Работа с детьми требует постоянного творческого поиска и совершенствования собственных знаний. Вот и недавно, готовясь к интегрированным физкультурным занятиям в детсадовской группе “Фантазеры”, я натолкнулся на весьма любопытную вещь. Оказывается, в прошлом году исполнилось 75 лет со дня открытия первой в наших местах шоссейной дороги: Пинск–Брест. Это было примечательно еще и тем, что именно Дрогичин стал отправной точкой для нового покрытия – плитки – “трилинки”.
И со слов очевидцев, и в Интернете, а впоследствии — и нашего брест-ского журналиста Василия Сарычева узнал об этом нововведении немало интересного. Оказывается, шестигранная плитка-“трилинка”, или пинская “костка», появилась благодаря варшавскому инженеру Владиславу Трилинскому. Он запатентовал свое изобретение еще в 30-е годы прошлого века, но развернуть производство смог лишь тогда, когда был назначен в Брест на должность начальника воеводского управления строительства и коммуникаций. До города Дрогичина тогда путь был вымощен круглым булыжником. Такая дорога не раскисала в слякоть, но была неудобной для ходьбы и особенно – для езды. Ведь в то время использовались в основном телеги на деревянных колесах с железным ободом. (Примечательно, что в наше время еще сохранились фрагменты этой дороги при въезде в Перковичи, сразу после железнодорожного переезда).
Суть метода Трилинского заключалась в том, что поверх подготовительной песчано-гравийной подушки укладывалась шестигранная плитка. Стоит отметить, это были не плоские “лепешки”, какими они выглядят в уложенном состоянии: их толщина составляла 15-20 сантиметров. Когда от колес и сапог слой раствора стирался, изначально серая плитка отшлифовывалась и получала серовато-черный, с отблеском, цвет. Это была вечная дорога.
“Трилинки” изготавливались в сборной (из двух частей) металлической форме, которую отливал на варшавском заводе сын Трилинского, инженер-механик по образованию. В форму закладывался колотый базальтовый камень конической формы (рабочие называли его “полукостка”). Заготовка заливалась на половину высоты формы раствором высокой марки, затем до верха – тощим бетоном, трамбовалась и заглаживалась. Сырая плитка осторожно извлекалась из формы и несколько суток набирала прочность. При укладке ее переворачивали, чтобы прочное каменное основание оказывалось наверху. Для оформления ровной кромки проезжей части возле бордюров применялась особая пятигранная плитка, которую ввиду сходства с епископским головным убором инженер Трилинский назвал “инфулой”.
Для наших, местных дорог, производство плитки-“трилинки” было налажено на задворках парка в Бресте, где у водоема стояла бетонная установка (“бетонярня”). Сырье для “полукостки” – черную базальтовую породу – привозили в крупных кусках из карьера Янова Долина Ровенской области. Однако на участке дороги Дрогичин–Огдемер использовался Микашевичский камень, и поэтому шоссе здесь имеет красный цвет. На месте камень кололи до нужного размера. Этим занимался отряд, созданный из безработных или наемных рабочих. Мощности парковой “бетонярни” не могли обеспечить потребности мощения шоссейной дороги, поэтому производство плитки было организовано на трех полигонах по длине дороги: в Пинске, в деревнях Снитово и Огдемер. В отдаленные точки укладки “трилинку” доставляли вагонами с перегрузкой на подводы.
Укладчики в кожаных фартуках кряхтели под весом плитки (одна штука весила килограммов 30-35), несли к месту, прижимая к животу. Инженер Трилинский лично курировал процесс. Патентная система стимулировала изобретательство: с каждой уложенной плитки Трилинский получал 2 гроша. На метр дороги требовалось 10 плиток.
В честь окончания строительства дороги у конторы дорожной службы на выезде из Пинска возвели единственный в своем роде памятник из того самого базальта, что использовался на мощении. При образовании породы магма застывала слоистыми многогранными столбами – несколько таких глыб аккуратно поместили на платформы и доставили в Пинск, где водрузили на бетонное основание. В годы войны памятник был поврежден и, лишившись опознавательных табличек, долгое время напоминал непонятную громаду. Недавно я побывал возле этого памятного знака, и стоит отдать должное властям г. Пинска – в данный момент композиция реставрирована и обозначена табличкой.
В городе Дрогичине “трилинкой” была вымощена улица Вокзальная. Старожилы помнят, каким прекрасным было это покрытие. В советские времена оно было демонтировано, и теперь плитка-“трилинка” сохранилась лишь на участке дороги в деревне Огдемер…
Этот интереснейший материал я использовал и на занятиях с детьми. Мы поговорили об экологии, так как камень является чистым природным материалом и практически безвреден. А чтобы мои воспитанники имели визуальное представление о предмете нашей беседы, пришлось вырезать из дерева нестандартное спортивное оборудование -шестигранники (плитки-“трилинки”). А в остальном детской фантазии и творчеству не было предела…
Александр
МИРОНЕНКО,
руководитель физвоспитания ГУО “Детский ясли-сад № 2 г.Дрогичина”