Она находится в старом еще довоенном центре нашего города, где проживало в основном еврейское население. На годы Великой Отечественной войны приходится довольно мрачный эпизод ее истории – улица территориально входила в состав Дрогичинского гетто. Позже в опустевших еврейских домах стали селиться новые хозяева. Улица с того времени не сильно изменилась, да и в длину она всегда соединяла ул. Базарную и выход к рынку с деревней Заречка.

Лидия Степановна Волошко:

– На улице Первомайской у меня родительский дом, в котором я провела детство и юность. Потом жила на ул. Ленина в девятиэтажке. Вернулась в отчий дом в 1971 году, и с тех пор проживаю в нем. Здесь выросли мои дети и внуки. Все дома на улице Первомайской еще довоенные, еврейские, построенные в 20-е годы или раньше. У этих построек была одна отличительная особенность – потолки почти под три метра высотой. Это очень неудобно, поскольку тяжело отопить такое помещение. Белорусы обычно не строят подобных домов. Поэтому, когда с течением времени новым хозяевам приходилось перестраивать свои жилища, то многие занижали потолки. В период моего детства улица имела такую же протяженность, как и сейчас. Дома перестраивались, разбирались, на их месте появлялись новые. