Каким был наш Дрогичин? История улицы Освобождения

Не позавидуешь жителям центральной части этой улицы Дрогичина. Ежедневно, примерно с 5 утра, по ней раздается рев моторов и шум проезжающей грузовой техники. Рядом находится лесхоз, коммунхоз, ДРСУ-177, автозаправка «Славнефть», да и автобусы с раннего утра тоже часто по этой улице курсируют. Ее жители, которые не привыкли подниматься в такую рань, наверняка испытывают определенные неудобства. Это то же самое, что жить в непосредственной близости от железнодорожной ветки…

Речь идет об улице Освобождения. У нее есть еще одна загадочная особенность. В южной части улицы, которая ведет от перекрестка с ул. Ленина в сторону железной дороги, почти все жилые дома построены из красного кирпича и на каждом из них – мансарда. Как будто один подрядчик строил жилье всем жителям улицы по единому проекту. Выясним, в чем же тут дело?

Иван Васильевич Капуза:

Я построил свой дом в южной части улицы. Приусадебный участок мне выделили в 1973 году. Место там очень низкое, и часто, даже сейчас, у нас затапливает огороды. А тогда строить приходилось в сплошной воде. Мы возили землю, много раз делали подсыпку. Это касается не только части нашей улицы, где я живу, но и частично современных улиц: Комсомольской, Ленина и 60 лет БССР. Здесь довольно низкое место. Потом уже по обе стороны от дороги на Комсомольской и вдоль ул. Освобождения прокопали канавы, а через Комсомольскую проложили трубу. Это помогло, однако до сих пор, случается, наши участки подтапливает. Недавно, в июне, когда выдался аномальный ливень, вода у нас даже на кухне стояла.

Такая же ситуация долгие годы наблюдалась и на дороге. Каждую весну и осень ее размывало, стояли непроходимые лужи, даже сажалками их можно было назвать. Люди, которым приходилось по улице идти на работу, шли в резиновых сапогах, а уже возле нашего дома, где этот водный барьер заканчивался, переобувались. Да и техника – трактора, грузовые машины – нередко застревала в этих лужах. Потом уже уложили на нашей улице щебенку, позже заасфальтировали.

Антон Иванович Артющик:

Я один из первых, кто поселился в этой части улицы. Это было в 1973 году. Примерно в одно время со мной построил дом и Василий Шумило. Помню, я тогда ездил в Липецк, откуда привез финский домик. Участок для строительства мне предоставили на улице Освобождения (Восточная). Какой там участок? Сплошная вода стояла. Приехал ко мне специалист из отдела архитектуры райисполкома на месте сделать разбивку. Как раз перед тем прошел дождь, и все там поплыло. А он в брюках, в туфлях, говорит: «Как быть, ведь здесь воды-то по колено». Делать было нечего, он разулся, снял носки и полез в лужу.

Напротив дома Кучинских вообще сажалка стояла на дороге. Один раз в ней чуть не утонул человек. Мужчина шел по улице пьяный и свалился в этот водоем. Барахтается что есть силы – и в одну сторону, и в другую – и не может выбраться. Я тогда шел с работы и вытащил бедолагу. Вот так мы и жили.

Галина Ивановна Волошко:

– Родилась и выросла я на улице 8 Марта в Дрогичине. На ул. Освобождения живу с 1975 года, после того как мы с мужем получили участок и построили здесь дом. Примерно в те же годы активно застраивалась южная часть улицы. Переселялись сюда в основном семьи из деревень нашего и Ивановского районов. Я, пожалуй, одна из немногих, кто жил до того в Дрогичине.

Почему в этой части улицы так много похожих домов? Строились люди тут в одно время и использовали кирпич с завода в деревне Горынь, что на Столинщине. Белый силикатный кирпич в те времена не так легко было достать, да и красный тоже стоил недешево. Был какой-то архитектурный план, по которому мы должны были строить себе дома обязательно с мансардами, и чтобы три окна было, которые выходили бы на улицу. Вряд ли каждый из нас соорудил настоящую мансарду в полном значении этого слова. Строили, как умели, у многих получилось что-то похожее – просто выступ, балкон.

Когда я еще не жила на этой улице, то помню, что здесь была окраина города, луга, на которые выводили пастись скотину. Люди часто говорили: «Выгоняли коров за еврейское кладбище».

Улица Освобождения не всегда так называлась. Раньше она была Восточной. Люди на ней жили дружно, часто ходили друг к другу в гости, устраивали танцы. Вот, например, Василий Алексеевич Шумило хорошо на гармони играл.

Анна Ивановна Лощинина:

– Я живу в северной части улицы Освобождения за поворотом на ул. Юбилейную. Мы с мужем построили здесь дом в 1972 году. Тогда улица была частично заселена: то тут, то там стояли дома. На углу ул. Освобождения и Партизанской как раз строилась трехэтажка для семей тружеников райсельхозхимии (Партизанская, 25, прим. автора). Чуть позже добавилось и одноэтажное здание общежития райпотребсоюза. В 1975 году построено общежитие Дрогичинского «Межколхозстроя» (ул. Освобождения, 32). А вот многоквартирные дома по ул. Спортивной, 16, 18 (на углу Спортивной и Освобождения) возвели уже в середине 90-х г.г. Туда заселяли ветеранов войны в Афганистане, работников силовых структур района. Говорят, еще в 60-е на месте этих домов было болото, гуси там часто плавали, однако уже в течение последующих 10 лет, один за другим, на нем выросли дома и поселились люди.

Контора райкоммунхоза, которая сейчас занимает двухэтажное здание – по адресу: улица Освобождения, 5 – относительно молодое строение. Оно появилось на карте города в 1990 году. Прежде на том месте стояло старое здание конторы ЖКХ. Это был обычный финский домик, по всей видимости в последствии обложенный красным кирпичем. В нем находилось всего 4-5 кабинетов. До того у коммунальников имелся прорабский участок на улице Ленина, за современным кинотеатром, а на Восточной тогда и вовсе был пустырь, росли кусты. Предположительно к началу 60-х годов там построили первое здание конторы коммунхоза. Чуть раньше, в 1958 году, на улице обосновалась организация «Межколхозстрой» (теперь ПМК-8).

Частные дома, расположенные ближе к улице 17 Сентября, строились уже после 90-х годов. Эти бараки входили в так называемый подменный фонд. Если у кого-то в жилище проходил ремонт или возникали другие обстоятельства, то людей заселяли на время в эти дома. Со временем они обрели постоянных хозяев.

Долгие годы на месте автостанции было еврейское кладбище. Мы еще видели, когда проходили мимо, вросшие в землю надгробия. В середине 70-х годов прямо там, на месте захоронений, построили новую автостанцию.

Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА
и из личного архива Ивана Капузы и Антона Артющика