О том, как в СШ №1 используется оборудованный в прошлом году STEAM-центр

Сказать, что STEAM-класс дал новые возможности учащимся для получения новых знаний, – ничего не сказать. Это новый прогрессивный виток в развитии школы, то, о чем здесь раньше только мечтали. Теперь любознательные ребята могут изучать scratch и python – программирование, основы робототехники. Всего за год самые продвинутые из учеников школы уже успели многое освоить в этих областях знаний и занять третье место в одной из номинаций областного «РобоФеста».

STEAM-класс всегда доступен учащимся

– Каждый из учащихся может использовать возможности STEAM-класса так, как ему больше нравится. Кому-то больше по душе изучать языки программирования, кто-то загорелся идеей собрать классного робота. С самого своего открытия этот учебный кабинет никогда не пустует, в нем постоянно кто-то работает. Вход здесь свободен – приходи и получай знания, посещай занятия кружков, можешь обратиться к учителю с любым вопросом, – поясняет преподаватель иностранных языков и руководитель кружка «Робототехника» Олег Ищенко.

В STEAM-классе проходят занятия трех кружков. Обучение айти-технологиям начинается уже с начального звена. Учащиеся могут посещать занятия Виты Владимировны Мучанской по программированию в среде scratch и python, либо кружок Светланы Викторовны Ивкович по программированию и робототехнике Lego. Следующий этап предлагаемых здесь знаний – основы робототехники платформы arduino с Олегом Сергеевичем Ищенко.

– Программирование и робототехника тесно взаимосвязаны. Чтобы сконструировать робота на основе lego, который движется, выполняет определенные действия, – необходимо сначала взять блок управления, подключить датчики и другие детали, записать на него программу. Большая работа предстоит по тестированию программы и собранного оборудования, – озвучила последовательность Вита Мучанская.

Как мы узнали, для Lego программировать проще, чем для arduino. В среде разработки уже есть нарисованные программные блоки, и учащиеся работают с их помощью. Платформа arduino уже требует знания определенных языков программирования.

– Дети, как правило, работают в парах или в небольших группах. Вот вы видите у нас сконструированного робота. Это труд нескольких учащихся. Кому-то больше по душе программировать, кто-то любит собирать робота по деталям, подключать микропроцессор или датчики – каждый вносит свой вклад в эту работу. Вместе им веселее этим заниматься, – озвучила Светлана Викторовна Ивкович. – На занятиях мы также пишем компьютерные игры.

Конечно, всем, что необходимо, STEAM-класс не располагает. Спонсоры – а это «Ассоциация образования для будущего» – подарили 5 комплектов Lego EV3. Дополнительно школа пока ничего не приобретала. Получается, из того, что есть, собрали несколько роботов, выступили с ними на соревнованиях и разобрали для того, чтобы из полученных деталей сконструировать что-то новое и не менее интересное.

– Еще нам не хватает комплектов Lego WeDo, которые предназначены для занятий робототехникой в начальной школе. Очень хотим приобрести хотя бы еще один микробит. Это такой маленький микропроцессор. Очень интересно его программировать. К нему обычно идут дополнительные комплекты, так что можно из всего этого даже собрать робота, – озвучила Вита Владимировна.

Роботы могут быть полезны в быту

О семействе процессоров arduino нам подробнее рассказал Олег Сергеевич Ищенко. Эта вещь уже посложнее, чем Lego, но она не менее интересна для ребят. Здесь перед школьниками раскрывается больший круг возможностей. Можно сконструировать робота, который не только будет ездить назад и вперед, но и приносить пользу в быту.

– Как это делается? – переспрашивает нас Олег Сергеевич и вводит в курс дела. – Как и в Lego программируем микропроцессор, присоединяем датчики, сенсоры. Начинаем работать с простыми процессорами, потом изучаем более сложные. Например, вы можете запрограммировать ваши гаражные ворота, чтобы они автоматически закрывались или открывались, когда это необходимо, или управлять через интернет какими-либо устройствами типа системы «Умный дом». Выполнять нужные операции робот будет с помощью установленных датчиков, сенсоров. К примеру, сенсоры скорости, движения, влажности, дыма и т. д. Можно использовать часы и запрограммировать какое-либо устройство на включение-выключение в конкретное время. Вот, изобретение ребят – устройство, которое срабатывает на пламя (чувствует инфракрасное излучение). «Увидев» огонь, робот подъезжает к нему и выстреливает водой из пушки.

