Дрогичин не может похвастаться таким кладбищем, как Лычаковское во Львове или Пер-Лашез в Париже, где похоронены известные люди. Здесь есть могилы многих местных героев: праведников народов мира, разведчиков, трагически погибших летчиков, командиров партизанских отрядов и бригад. Однако среди них можно найти и захоронения деятелей, знаменитых в других странах.

Выходцы с Балкан – в Дрогичине

На старом городском кладбище находится могила Тодора Минкова (на памятнике указано имя Федор на русский манер). Это национальный герой Болгарии, его именем названы улицы, школы и даже корабль. В его честь учреждена медаль. Но как выдающийся болгарин связан с Дрогичинщиной?

Тодор Минков родился в 1830 году в болгарском городе Русе. Получил образование в Европе. Там сблизился с русскими студентами и полюбил русскую культуру. Участвовал добровольцем в Крымской войне, обороне Севастополя. После войны, получив диплом, Минков переезжает в Российскую империю. В городе Николаеве он открывает Южнославянский пансион.

– Тодор Минков был великим педагогом и просветителем. Он обучал выходцев с Балкан русскому языку и культуре, готовил к поступлению в кадетские корпуса и академии. Многие выпускники его пансиона становились в последующем выдающимися деятелями независимого болгарского государства, – рассказал директор Военно-исторического музея Сергей Граник.

Однако в 1892 году пансион прекратил свое существование. Минков вместе с семьей перебрался в имение жены – колонию Ровины (нынешняя Сиреневка). Здесь он прожил до конца жизни. И даже возродил свое детище – Южнославянский лицей.

– Когда Тодор Минков приехал сюда, он не оставил педагогическую деятельность. В своем имении на собственные средства 14 лет содержал пансион. В нем ежегодно обучались около 30 учеников, сюда приезжали болгары, сербы, хорваты. Были среди учеников и местные жители. Например, будущий полковник Михович, владевший имением Дуброва до 1939 года. Он окончил пансион в Ровинах, затем военное училище, участвовал в Русско-японской войне, 1-й Мировой войне, – отметил историк.

Все годы жизни здесь, вплоть до своей смерти, Тодор Минков занимал должность почетного мирового судьи Кобринско-Пружанского округа. Сохранилось много интересных историй, как он разрешал спорные вопросы между людьми и религиозными конфессиями. Тодор Минков всегда проявлял себя как человек грамотный и культурный.

– Например, мне рассказывали историю, как местный священник возмутился тем, что евреи разместили молитвенный дом слишком близко к церкви. По закону о черте еврейской оседлости в Российской империи – это нужно было сделать не ближе 100 метров. Минков был человек продвинутый и хотел, чтобы у нас в городе царил мир. И он говорит батюшке: «Вы меряли своими шагами, а я померяю своими». А он был высокий, и оказалось, что все нормально, не больше 100 шагов. Так Минков снял напряжение между представителями разных конфессий, – приводит пример Сергей Граник.

Историк отмечает, что Тодор Минков сделал много хорошего для Дрогичина. Благодаря его стараниям здесь появилось первое электричество и было проложено шоссе от города до станции Дрогичин.

Умер Тодор Минков в 1906 году. Его могила чудом сохранилась до наших дней. В 2012 году кадеты из Слонима восстановили памятник на ней. Однако могила, несмотря на большой туристический интерес к ней, все еще нуждается в обустройстве.

«Знал в лицо всех государственных руководителей»

Кирилл Ровченя не был видным деятелем. Он простой сельчанин, который жил и умер в родной деревне – Завелевье. Но в молодости он оказался в самой гуще исторических событий. Во время Октябрьской революции он служил матросом на крейсере «Аврора», который дал сигнал к штурму Зимнего дворца.

– Я изучал записи Ровчени. Он был членом судового комитета. Кирилл Матвеевич жалел, что матросы расстреляли многих офицеров, в том числе и командира крейсера «Авроры». Считал это ошибкой. Необразованные матросы согнали свое зло на офицерах за то, что те хорошо жили, а они плохо, – рассказывает Сергей Граник.

