С 1 марта текущего года в Республике Беларусь начали применяться нормы нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Анализируя указанный нормативный правовой акт, можно сделать вывод о том, что кодекс стал более либеральным, административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и организаций, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности упрощен.

В новом КоАП также впервые закреплено правило, что его положения не подлежат расширительному толкованию, следовательно, при применении норм Кодекса суд и иные правоприменители должны принимать во внимание буквальное значение слов и выражений, содержащихся в них. Также не допускается применение норм КоАП по аналогии.

Среди основных новелл КоАП – введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:
— устное замечание;
— предупреждение;
— меры воспитательного воздействия.

В новом КоАП усовершенствована система взысканий, правонарушения категорированы по-новому. В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории: административные проступкизначительные и грубые административ-

ные правонарушения. От категории административного правонарушения зависит и размер возможного наказания. Например, за административные проступки штраф не может быть более 10 базовых величин. При этом за грубые административные правонарушения уже предусмотрено наказание в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное их совершение влечет уголовную ответственность.

Обращаю особое внимание граждан на то, что за ряд административных правонарушений, связанных с экстремистской деятельностью, административная ответственность существенно возросла. Так, за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (статья 24.23 нового кодекса, ранее известная статья 23.34) максимальный размер штрафа увеличили с 30 до 100 базовых величин (с 870 до 2900 рублей). При привлечении к ответственности по данной статье повторно предусмотрен штраф на сумму до 200 базовых величин, или 5800 рублей (было — 50 базовых, или 1450 рублей).  Максимальный срок административного ареста за участие в несанкционированных массовых мероприятиях по-прежнему составляет 15 суток, в то время как за повторное в течение года участие в несанкционированном массовом мероприятии грозит от 15 до 30 суток.

Если ранее при участии в незаконном массовом мероприятии можно было получить предупреждение, теперь такая мера из КоАП исключена как мера административного взыскания. При этом введен новый вид административного взыскания — общественные работы, которые наравне со штрафами и административным арестом будут применять как основное административное взыскание. Такие работы предполагают выполнение в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, которые направлены «на достижение общественно полезных целей». Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов, их можно выполнять не больше 4 часов в день.

Кроме того, обращаю внимание родителей на недопустимость вовлечения в противоправную деятельность несовершеннолетних.  Новым Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях – статьей 19.4 – предусмотрена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего для участия в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, другом массовом мероприятии, которое проводится с нарушением. Проще говоря, родителей будут наказывать за участие их детей в несанкционированных мероприятиях. За такое нарушение предусмотрен штраф от 5 до 30 базовых величин — от 145 до 870 рублей.

Меры воспитательного воздействия согласно новому КоАП применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава в новом КоАП, которая состоит из 6 статей.  Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:
1) разъяснение законодательства;
2) принесение извинений потерпевшему;
3) обязанность загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга.

В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия. Цель этих нововведений – повысить правосознание несовершеннолетних, сформировать их правовую культуру, уважение к закону и интересам других членов общества.

В очередной раз призываю граждан игнорировать провокационные призывы об участии в массовых мероприятиях, размещаемые в Интернете, как правило, из-за пределов РБ на различных телеграм-каналах, чатах и сетях.  Относитесь к информации вдумчиво, критически, черпайте ее из различных источников и взвешенно принимайте решения.

В обновленном КоАП значительно усилена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (в новом КоАП это статья 24.3). Так, за неповиновение сотруднику милиции, например, за отказ проехать в РОВД для дачи пояснений либо установления личности максимальный штраф увеличили с 50 до 100 базовых величин (с 1450 до 2900 рублей). Максимальный срок административного ареста остался прежним — до 15 суток. При этом за такое нарушение ввели наказание в виде общественных работ.

Существенное изменение претерпела статья о нарушении законодательства о средствах массовой информации и интернет-ресурсах (статья 23.5 КоАП). Предусмотрена, к примеру, ответственность владельца интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, за информацию, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами (к примеру, с телеграмм-канала, который признан экстремистским) — штраф до 20 базовых, а на юрлицо — до 100 базовых.

Василий ДЕШКО,
прокурор района