Олег Ищенко недавно только начал работать с ребятами-семиклассниками. Весь прошлый год они пробовали свои силы в конструировании роботов на Lego, а теперь достигли уровня аrduino. Но по-прежнему ребята, а среди них есть как девочки, так и мальчики, посещают и кружок Виты Владимировны, Светланы Викторовны.
Олег Сергеевич с учащимися продемонстрировали нам, как работают их роботы. С помощью приложения, установленного на смартфон, ребята подавали команды робокару, заставляя его двигаться в разные стороны, по кругу.

– Управление над ним осуществляется через блютуз. Робот может менять скорость, направление движения, в зависимости от того, какая команда приходит на блютуз-модуль.

– Датчики, как и любая электроника, могут «глючить». Вроде все ребенок сделал правильно: написал программу, собрал, спаял, вложил немало сил, а робот так и не заработал. Важно здесь не отчаиваться, не потерять желание заниматься этим дальше, – замечает Олег Сергеевич. – Многие ребята увлечены робототехникой настолько, что очень быстро осваивают новую информацию, сами черпают какие-либо идеи из интернета и хотят их реализовывать на занятиях.

Олег Сергеевич Ищенко – учитель иностранных языков, а программирование, робототехника – его хобби. Он начал увлекаться этим еще в старших классах, изучал программы для управления, различные языки, принимал участие в олимпиадах. Педагог признается, сейчас, конечно, программирование уже совершенно иное. Предыдущим местом работы программиста-самоучки был Дрогичинский лицей, где он составлял электронные учебники.

– В планах у нас с ребятами сделать такую механическую руку, как манипулятор, чтобы она могла брать предметы и перемещать их, – озвучил желаемое наставник будущих кибер-инженеров.

По словам Олега Сергеевича, на занятиях кружка есть необходимая база для первого старта в робототехнике. Для дальнейшего развития учащихся в этой области знаний требуется более серьезное оборудование.

Первый поединок на «РобоФесте»

Как только в СШ №1 появился STEAM-класс, Вита Владимировна и Светлана Викторовна поехали вместе с учащимися в Пинск на один из этапов республиканского «РобоФеста». Тогда гости из Дрогичина не принимали участия в соревнованиях, да и роботов у них не было, приехали посмотреть, поучиться. Уже через несколько месяцев, в декабре 2019 года, поехали на VI областной открытый турнир робототехники «РобоФест» в Бресте. В одной из номинаций, а именно – в кегельринге, заняли призовое третье место.

– Робот ставится в центр круга, в котором также стоят кегли. Он должен их сбивать. Побеждает в кегельринге тот, чей робот собьет все кегли и за более короткий промежуток времени, – пояснил учащийся 7 «В» класса Захар Кожух. – Есть в программе «РобоФеста» еще такие номинации, как траектория, лабиринт, робофутбол, робосумо и другие.

Сейчас юные робототехники СШ №1 готовятся к очередному «РобоФесту», который пройдет 31 октября в областном центре.

– Собирают, программируют роботов ребята вместе. Это их коллективный труд. Помимо мальчиков, активно посещают занятия кружков и девочки. Например, Дарья Лопата, Дарья Котчик, Настя Максимович, – перечисляет Светлана Викторовна.
Ребята – в основном большинстве это семиклассники СШ №1 – не намерены останавливаться на достигнутом, будут и дальше развиваться в выбранной области знаний. Кто-то даже озвучил, что мечтает собрать большого робота – такого, как Оптимус Прайм из серии голливудских фильмов о трансформерах. Ну что же им можно пожелать? Дерзайте!

Любой, кто хоть немного ориентируется в современных технологиях, понимает, насколько полезно школьникам обладать подобными знаниями, насколько они уже даже сейчас продвинулись по сравнению со своими сверстниками.

Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА