Ремонт одинаково тяжело дается как молодым, так и зрелым людям. Молодежи порой приходится компенсировать недостаток денег, растягивая процесс на несколько лет либо самостоятельно осваивая некоторые виды работ. А поколение постарше рискует нанести серьезный вред своему здоровью из-за волнений и тревог этого периода. В любом случае, в таком дорогом и затратном деле людям важно чувствовать уверенность в качестве предоставляемых им услуг и знать, что они защищены перед непредвиденными обстоятельствами, один из примеров которых описан ниже.
Команда мастеров переделывала водопровод в ванной, выполнила работу качественно и аккуратно, но, когда подключала обогрев пола, столкнулась с препятствием в виде газового котла. Незнакомый аппарат сопротивлялся под руками специалистов и не выдержал – как итог сломанная деталь и отсутствие горячей воды в доме.
Горячей воды не было три недели! За это время три раза изменилась погода, но никаких перемен в ремонте не произошло: мастера продолжали утверждать, что необходимую деталь очень сложно «достать». Уставшая и отчаявшаяся хозяйка решила попытаться сама поправить ситуацию. И позвонила, первым делом, в сервисный центр фирмы, выпускающей данные газовые котлы. Через несколько дней деталь была готова запустить не только горячую воду по новым трубам ванной, но и кровь по жилам хозяйки. Но тут возникла новая трудность: счет-фактура, предоставленная заказчице для оплаты, отличалась от первоначальной договорной суммы на цену сломанной мастерами детали (а это, ни много ни мало, 85€). Стоимость новой детали для газового котла была украдкой аккуратно распределена и добавлена к ценам на трубы, краны, колена и другие необходимые для ремонта водопровода изделия. Тут хозяйка сообразила, что на руках у нее нет ни договора, ни заранее составленной с наемными рабочими сметы…
Как обойтись без необоснованных потерь денег и нервных клеток во время ремонта, как защитить свои права потребителя, рассказала заведующий юридическим сектором Дрогичинского райисполкома Елена Ивановна КАЛЮТИЧ:
– В первую очередь следует изучить деловую репутацию подрядчика, которого собираетесь нанять. Если все устраивает, следующий этап – заключить с ним договор. В договоре обозначаются сроки выполнения работ, сроки и порядок оплаты, ответственность, регулируемая законом о правах потребителя, гарантийный срок. На выполнение работы могут быть составлены твердая или приблизительная смета. После исполнения договора заказчик и подрядчик подписывают акт приема выполненных работ, в котором указано, что заказчик не имеет претензий к качеству работы, а подрядчик получил оплату за выполненную работу.
Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы, потребитель вправе назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы третьим лицам или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы; расторгнуть договор о выполнении работы. Также в случае нарушения установленных сроков выполнения работы подрядчик уплачивает заказчику за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы, потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы. Требования заказчика не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков произошло по вине потребителя или вследствие действий третьих лиц либо непреодолимой силы.
Если во время выполнения работ причинен ущерб имуществу заказчика, устанавливаются причины его возникновения. Бывают случаи, когда виноват сам заказчик, например, принес леса, установил, а они некачественными оказались, работник упал и поцарапал стенку или выбил окно. Если вина целиком принадлежит подрядчику, он несет ответственность в соответствии с законодательством и (или) договором. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают ремонтную организацию от исполнения возложенных на нее обязательств перед заказчиком. Недостатки выполненной работы должны быть устранены исполнителем в течение 14 дней. Не получается договориться – разрешит ситуацию суд. Легче доказать правоту и восстановить свои права потребителя, когда есть документальное подтверждение. Без бумаг факт выполнения работ можно подтвердить свидетельскими показаниями, сумму же установить сложнее.
Потребителю невозможно выработать определенную стратегию поведения на все случаи для того, чтобы быть защищенным. Могу отметить, что у населения повысилась правовая грамотность. В юридическом секторе райисполкома мы консультируем людей, пытаемся решить проблему, не доводя до суда. Если проблема не снимается, помогаем оформить документы для обращения в суд. Иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной.
Беседовала Оксана КУЦЕНКО
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА