spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

«Нам дано начать новую жизнь»

Дата:

– своей историей делится Людмила Шерекина из города Авдеевка Донецкой области, которая вместе с семьей вынуждена была оставить накопленное за трудовые годы имущество и квартиру, разлучиться с родителями и уехать в другую страну налаживать быт с нуля.

– В 2014 году, когда военные действия в Украине только разворачивались, муж попал под обстрел аэропорта в Донецке. После этого он уволился с коксохимического завода, приехал домой, собрал нас с детьми и сказал: «Мы уезжаем». Как будто предчувствовал беду… Я же не подозревала, что бои примут такой размах, поэтому рассчитывалась со своим работодателем уже из Беларуси, когда поняла, что пробудем здесь дольше, чем планировали.

Мои корни по линии отца – из Переспы, – поясняет выбор нашего города молодая украинка, – в Дрогичине у нас много родственников. Поэтому мы приехали сюда на лето с легкими сумками, сезонной одеждой, пока на родине все утихомирится… И остались на 3 года.

В Беларуси не присваивают статус «беженца» переселенцам из Донбасса. Согласно Указу Президента РБ № 420 Людмиле с двумя сыновьями – Артемом и Максимом – были предоставлены льготы при оформлении вида на жительство: они были освобождены от уплаты госпошлин и смогли зарегистрировать свое пребывание без недостающих документов, оставшихся в Украине, а прохождение обязательной медкомиссии было бесплатным. Ее же супругу Александру требовалось платить госпошлины, так как он получил вид на жительство по воссоединению с семьей позднее супруги. По приезде полагалась поддержка Красного Креста – ваучеры (денежная помощь на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости белорусского производителя), поскольку младшему ребенку был только год.

Сейчас Шерекины продлевают вид на жительство, и при оформлении данных документов у переселенцев уже нет никаких льгот, оказание медицинской помощи для них стало платным. Для родителей двоих подрастающих мальчиков данный вопрос является весьма существенным. Обостряет проблему и то, что во время переселения Максим был на грудном вскармливании и тяжело перенес акклиматизацию, много болел – и, соответственно, часто приходилось обращаться в поликлинику.

– Огромное спасибо родственникам: помогли разместиться, поделились теми же ложками, стаканами, наволочками, простынями, поскольку самим купить все это было нереально. Проявили участие многие: и новые друзья, просто знакомые и даже незнакомые люди! Приносили что могли: продукты, одежду, поддерживали добрым словом – это тоже важно в трудные минуты. Белорусы – очень добрый и отзывчивый народ!

Самой большой трудностью было найти работу по истечении декретного отпуска. У меня высшее образование инженера-электрика. Дома работала на железнодорожной станции Ясиноватая механиком КИПиА, но здесь нет крупного железнодорожного узла – и мои услуги оказались не востребованы, – рассказывает Людмила. – Четыре месяца активного поиска вакансии вознаградились: я устроилась продавцом в торговый павильон «Алеся». Спасибо работодателю, посочувствовал ситуации, в которой оказалась наша семья, и принял без опыта. Стараюсь внимательно относиться к каждому покупателю, всегда быть доброжелательной и приветливой. Хочется больше добра в этом мире, а если его не давать – его и не будет.

Муж моей собеседницы, Александр, трудится аппаратчиком на предприятии «Экзон». На работе его уважают и ценят как специалиста – об этом свидетельствует грамота о присвоении ему почетного звания «Аппаратчик года-2016».

И это не единственные успехи в семье Шерекиных: фото их старшего сына Артема висит на Доске почета в СШ №1 г.Дрогичина. Одиннадцатилетний мальчик с неуемной энергией и интересом влился в новую жизнь: учеба в школе идет «на отлично», он посещает различные кружки и спортивные секции. В родном городе Артем занимался футболом в филиале известного клуба «Шахтер» Рината Ахметова. В Дрогичине, сменив много увлечений, остановился на триатлоне.

Как признается подросток, белорусский язык усвоился легко, а вот украинский постепенно забывается.

Родителям пришлось привыкать к специфике жизни в маленьком городе, ведь Авдеевка значительно больше Дрогичина.

– В здешних магазинах относительно небольшой ассортимент продуктов, зато качество их гораздо лучше. В Украине, когда я шла в магазин, то прежде чем купить продукт, обязательно читала его состав и интересовалась производителем. Здесь я в этом плане расслабилась. Даже на сроки годности не смотрю, знаю, санслужба следит и препятствует появлению на прилавках низкосортного товара. Я думаю, это благоприятно отразится на здоровье населения в будущем.

А вот выпечкой в основном сама занимаюсь. Для меня это не ново: в прежней жизни начала это делать потому, что у ребенка были проблемы с желудочно-кишечным трактом, а приобрести, например, хорошее печенье без вредных добавок было сложно, так как пальмовое масло используется во многих кондитерских изделиях и в их составе нередко находится на первом месте. А когда приехали в Беларусь, то покупать печенье с нашими доходами было дорого, и домашняя выпечка вошла в привычку, – говорит Людмила Шерекина. И продолжает:

– Отмечу также отличную (по сравнению с украинской) работу службы ЖКХ: водопроводные и канализационные системы в Беларуси находятся в хорошем состоянии, фасады домов и ведомственных учреждений ухожены, всюду чистота, порядок, – хвалит райкоммунхоз мама двух мальчишек. – А больше всего меня поразило то, что летом бесконечно косят траву. Это полезно для людей, которые страдают от аллергии или астмы.

