У многих из нас на родной улице прошло как минимум несколько этапов жизни. Это детство, отрочество, юность. И они для нас самые счастливые, полные радостных воспоминаний. Кто-то и, более того, весь свой жизненный путь провел на одной улочке, которая по-особенному ему дорога. Продолжаем нашу рубрику «Каким он был, Дрогичин». На этот раз мы совершим небольшое путешествие в прошлое улицы Юбилейной. Она берет свое начало от магазина «Калина», который в народе называют «сороковым». Потом идут частные дома, преимущественно 60-х годов постройки, за пересечением с улицей Освобождения следует квартал, где базируются разные организации, после него дорога, изгибаясь, ведет через поле к самому «Экзону». Сама по себе она достаточно длинная, хоть и заселена только первая ее часть.

Софья Ивановна Бердник:

– Я родом из Ивановского района. На этой улице мы с мужем начали строиться с 1968 и заселились где-то в 70-м или 71-м (точно уже не помню). Живу я в переулке, он застраивался немного позже, чем основная улица. У нас низкое место, и часто затапливало. То весной снег сойдет, то после сильных дождей у нас случалось «наводнение». Приходилось сапоги надевать, чтобы просто выйти из дома и идти на работу. Ступив на саму улицу, переобувалась в туфли. Земельные участки с восточной стороны всегда в воде были. Людям приходилось делать настилы, чаще всего из досок, из кирпичей, чтобы порой просто заниматься хозяйственной деятельностью, свободно ходить. А земли, грунта для подсыпки своих участков возили мы тоннами. На самой улице Юбилейной дорога получше была.

У улицы Юбилейной есть одна особенность: от нее влево и вправо идет много переулков-заездов. Помимо большого переулка, связующего Юбилейную со Спортивной, можно насчитать еще 7 маленьких. Каждый из них ведет в тупик, и на каждом находится еще по одному дому с каждой стороны. Фото автора

Сергей Петрович Волосюк:

– Родился и вырос я здесь, на этой улице. Застраивалась она с конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века. На этой окраине города выделялись земельные участки для строительства молодым семьям. Так получилось, что новые жители улицы практически все были одного возраста. Примерно по 25 всем было, плюс-минус несколько лет. Поэтому на Юбилейной и детей было много, и все также примерно одного возраста. Бывало, на дороге одновременно могли играть около 40 ребят. Машины тогда по ул. Юбилейной ходили крайне редко. Может, за день две и проедут, прогоняя с проезжей части играющих в футбол мальчуганов.

Все жили дружно на этой улице. Взрослые собирались у кого-то дома, во дворе накрывали столы, выпивали, закусывали, ставили на радиоле пластинки и устраивали танцы. Мы же, дети, своими играми были заняты. Жили все дружно, всегда помогали чем могли, если кто-то попал в беду.

В 60-е и 70-е годы в домах все выглядело примерно одинаково: советские диваны, серванты, кресла. Никто особенно не выделялся, да и не мог себе позволить что-то другое, более роскошное. Помню, когда появились у людей первые телевизоры, так со всей улицы к ним приходили дети и взрослые посмотреть фильмы и телепередачи. Так и в нашем доме было. У меня навсегда сохранились в памяти светлые воспоминания детства, проведенного на улице Юбилейной.

Счастливые папы и их дочки: Петр Волосюк с дочерью Светланой и Владимир Лакуц с дочерью Еленой. Фото сделано в середине 70-х гг.

Настало время, когда дети выросли, и стали покидать родительские дома. Кто-то поехал на учебу, кто-то отправился служить в армию. Было время, когда на улице одна за другой играли свадьбы. Прошли годы. Наши родители, которые заселяли улицу, состарились, и многих из них уже нет в живых. В основном поредели ряды мужчин. Уезжала и молодежь. Многие из моих ровесников разъехались кто куда. Проходя по улице, кроме жилых, можно увидеть и пустующие дома.

Дорога на ней долгое время была проселочной, земляной. Ее посыпали песком. Часто жители улицы выносили золу и высыпали ее прямо на дорогу. С восточной стороны улицы как-то низко было и всегда по весне там была большая вода. Для нас, ребят, грех было не поплавать на импровизированном корабле, который являл собой ванночку или связку из бревен, по самой полноводной части улицы. В 70-е годы, когда движение стало более интенсивным, дорогу совсем разбило. Сплошная грязь. К концу десятилетия дорогу подсыпали отсевом, и она выровнялась.

За пересечением с улицей Освобождения раньше были бескрайние луга, на которых каждую весну стояла вода. Летом, конечно, все высыхало. Где была некоторая возвышенность, там люди обрабатывали землю. А вот между нынешними автопарком и ДРСУ прежде был пруд. Возможно, природного происхождения. Там всегда карасей много водилось. Мы в детстве в той сажалке часто ловили рыбу.

В конце 70-х в той части улицы началось большое строительство. Одно за другим там возводились административные здания разных организаций. Строителям потребовалось очень много возить туда земли, чтобы поднять уровень. Вместе с тем произошло подключение улицы к центральной канализации, к водопроводу. Когда было завершено строительство инженерных сетей, на дороге уложили новое твердое покрытие.

Напротив автобазы сейчас есть небольшое двухэтажное здание. Там сейчас офис фирмы «Эффект-плюс» (монтаж газового оборудования). А прежде, в конце 90-х – начале «нулевых», там было предприятие по производству питьевой газированной воды «Элиза». По соседству с этим зданием находится строительный магазин «Строймаркет». В годы нашего детства там было какое-то замороженное строительство. Просто кирпичная кладка неоконченная. Мы детьми часто играли там и даже загорали на этих кирпичах. Также там были постройки типа мастерских. Просто стены из кирпича с положенными перекрытиями без окон и дверей. Ходили слухи, что на том месте хотели построить какой-то консервный завод. В самом конце улицы справа есть двухэтажная постройка из красного кирпича. Там в свое время находился склад ядохимикатов Дрогичинской райсельхозхимии. Сейчас не знаю, как и кем используется это здание.

В годы Великой Отечественной войны через нашу улицу проходили линии немецкой обороны. В июле 1944 года, когда наступали войска Красной Армии, оккупанты пытались оказать им сопротивление. На территории, принадлежащей сейчас коммунхозу, прежде можно было заметить еще не стертые временем немецкие окопы. Рассказывают, что там находили каски, патроны, гильзы и т.п. А вот в восточной части улицы, где уже постройки заканчиваются, следы от оставшихся после войны укреплений были заметны и до недавнего времени. По всей видимости, по немецким оборонительным позициям бомбили советские самолеты. За дворами некоторых домов по нашей улице имелись ямы от авиационных бомб. Они были глубиной в рост человека и около 6 метров в диаметре. Одну из них использовали для сброса мусора.

Многие из жителей улицы работали в больнице, а также в находящейся неподалеку автобазе. Мой отец, Петр Николаевич, был одним из первых водителей автобусов автобазы. Он даже открывал некоторые маршруты в нашем районе, например, из Дрогичина в Сварынь.

Напоследок отмечу, что улица на протяжении долгих лет была тихой – машины по ней ездили крайне редко. С размещением в восточной ее части разных организаций ситуация изменилась. Особенно сейчас, когда в конце улицы построили автозаправку. По ней ездят легковые и грузовые автомобили, автобусы и фуры.

Геннадий Александрович Климович:

– Я всю жизнь живу на этой улице. Родился я в 1965 году. Она начала застраиваться в конце 50-х годов прошлого века. За теперешним перекрестком с ул. Освобождения был пустырь. Если вглядеться, то можно было увидеть очертания домов в Липниках. С конца 70-х начали на том месте строить базы для разных организаций, служб района. Первым делом построили здание для ЖКХ, которое расположено на улице Освобождения, а часть объектов выходит на нашу Юбилейную. Потом напротив коммунхоза обосновалось РСУ (ремонтно-строительное управление). Прежде это была самостоятельная организация, а примерно 20 лет назад ее присоединили к ЖКХ. В 1986 году построено администравтивное здание автоколонны 2452 (сейчас это автопарк №15). За ним, в 1987, переселилось ДЭУ-177 (ДРСУ-177). Дрогичинский лесхоз был образован в 2003 году, прежде наши леса относились к Кобринскому лесхозу. Администрация лесохозяйственной организации заняла двухэтажное здание на улице Юбилейной. Не скажу точно, что там было сразу до того, но в советское время в этой постройке располазгалась организация Райсельэнерго. Это была служба, которая обслуживала электрические сети в деревнях, в первую очередь, на колхозных объектах. Далее за ДРСУ находится дорожно-строительное управление №32.

