичин» Александр Валерьевич Шедько и дежурный по станции Екатерина Ивановна Супрун. Фото Нины ТКАЧУК

Что же касается выгрузки (а в прошлом году на станции было выгружено 1818 вагонов, что на 250 больше, чем в 2019 году), то здесь основными клиентами железнодорожников являются строительные и дорожные организации, а также предприятие «Дрогичинхимтехуслуги». Так, для СУ-25 и ПМК-8 по железной дороге доставляются кирпич, щебень, отсев, для «Дрогичинхимтехуслуг» – различные удобрения, доломитовая мука, калий хлористый. Строительные грузы получают и дорожные организации.

Погрузку и выгрузку, согласно заключенным с клиентами договорам, осуществляет техника и персонал предприятия «Брестгрузтранслогистик», производственный участок которого базируется на территории станции.

Как оказалось, железнодорожники проявляют немалый интерес к урожайности сахарной свеклы. Аграрии свозят сладкие корни на Дрогичинский свеклоприемный пункт, где они отгружаются в вагоны, а затем железнодорожным транспортом доставляются на Жабинковский сахарный завод.

– В прошлом году наша станция доставила предприятию-переработчику порядка 55000 тонн сахарной свеклы, что также больше, чем в 2019 году, – уточняет Александр Валерьевич. – Хотя урожайность этой культуры и не была высокой. Дело в том, что на станции «Янов-Полесский» закрылся свеклоприемный пункт, и часть сельхозпредприятий соседнего района привозили свой урожай сахарной свеклы в Дрогичин.

Сквозь шум дождя и герметично закрытые окна в зал ожидания пробивается приятный женский голос. Дежурный по станции Екатерина Супрун оповещает пассажиров о том, что вскоре на первый путь прибудет поезд региональных линий из Бреста.

Не сосчитать, сколько раз за пять лет Екатерина Ивановна с завистью вслушивалась в такие же объявления, мечтая когда-нибудь стать дежурным по станции. Но ей приходилось трудиться станционным рабочим: убирать служебные помещения, территорию станции, зимой расчищать снег.

Родом Екатерина Ивановна из д. Вулька Радовецкая, на малой родине живет и сейчас. Железная дорога манила ее с детства, а форменная одежда, в которой так элегантно выглядели работающие здесь женщины, казалась школьнице невероятно красивой. Замуж она вышла за монтера железнодорожных путей. И сама устроилась работать на станцию.

Старательно управляясь с тряпками, метлой и лопатой, Екатерина Ивановна живо интересовалась обязанностями дежурного по станции. Чтобы превратить мечту в реальность, она поступила заочно учиться в Брестский железнодорожный колледж. Прошла стажировку по должности дежурного по станции, успешно выдержала экзамены – и в марте нынешнего года приступила к самостоятельной работе.

– Должность очень ответственная, но мне она нравится, – с улыбкой произносит Екатерина Супрун. – Поначалу, конечно же, было тяжело, – опыт приходит со временем. Для каждого человека важно, чтобы профессия, место работы были по душе. На работу надо идти с интересом, с любовью, с хорошим настроением, а не в тоске и унынии и с мыслью: «Боже, скорее бы рабочий день закончился!» – справедливо замечает женщина. – Например, мне ни капельки не хотелось стать билетным кассиром, хотя это ведь тоже железная дорога.

Екатерина Ивановна среди своих коллег – новичок. Всего же в должности дежурного по станции трудится 5 человек. Сменяя друг друга, они заступают на 12-часовое дежурство. Наибольший стаж у Анатолия Николаевича Пронюка: 33 года своей жизни мужчина посвятил железной дороге. В отсутствие начальника станции Анатолий Николаевич исполняет его обязанности. Именно Пронюк стал для неопытного начальника станции главным наставником.

– Дежурный – по сути главный человек на станции, – говорит Александр Шедько. – Он организовывает и контролирует работу станции в части передвижения всех поездов, маневровых составов, открывает светофоры, отвечает за безопасность движения. Работает он не только за пультом. И в проливной дождь, и в метель дежурный встречает и провожает составы на платформе, открывая входной и выходной сигналы. Так как на нашей станции имеется пост безопасности, то дежурный визуально осматривает все проходящие составы на предмет повреждений в колесных парах, буксовых узлах, проверяет наличие хвостового сигнала на последнем вагоне, – в полном ли составе проследовал поезд. То есть осуществляет контроль за техническим состоянием вагонов.