Потом Кирилл Ровченя несколько месяцев служил в охране Смольного. Встречался и разговаривал с руководителями Октябрьской революции, в том числе – с Лениным.

– В своих воспоминаниях Ровченя рассказывал, что стоял на посту у кабинета Ленина. И когда тот проходил и предъявлял свой пропуск – бумажку в руки не отдавал, а накалывал ее на штык. Иногда даже Ульянов-Ленин приглашал его попить чай. Наш земляк пропускал и знал в лицо многих государственных руководителей того времени: Троцкого, Каменева, Дыбенко и других. Говорил, Ленин был всегда одет по-простому и любил пошутить, Троцкий производил впечатление очень умного и серьезного человека, – рассказывает историк.

Вспоминает директор музея историю, полную удальства и решительности. Кирилл Ровченя переодел свою будущую жену в солдата, чтобы ее пропустили в Кронштадт. Это происходило еще до Октябрьской революции.

– После получения повреждений в Первой мировой войне крейсер «Аврора» прибыл в Кронштадт. Ровченя написал своей девушке Татьяне и пригласил ее приехать. Так как они не были женаты, Татьяну в Кронштадт не пустили. А солдат и матросов никто не проверял. И Ровченя переодел ее в солдатскую форму. Так Татьяна попала в Кронштадт, там и осталась. Молодые люди поженились, – рассказывает Сергей Граник.

Кирилл Ровченя с семьей вернулся на родину в 1921 году. В Завелевье до сих пор сохранился его дом. Сам матрос похоронен на местном кладбище.

«Его останки исчезли»

Имя Кирилла Терлецкого мы изучаем в школе на уроках истории. Он известный деятель Средневековья и, оказывается, наш земляк. Кирилл Терлецкий был одним из основателей Берестейской унии и униатской церкви.

– Кирилл Терлецкий является уроженцем Пинщины. Род Терлецких походит из деревни Перковичи, они владели ею до 1756 года. Там находилось их родовое имение, – отмечает Сергей Граник.

Из истории известно, что Кирилл Терлецкий занимал высокие должности в православной церкви. В 1585 году он получил богатейшую епархию Луцкую и Острожскую. Спустя время впервые в ВКЛ и Речи Посполитой ему был пожалован сан Патриаршего экзарха от Константинопольского патриарха Иеремии.

В 1596 году была принята Берестейская уния. Терлецкий получил от короля особую охранительную грамоту и в пожизненное управление Кобринский Спасский монастырь со всеми имениями.

Кирилл Терлецкий является противоречивой исторической фигурой. Он отличался заботами о неприкосновенности церковных имений и увеличением архиерейских доходов. В некоторых документах описывается, что он имел небезупречную репутацию и жил на широкую ногу. Но мы, потомки, не можем судить об этом наверняка. Тем не менее, фигура Кирилла Терлецкого очень значима как в церковной, так и в государственной жизни страны того времени.

– После смерти в 1607 году Кирилл Терлецкий был похоронен на своей родине в Перковичах, в униатской церкви, которая находилась на месте теперешнего храма. Останки его в период атеизма исчезли, но гранитная плита с надписью на латыни хранится в Национальном историческом музее, – рассказывает Сергей Граник.

***

К сожалению, многие старые кладбища в районе не сохранились. Они были разрушены, а надгробные плиты пущены на строительство различных объектов. Однако еще можно отыскать старинные захоронения в Брашевичах, в том числе – местных шляхтичей Русецких, Завадского из рода Калиновских. На деревенском кладбище в Перковичах есть памятник на польском языке: там хоронили представителей рода Вислоухов. Сохранились старые кладбища в Антополе и Бездеже. Их нужно посетить не только потому, что это интересно и атмосферно, – так можно изучать историю родного края.

Оксана КУЦЕНКО