На территории ДРСУ-177 есть необычный музей – единственный на всю область. Он представляет собой площадку, где размещены виды твердых дорожных покрытий – от булыжного до современного аналога – холодного асфальтобетона, используемого дорожным ремонтно-строительным управлением №177 в разные периоды времени. Есть также и примеры дорожных знаков, указателей (деревянные, бетонные, металлические), которые стояли на наших дорогах в разные годы. Фото Андрея РАССАФОНОВА

Магазин «Калина» был построен относительно недавно, где-то в конце 80-х годов. До этого в том месте пустырь был, деревья росли. Помню, мы еще пацанами бегали туда играть, поставили самодельный деревянный турник и крутили на нем «солнышки» и подъемы с переворотом.

Василий Николаевич Безак:

– Я не живу на улице Юбилейной, но много лет, с 1981 года работаю в автопарке №15 (тогда автоколонна 2452 г. Дрогичина). Когда я только пришел в эту организацию, она располагалась на улице Октябрьской. Автоколонна расширялась, в то время у нас добавлялись новые единицы транспорта, и рабочего пространства не хватало. С каждым годом все острее ощущалась эта проблема. Например, два раза в год выпадало по нескольку дней выходных: на майские праздники и на Октябрьскую революцию. Все работники, даже те, кто был в командировках, приезжали домой и ставили вверенный им транспорт на территории автоколонны. Теснота была страшная, даже на краю проезжей части улицы парковали автобусы и грузовые машины. Поэтому и стало жизненно необходимым нам перебраться на новое место.

Наш директор Владимир Владимирович Гац стал добиваться решения этого вопроса, обратившись к руководству района. В то время, в 80-е годы, обустраивалась улица Юбилейная, вернее та ее часть, где сейчас находятся разные организации. С 1983 или 84 началось строительство нового административного здания автоколонны. В роли подрядчика выступил наш дрогичинский ПМК-97. Наших работников время от времени отправляли на ул. Юбилейную подсоблять строителям. Надо сказать, что местность там была низкая, болотистая, люди вспоминают, что до начала стройки даже утки плавали. Много возили туда земли. Может на метр, а, может, и на полтора подняли уровень. Землю привозили из Юзефин, Мисовцов и других ближайших карьеров по нашему району. Также грунт, щебень, песок и разные стройматериалы привозили железнодорожными составами на станцию «Дрогичин» и оттуда МАЗами доставляли на стройплощадку.

Слесарь автопарка №15 Василий Николаевич Безак на своем рабочем месте. Фото 20-летней давности

Здание было достроено в 1986 году: где-то в августе-сентябре мы окончательно перебрались на новое место. Административное здание, ремонтная зона и стоянка для транспорта – вот основные части, которые и сейчас занимают территорию нынешнего автопарка. Первые годы работали мы в довольно комфортных условиях. Помимо батарей отопления, у нас в ремзоне были установлены и воздушные обогреватели. Зимой мы телогрейки, фуфайки не надевали, трудились без теплой верхней одежды, в жилетах и гимнастерках. Сейчас этого уже нет. Установленные на высоте калориферы один за другим выходили из строя, а на их ремонт уже никто не тратился. Период высшего подъема в биографии нашей организации пришелся на конец 80-х, а с 90-ми, как и везде, наблюдался экономический спад. Что сказать, в 80-е у нас и работало свыше 500 человек, в разы больше единиц автотранспорта было, чем теперь. Сейчас тружеников автопарка около 70 насчитывается.

Была в здании нашей организации и баня хорошая, бассейн. На теперешний момент этого уже нет.

Андрей РАССАФОНОВ

P.S. Благодарим учителя истории СШ №1 и знатока истории г. Дрогичина Сергея Петровича Волосюка за помощь в подготовке материала