Так что не только элегантную форменную одежду, которая украшает женщин, приходится носить Екатерине Супрун и ее коллегам. Но и бушлат, водонепроницаемый плащ, а если нужно выйти на путь, то и сапоги-берцы на маслостойкой подошве доводится обувать.

Второй по старшинству и стажу работы на железной дороге среди дежурных – Михаил Александрович Цуник. Он здесь трудится порядка 30 лет. Не занимать опыта и Наталье Владимировне Супрунович, Алексею Витальевичу Борсуку. Одним словом, команда подобралась ответственная, добросовестная.

Виктор Иванович Радько на станцию «Дрогичин» трудоустроился 30 лет назад. Не сказать, чтобы по призванию. Просто нужна была работа, а на железную дорогу люди не особо стремились. Начинал с должности составителя поездов. И сам не заметил, как железная дорога увлекла, стала смыслом жизни.

– Влюбился всем сердцем, – со свойственным ему озорством объясняет Виктор Иванович. – Железная дорога обладает необычайной силой, она притягивает к себе. Если ее полюбишь, то уже не сможешь на другую работу уйти. Молодое руководство нас, стариков, поддерживает, а мы, в свою очередь, помогаем молодежи. На железной дороге по-другому нельзя, – здесь важны единство и взаимопонимание, иначе будут поезда опаздывать. На железной дороге и дисциплина должна быть железная!

Сегодня Виктор Радько работает агентом коммерческим по транспортному обслуживанию.

Если дежурный по станции отвечает за безопасность движения, то агент коммерческий – за безопасность и сохранность груза. Да, он работает в кабинете с документацией, но, пожалуй, больше времени проводит на путях: осматривает вагоны в коммерческом отношении, правильность погрузки грузов, контролирует сохранность подвижного состава после грузовых операций.

Много лет в одном коллективе трудятся агенты коммерческие Наталья Анатольевна Литовчик (слева), Виктор Иванович Радько и кассир билетный Галина Николаевна Веремейчик. Фото из архива архива станции «Дрогичин»

И на этом участке трудится «боевая» пятерка, в составе которой железнодорожник с 38-летним стажем Виктор Николаевич Бакуль. В 2017 году он был награжден нагрудным знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы III ступені». Есть в этом маленьком коллективе и представительница слабого пола. В агента коммерческого осенью переквалифицировалась в прошлом кассир товарный Наталья Анатольевна Литовчик.

– Если Анатолий Пронюк в целом по станции официально является моим заместителем, то Наталья Анатольевна в силу своей компетенции – мой негласный заместитель по работе в грузовом хозяйстве, – хвалит женщину начальник станции. – Она сведуща во всех вопросах, внимательно изучает нормативную документацию.

К сожалению, уменьшаются и пассажирские перевозки по станции «Дрогичин». Люди все чаще отдают предпочтение личному автомобильному транспорту, «маршруткам». Мощный удар по пассажирообороту, по продаже билетов на поезда дальнего следования нанесла пандемия. Штат билетных кассиров пришлось сократить на одного человека. Сейчас 5 кассиров работают на остановочном пункте в Дрогичине, 2 – в Антополе, 2 – непосредственно на станции в Нагорье. Александр Шедько спокоен за «билетную» службу. Умело руководят своими подразделениями старшие кассиры Светлана Евгеньевна Рапинчук и Лариса Александровна Кушель. Да и остановочный пункт «Антополь» в надежных руках: кассиры Тамара Васильевна Кузьмич и Татьяна Васильевна Бортник успешно справляются со своими обязанностями.

Из дистанционных рабочих Александр Валерьевич особенно отметил Веру Павловну Кинчак, которая работает на остановочном пункте в Дрогичине. Она всем сердцем переживает за порядок «на вверенной территории», сажает цветы и с любовью ухаживает за ними.

– У нас все люди замечательные. Коллектив очень дружный, хороший, друг друга всегда поддерживают, помогают. В каждой должности есть опытный человек, на которого мне, как начальнику станции, можно положиться, – говорит Александр Шедько. – Всего же на станции «Дрогичин» трудится 24 человека. От чистого сердца поздравляю и нынешних работников, и ветеранов с профессиональным праздником – Днем железнодорожника. Крепкого всем здоровья, мира, неиссякаемой жизненной энергии, благополучия.

Нина ТКАЧУК
Фото автора и из архива станции «Дрогичин»