«Каждый день – маленький бой, в котором мы должны победить вместе с ребенком»

Не только в этот день нужно помнить, что среди нас живут люди, заслуживающие не просто сочувствия, но и помощи. Если каждый хоть однажды окажет поддержку инвалиду, возможно, проблем у них станет чуть-чуть меньше, а жизнь будет казаться гораздо лучше. В Дрогичине детям-инвалидам помогают работники районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

В учреждении организован образовательный процесс для детей с тяжелыми нарушениями развития. Здесь занимаются 63 ребенка с особенностями психофизического развития, из которых 48 – с тяжелыми нарушениями речи – получают коррекционно-педагогическую помощь учителя-дефектолога.

В центре функционируют класс и дошкольная группа. Осуществляется подвоз на специально оборудованном автобусе. Пятнадцать детей с инвалидностью обучаются по программам специального образования. С учетом возможностей и особенностей детей эти программы адаптируются под каждого.

Павел Масальский занимается с учащимися класса, в составе которого 10 детей третьего, четвертого, пятого, восьмого годов обучения. По медицинским показаниям 5 детей обучаются на дому по индивидуальным учебным планам.

Соответственно, и предметы называются по-разному. Вместо привычной нам математики дети изучают элементы арифметики или практическую математику, вместо русского языка – коммуникацию или элементы грамоты. Дети неговорящие, только два из них используют звукоподражания и облегченные слова. Педагоги применяют невербальные способы общения: жесты, пиктограммы, систему обмена картинками.

Существует мнение, что тяжелые дети совсем необучаемые. Задача педагогов центра – максимально подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить элементарным трудовым, социально-бытовым навыкам.

– Все направлено на жизнь, чтобы дети могли сами что-то сделать. Если они научились есть, обуваться, разуваться – уже родителям небольшая помощь. Мы здесь обучаем самостоятельности тщательно, планомерно, поэтому нужно, чтобы родители не старались это сделать за них. Необходимо какое-то время выдержать, но дать ребенку сделать это самостоятельно. Конечно, хочется помочь, но нужно пересилить себя, – говорит Павел Масальский.

Как отмечает учитель-дефектолог дошкольной группы Ирина Кравчук, очень важна связь с семьей.

– Если в семье не закрепляется работа – например, на уровне дошкольного образования главное заключается в формировании навыков самообслуживания – бывает так, что после лета приходят дети, и результат проделанной работы обнуляется, – рассказывает специалист.

Поэтому педагоги работают не только с детьми, но и с родителями: проводят консультации, различные мероприятия, семинары-практикумы. Естественно, с коронавирусом все это проходило в дистанционной форме. Сейчас учителя снимают короткие видеофрагменты занятий и отправляют родителям по Вайберу с пояснениями, чтобы эти навыки закрепляли в домашних условиях.

Для достижения цели нужен длительный и упорный труд. Учитель-дефектолог делает это на своих занятиях, учителя – на образовательных предметах, воспитатели во вторую половину дня – в рамках мероприятий распорядка дня. В центре есть тетради преемственности, в которых учитель-дефектолог пишет задание воспитателю: например, какой навык нужно отработать с детьми.

Много пособий учителя изготавливают своими руками. Педагоги стараются использовать инновационные методики.

– Элементы новых технологий мы практикуем в работе с детьми с нарушениями аутистического спектра, потому что в данный момент это актуальная тема и таких детей у нас достаточно много. Учебно-методическая база еще не разработана. У нас в центре 5 детей с аутистическими нарушениями, – делится учитель-дефектолог.

По аутистическому нарушению Ирина столкнулась с тем, что учебно-методического обеспечения нет – и организовала всех на семинар в центре «Авокадо» (г. Брест), который специализируется на работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития и детьми с нарушениями аутистического спектра. Специалисты центра владеют разными методиками Томатис, в частности АВА-терапией. В своей работе педагоги центра используют элементы этой методики.

Из инновационных – применяют средства альтернативной коммуникации (алгоритмы в выполнении действий, обучение элементарным жестам, коммуникативный альбом).

Алина ГОРБАРУК
Фото автора

Подробнее читайте в печатной версии газеты за 2 декабря (№48).