просили жители сельской глубинки на встрече с представителями местной власти
В соответствии с решением райисполкома, принятым еще в феврале 2005 года, представители власти и ответственных служб района в составе так называемого «агитпоезда» регулярно бывают в небольших, отдаленных от райцентра, населенных пунктах. На этот раз наш маршрут лежал в деревню Адамово Осовецкого сельсовета.
Останавливаемся возле здешнего Дома социальных услуг. На теперешний день это —единственный из действующих объектов социально-бытового назначения, оставшихся в малонаселенной деревне. Увидев незнакомую «легковушку», к нам подошел пожилой мужчина, как впоследствии оказалось, пенсионер Степан Иванович Горбарук, который живет в избе по соседству. Как и многие люди его возраста, он больше любит вспоминать о прошлом, в котором «все уже было», чем рассуждать о будущем, где неизвестно, «сколько лет кому отпущено». Сельчанин с интересом рассказывает о давнишних порядках и законах здешней жизни. По воспоминаниям своей матери он знает, как в свое время, при «польской власти», поступали с теми, кто нарушал государственную монополию на производство сигарет. Табак тогда стоил дорого, но дед нашего собеседника был заядлым курильщиком. Чтобы удешевить свое удовольствие, крестьянин решил втихаря высадить три куста табака посреди картошки, считая, что никто этого не заметит. Но кто-то проявил бдительность, и когда все раскрылось, сельчанина арестовали и осудили на три недели заключения. Он отсидел в тюрьме по неделе за каждый куст незаконно выращенного табака. «Вот так держали дисциплину и приучали людей уважать законы» — не то с удивлением, не то с одобрением говорит С.И.Горбарук.
Потом в Адамово пришла власть Советов, а вскоре— Великая Отечественная война началась. В то июньское утро семилетнего Степана отправили пасть коров, и он вспоминает, что смотрел не за стадом, а преимущественно – в небо, где тучами пролетали самолеты. Впоследствии их деревня пережила фашистскую оккупацию, послевоенную разруху, коллективизацию. Молодые, за редким исключением, оставались жить и работать там, где родились, и тогда это считалось нормой. Вспоминая послевоенные времена, Степан Иванович свидетельствует, что в летнюю пору, когда приходилось ездить на дальние болота, где заготавливали сено для колхозного и собственного стада, в Адамово набиралось до 60 здоровых косарей. «А теперь деревня есть, а жить в ней — почти некому», — с грустью сетует наш собеседник…
Вскоре, к назначенному времени, в Дом социальных услуг начали подходить и другие сельчане, в большинстве — женщины-пенсионерки, которых объединяли общие житейские проблемы и тревоги за будущее своей деревеньки, а значит, и за свою собственную судьбу. И беседу с председателем Осовецкого сельсовета Владимиром Сергеевичем Пивнем и представителями районных служб они начали с самого наболевшего вопроса последних дней: «Будет ли работать в Адамово магазин?»
Далее участники собрания с благодарностью в душе и в каждом слове рассказывали о том, что многие годы в здешней торговой точке трудилась Татьяна Андреевна Бондарук, которая, по отзывам сельчан, была «продавцом от Бога» , и такого ассортимента товаров, как был в их сельмаге, может, «и во всем районе не найдется». А еще, конечно же, было очень доброе и внимательное отношение продавца к здешним покупателям. Люди с удовольствием шли в местный магазин, о чем свидетельствует то, что план торговой выручки тут постоянно перевыполнялся. Но некоторое время назад Татьяна Андреевна засобиралась в декретный отпуск—за третьим ребенком. Она, похоже, душой и сердцем тоже привязалась к сельчанам, потому что, уже находясь в дородовом отпуске, женщина еще с месяц работала в магазине. Но все понимают, что не может же она и рожать, и с младенцем оставаться на работе.
