ОБЩАЙТЕСЬ С НЕЗРЯЧИМИ НА РАВНЫХ

На территории нашего района проживают 2637 человек с ограниченными возможностями. Среди них 178 детей, не достигших совершеннолетия, и 211 молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет. 1791 взрослый инвалид имеет общие заболевания, 519 – нарушения опорно-двигательного аппарата, 149 установлена инвалидность по зрению. На мой взгляд, в наше время недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия общества и людей с физическими особенностями, а также адаптации их в современном мире. А ведь жизнь современного человека почти на 90 процентов состоит из общения. Оно стало неотъемлемой частью нашего существования, и мы уже не замечаем, что без малого 24 часа в сутки интенсивно обмениваемся информацией. Существуют определенные правила, которые помогают нам налаживать отношения друг с другом. Есть такие правила и в общении с инвалидами. Не нужно думать, что эти люди требуют какого-то специального обхождения: общаться с ними следует на равных. Сегодня я хочу дать несколько рекомендаций из личного опыта, которые помогут наладить контакт со слабовидящими и незрячими людьми, снять неловкость, которая неизбежно возникает, когда мы впервые сталкиваемся с ними в жизни. Самое главное, о чем следует помнить, вступая в контакт с незрячим человеком, это то, что ничем, кроме своего физического недостатка, он не отличается от вас. Более того, у людей, лишенных зрения, другие органы чувств развиты значительно лучше, чем у тех, кто имеет хорошее зрение. При общении с незрячим человеком всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также всех присутствующих. Если вы хотите пожать незрячему человеку руку, обязательно скажите ему о своем намерении. Даже если собеседник вас не видит, обязательно обращайтесь непосредственно к нему, а не к его зрячему компаньону. Предлагая свою помощь, направляйте слепого человека, идите так, как вы обычно ходите, и не стискивайте его руку. Ни в коем случае не нужно его хватать и тащить за собой. Оказавшись рядом со слепым на перекрестке, спросите, не помочь ли ему перейти через дорогу. Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите к нему и помогите выбраться на нужный путь. Если он попросит сориентировать его, помните, что понятия «право» и «лево» надо формулировать с его точки зрения, то есть относительно той стороны, куда он обращен лицом. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним, не делайте рывков, резких движений. Не отнимайте у попутчика его трость и не сжимайте ее. Предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, то не водите его рукой по поверхности, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вы решили почитать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом, не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят. При общении со слепым вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для него это означает «видеть руками», «осязать». Избегайте расплывчатых определений и инструкций, сопровождающихся жестами, выражений в роде «стакан находится где-то там, на столе», «это поблизости от вас». Старайтесь быть точным: «стакан посередине стола», «стул справа от вас». Если вы предлагаете помощь, подождите, пока ее примут, а затем спросите, что и как делать. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь его этим обидеть. Если вы стремитесь быть понятым – вас поймут! Пусть вас не смущает столь обширный список того, что правильно, а что неправильно. Рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет вам наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к незрячему человеку, как к себе самому, точно также его уважайте. И тогда все будет хорошо!

Татьяна ВОЛКОВИЧ, психолог территориального центра социального обслуживания населения.