spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Какой быть современной школе. Мнение учителя-методиста Елены Протасевич

Дата:

Текущий учебный год уже перешагнул за экватор, но в учебных учреждениях не перестают обсуждать инициативы и решения, которые выдвигались и принимались на большом республиканском педсовете, проходившем в конце августа минувшего года в Минске. В его работе приняли участие около 1000 педагогов, директоров школ, представителей высшего руководства страны, в том числе – и Президент республики Александр Григорьевич Лукашенко. В ходе этой масштабной встречи велась дискуссия о том, какой быть современной белорусской школе, обсуждалась роль учителя и конечная цель его работы, переход на новые учебники и возможности шестого школьного дня…

А что думает по поводу этих и других актуальных вопросов системы образования единственный в нашем районе «учитель-методист», преподаватель математики СШ №1 г.Дрогичина Елена Борисовна Протасевич, которая также была делегатом августовского республиканского педсовета? Тем более что сегодня она – не только признанный профессионал в своем деле, член клуба «Хрустальный журавль», который на добровольной основе объединяет участников конкурса «Учитель года» республиканского и областного уровней, но и обычный классный руководитель, а также мама выпускника-одиннадцатиклассника. И поэтому не только как педагог, но и как родитель сталкивается со многими нюансами учебного процесса.

Некоторые предложения, озвученные на республиканском педсовете, уже стали действительностью. В частности, отменены экзамены для поступления в гимназию после 4-го класса, и отныне детей туда будут принимать по территориальному признаку, то есть по прописке, а программа обучения, вплоть до старших классов, в гимназиях и школах будет одинаковой.

И Елена Борисовна согласна с таким подходом, поскольку «у всех детей в среднем звене должны быть равные условия для развития: и у тех, кто посещает гимназию, и у обычных школьников». А вот к профильному обучению, как считает моя собеседница, можно и нужно готовить детей заранее. По примеру той же Германии, где уже в 5-м классе ученики начинают решать тесты, контрольные задания и работать с психологами, чтобы определить свои склонности к тем или иным наукам и занятиям. Такой подход помогает выявить способности и интересы ребенка и в соответствии с этими критериями, а не с амбициями родителей, как это часто бывает в нашей нынешней действительности, выбрать профиль его дальнейшего обучения.

Кроме этого, Елена Борисовна выступает за разделение по классам учащихся с разным уровнем знаний. Как, к примеру, это имеет место с изучением иностранного языка при поступлении в лингвистический ВУЗ, где в группу определяются студенты с примерно одинаковым уровнем знания иностранного языка. Это облегчит задачи учителя и создаст более комфортные и благоприятные условия для детей с разными способностями.

– Подумайте сами: в классе, где много сильных математиков, ученики средних способностей в изучении точных наук вряд ли будут развиваться и чувствовать себя уверенно и комфортно. Они просто не в состоянии конкурировать с теми, кто на одном дыхании «щелкает» задачи повышенного уровня сложности и находит не одно, а несколько вариантов их решений. В результате у тех, кто слабее, формируется примерно следующая позиция: «Пусть отвечают отличники, они все знают, а что с меня толку? Я лучше тихонько отсижусь!» И в таких случаях самооценка у детей, безусловно, падает. А вот если такой ребенок будет определен в класс с учениками равнозначных способностей, он будет расти, развиваться и открывать в себе какие-то другие способности: в области гуманитарных наук, обретения трудовых навыков и т.д. Поэтому я – за целенаправленную  допрофильную подготовку  учащихся, объединенных в классы по направлениям.

К тому же, подобное деление не должно быть окончательным и бесповоротным приговором. Если на каком-то этапе родители посчитают, что их ребенку нужна, к примеру, та же математика, и школьник, разделяя их убеждение, начнет прилагать значительные и серьезные усилия, чтобы освоить предмет, – он всегда сможет перейти в класс к более сильным ученикам. Но это будет его мотивированный и осознанный выбор и нацеленность на серьезную работу в заданном направлении. И наоборот: если кому-то работа с сильными учениками покажется слишком напряженной и неинтересной – он может поменять класс. Детям надо предлагать возможность выбора и не надо этого бояться, – рассуждает Елена Борисовна.