Устраивает переселенцев и экологическая обстановка в нашем райцентре. На прежнем месте жительства на их здоровье негативно сказывалось соседство крупнейшего в Европе коксохимического завода и развитая угольная промышленность. А здесь, на Дрогичинщине, как утверждает моя собеседница, дышится гораздо легче. Глава семьи Шерекиных вообще нередко сравнивает местный воздух с «курортным»: «После дождя ощущается аромат хвои».

– Дрогичин – эстетически приятный город: клумбы, вазоны с цветами, урны везде. В Авдеевке такого не было, – продолжает сравнивать молодая хозяйка. К тому же здесь хорошо и спокойно детям: могу отпустить мальчишек без сопровождения и не переживать, что с ними что-то случится. Уровень преступности здесь также ниже, чем в нашем родном регионе. Проверялось: забыла сумку в коляске возле больницы, выхожу – все на месте. У нас давно уже ничего бы не осталось. Удивило, что коляски стоят возле подъездов без замков, не спрятаны. Если бы мне сказали, что я буду жить на первом этаже и не закрывать днем дверь, – не поверила бы.

Действительность отличается в Авдеевке и в Дрогичине, – подводит итог Людмила. – У нас здесь началась новая жизнь с чистого листа: вдали от родителей, от друзей, от комфорта, к которому привыкли в своей квартире. Стараемся не думать о том, что было раньше, не сравнивать – психологический метод защиты. Оказавшись в нашей ситуации, жить по-другому начинаешь – радуешься каждой мелочи. Денег изначально было очень-очень мало, еле хватало на еду, я долго собирала себе на кружку – и вот купила. У меня такое счастье было – своя собственная кружка! Пересматриваешь ценности, по-другому относишься к нехватке чего-то. Почти год стирала руками, откладывали деньги на стиральную машину – едва хватило на б/у, пылесоса до сих пор нет, холодильник старый. Спасибо, что и это есть! Вот так теперь мы смотрим на жизнь.

Основная статья расходов – съем жилья. На оплату аренды и коммунальных услуг уходит практически вся моя зарплата продавца. Мы очень хотим и ищем возможность переехать в дом с огородом, потому что покупать все овощи и фрукты на рынке и в магазинах дорого. Будем благодарны за любую помощь в этом деле!

Порой хочется вернуться на родину, но со временем понимаешь, что это невозможно. Здесь детям лучше и безопаснее, чем в Авдеевке. Там ситуация не меняется, а в случае, если военные действия и закончатся, то жизнь там еще не скоро наладится, – рассуждает Людмила.

Семья Шерекиных постоянно связывается по скайпу с оставшимися на родине родителями. Их квартира разрушена и часто показывается в различных СМИ. В Ясиноватой отца с матерью предпенсионного возраста удерживает работа и уход за бабушкой Людмилы, которая переживает, что внуки и правнуки находятся вдали от нее.

– В основном все слезы связаны с новостями. Стараюсь не поддерживать информационную войну. Среди друзей есть те, кто принял позицию ДНР, есть те, кто яро поддерживает украинскую сторону – в политических вопросах сложно разобраться. Я верю тому, что видят и сообщают родители, верю фотографиям, на которых показаны разрушения.

Сейчас в Авдеевке, по словам родственников семьи Шерекиных, повторяется ситуация

2014-го года: обстрелы, город был на грани гуманитарного кризиса, свет и отопление завод едва поддерживал, происходили перебои со связью. Долго не было воды, а когда ее дали – не продезинфицировали, что привело к вспышке кишечных инфекций среди населения.

Гнетет чувство беспомощности: там родные, друзья, а остановить ужасы войны или повлиять на опасную ситуацию не можешь, – делится своими переживаниями Людмила. – Остается утешаться тем, что все живы, что удалось вовремя уехать. Нам дано начать новую жизнь вдалеке от родных мест. Хочется сказать спасибо всем, кто нам помог и помогает! Пожелать мира, чтобы никто никогда не знал и не узнал, что такое война! Добра – его много не бывает! Цените то, что у вас есть!

Людмила и Сергей Шерекины с сыновьями на празднике «Дожинки-2016» в Дрогичине
Людмила и Александр Шерекины с сыновьями на празднике «Дожинки-2016» в Дрогичине

Оксана КУЦЕНКО

Фото из семейного архива Шерекиных

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

В Дрогичинском районе поздравили ветеранов войны и вручили выплаты ко Дню Победы

Сегодня с наступающим праздником Победы поздравляли ветеранов, проживающих в...

В Дрогичине выбрали «Мисс Малютку»

Вчера, 25 апреля, в городском Доме культуры в очередной...

В Дрогичинском РОВД вручили награды ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС

В районном отделе внутренних дел состоялось памятное мероприятие, приуроченное...