Уже несколько недель продавцу в здешний магазин активно ищут замену. Отчитываясь перед собравшимися сельчанами, директор филиала «Шанс» Т.Н.Лежнюк объяснила, что за последние дни она лично объездила и побеседовала со многими женщинами как в Адамово, так и в окрестных населенных пунктах, предлагая им работу в сельмаге. Однако никто пока не согласился. Тех, с кем разговаривала Татьяна Николаевна, вполне устраивали их пособия по уходу за престарелыми родителями или несовершеннолетними детьми. Получается, никому в деревне не нужна зарплата в пределах 600-700 тысяч рублей?
А пока место продавца в Адамово пустует , Т.Н.Лежнюк пообещала, что хлеб и другие продукты первой необходимости в эту деревню будет завозить автолавка.
Во время недавнего собрания в Доме социальных услуг , в откровенной беседе с председателем сельсовета и представителями районных служб , местные жители высказали и другие замечания, просьбы, пожелания для дальнейшей работы. Так сложилось, что деревня Адамово имеет одну примечательную особенность: раньше она входила в состав колхоза «Совет-
ская Белоруссия», где работало большинство нынешних пенсионеров, и который впоследствии отошел к СПК «Пеняково».
Но не очень давно ферма деревни Адамово и часть здешних земель были присоединены к СПК «Осовецкий». В этом есть немалое преимущество, потому что молодые сельчане получили хорошо оплачиваемую работу. Вместе с тем, как сетуют местные жители, транспорт сельхозпредприятия, доверху груженый сеном, сенажом и прочим хозяйственным добром, обычно движется по объездной асфальтированной дороге, через Белин, нередко цепляя провода и обрывая линии радиопередач. И этот маршрут составляет более 10 километров. А ведь есть и прямая дорога от Адамово до Осовецкой церкви, протяженность которой — всего около трех километров. Дорога наезженная, но требует благоустройства. И если оно будет сделано, то, как считают сельчане, это будет большим удобством как для людей, так и для хозяйства, чьи грузоперевозки станут дешевле.
А еще сельчане просили по возможности откорректировать маршрут рейсового автобуса. Раньше он заходил в деревню три дня в неделю, теперь остались рейсы по пятницам и воскресеньям. В своих пожеланиях деревенские жители высказывались о том, чтобы добавить к этому расписанию еще один будний день с заездом автобуса в Адамово утром и вечером. Свое пожелание они аргументировали в первую очередь тем, что при поездке в райбольницу один день тратится на то, чтобы сдать анализы, а другой — чтобы получить их результаты и пройти медобследование.
Поясняя сложившуюся ситуацию, В.С.Пивень отметил, что совместно с автопарком №15 вопрос по поводу дополнительного рейса будет изучаться. Но люди должны понимать, что “автобус не может возить воздух, и если по обсуждаемому маршруту не будет пассажиров – не будет и рейсов в этом направлении”.
Здешние сельчане А.Ф.Горбарук, Ф.Г.Семенчук и Л.Р.Шлапак переживали также и о том, что еще в апреле они сделали заявку на подвоз торфобрикета, но до сих пор его не получили.
Как ни удивительно, но на этой встрече, в отличие от аналогичных мероприятий в других населенных пунктах, люди ни разу не пожаловались на то, что трудились они много, а пенсии получают небольшие. «Сколько есть — того и достаточно»— спокойно говорили они. Это свидетельствовало о большом терпении и терпимости, или, как теперь называют, толерантности местных жителей, их обеспокоенности более важными и насущными, в их понимании, проблемами. И в первую очередь тем, купят ли они завтра свежего хлеба , и что будет с их сельмагом? Ведь он для них был не только торговым объектом, но и центром их повседневной жизни, где люди встречались, узнавали новости, обменивались мнениями. И потому, прощаясь с нами, они благодарили за встречу и просили лишь об одном: «Помогите найти хорошего продавца».
Но этот вопрос, к сожаленью, пока остается открытым…
Галина ШАФРАН
Фото автора