Педагог Протасевич поддерживает и возможную замену выпускных экзаменов за курс базовой школы на комплексный тест, который будет проверять и оценивать независимая комиссия. С той целью, чтобы полученные отметки помогли детям и их родителям дать объективный ответ на вопрос: куда идти после окончания 9-ти классов? И будет правильно, если ученики, у которых балл свидетельства об окончании базовой школы ниже «шестерки», продолжат обучение в колледжах, после которых также есть возможность поступить в профильные вузы. А в 10-й класс отправятся те, кого не надо будет убеждать хорошо учиться, потому что они сами будут нацелены на знания и будут прилагать максимум усилий для повышения уровня своей подготовки по тому или иному предмету.

Свое мнение у моей собеседницы сложилось и относительно загруженности детей в шестой школьный день. Она считает, что он может быть полезен для дополнительных занятий и факультативов в старших классах, когда школьники активно готовятся к поступлению. Ребятишки младших и средних классов в выходные дни должны учиться помогать маме-папе, бабушкам-дедушкам, развивать общесемейные увлечения. «А то мы иной раз обижаемся на родителей, что они устраняются от воспитания детей, и в то же время в выходные дни сами отрываем их от семьи для проведения школьных мероприятий», – обосновала свою точку зрения Елена Борисовна.

В беседе с педагогом и мамой сына-одиннадцатиклассника я не могла обойти и тему предстоящего централизованного тестирования.

– Наверное, вас, как и многих других родителей, обрадовало то, что с нынешнего года выпускники могут сдавать ЦТ по четырем предметам. А значит, возможности для выбора будущих специальностей у них расширяются…

– Не знаю, как у других, но в моем случае это ничего не меняет. Как педагог я знаю, каких усилий требует качественная подготовка к сдаче ЦТ. И уверена, что хорошо подготовиться сразу по многим предметам просто невозможно. Если, конечно, ребенок – не выдающийся вундеркинд.

Сейчас появился 4-й тест, и я знаю, что некоторые выпускники математику пойдут сдавать просто на «авось». И велика вероятность, что они не смогут преодолеть даже минимальную планку баллов, вследствие чего начнут появляться вопросы к школе и педагогам, что их не научили.

Мой сын избрал химико-биологическое направление и готовится по этому профилю. В качестве четвертого теста мы на каком-то этапе рассматривали и математику. А потом пришли к выводу, что не стоит отнимать время, которое сын может потратить на систематическую работу в том направлении, которое он выбрал. Так что те, кто конкретно определился с будущей профессией, вряд ли пойдут сдавать 4 теста и распыляться на подготовку по дополнительному предмету. Хотя в определенной мере это, конечно же, расширяет возможности для выбора специальностей и вузов, и, возможно, в каких-то случаях поможет снизить нервное напряжение в период вступительной кампании.

При всем этом Елена Борисовна Протасевич разделяет точку зрении министра образования республики И.В. Карпенко, озвученную им на большом республиканском педсовете. «Качество образования, – как подчеркнул тогда Игорь Васильевич, – не должно измеряться количеством победителей олимпиад, результатами ЦТ или заветным местом в гимназии, образование должно оцениваться по уровню личностного и социального развития каждого ученика».

Хотя это, пожалуй, самая трудная и сложная задача – вырастить и воспитать достойного человека.

Галина ШАФРАН

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

В Дрогичине прошел праздничный концерт, посвященный Дню учителя

В Дрогичинском Доме культуры прошел праздничный концерт, посвященный Дню...

Лукашенко поручил вернуться к программе по развитию Полесья

Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил вернуться к программе по...

Яблочный сезон в разгаре

Глава государства обратил внимание на развитие плодоводства в стране. Посетив...

Стали частью яркой истории. Молодежь Дрогичинского района поделилась впечатлениями от участия в мероприятиях

В День народного единства в Минске стартовал Республиканский проект...