Мероприятия, которые проводятся с людьми и для людей, должны не только развлекать, но и воспитывать, давая повод к размышлению и подводя к каким-то определенным выводам. Именно таких убеждений придерживается художественный руководитель Детковичского сельского Дома культуры Любовь Ивановна Приходько, планируя работу с населением. В один из праздничных вечеров она решила организовать и провести со своими односельчанами необычное мероприятие — дискуссию по проблемам взаимоотношения детей и родителей. Таким образом культработник хотела привлечь внимание сельчан к этой теме и вместе с ними поискать ответ на самый насущный из вопросов: как в современных условиях, где множество соблазнов и искушений, вырастить и воспитать хорошего человека?
В общественных местах заранее были развешены объявления с приглашением к диалогу, однако в фойе Дома культуры, где намечалось мероприятие, собрались в основном женщины. Послушать, что говорит и думает народ, и озвучить свое мнение по предложенной теме дискуссии, пришли также руководитель сельхозкооператива «Агро-Детковичи» Михаил Михайлович Новик и председатель Антопольского сельисполкома Михаил Михайлович Щербач с супругами. В числе участников мероприятия были многодетные матери, бывшие и нынешние педагоги местной школы, и просто достойные жители здешних мест.
Серьезному разговору предшествовала развлекательная часть. Участники детской художественной самодеятельности показали присутствующим небольшой концерт, а затем взрослые перешли к диалогу. Обсуждались самые разные вопросы. К примеру, с какого возраста нужно начинать приучать ребенка к труду? В этом случае председатель СПК вспомнил притчу: женщина с этим же вопросом обратилась к мудрецу. Тот спросил мать: «А сколько лет вашему ребенку?» «Три года», — сказала женщина. «Вот ровно настолько вы и опоздали», — ответил мудрец.
Тему продолжила педагог Детковичской школы Мария Степановна Грабинская, в семье которой растет и воспитывается трое детей – 18-летний Игорь, 15-летняя Наталья и 10-летний Влад. Многодетная мама дала практические советы из собственного опыта. К примеру, когда малолетний ребенок просит подать игрушку, не надо спешить выполнять его просьбу. Нужно попросить малыша: «Постарайся достать сам», и твердо настоять на этом. Это и есть приобщение к труду с самого раннего возраста», — подчеркнула М.С.Грабинская.
Примечательно то, что к теме разговора никто не готовился, никто заранее не искал ответов на поставленные вопросы. Обсуждая те или иные жизненные ситуации, присутствующие говорили то, что они думают по этому поводу, и как они решают подобные проблемы в своей семье.
Многие сходились во мнении, что воспитание ребенка требует индивидуального подход. К примеру, в семьях Таисии Геннадьевны Цимбота и Ирины Леонтьевны Млынец – по трое детей, однако, как утверждали женщины, методы, поощрения или запреты, которые хорошо действовали на одного, совершенно не срабатывали в отношении другого, и были абсолютно неприемлемы по отношению к третьему ребенку. Потому что все они – разные…
К сожалению, готовя детей к самостоятельной жизни, ни в одном учебном учреждении не учат, как впоследствии стать хорошими родителями и вырастить хорошего человека. Хотя еще Макаренко говорил, что отсутствие в школе предмета, где молодым людям объясняли бы, как следует воспитывать детей – непозволительное упущение. Прошли десятилетия, а подобных уроков в школе так и не появилось. Но это не значит, что науку воспитания нельзя постичь самостоятельно. И такие мероприятия, как дискуссия в Детковичском сельском Доме культуры, – хорошее начало в решении многотрудной задачи по воспитанию достойных граждан будущего.
Галина ШАФРАН
Фото автора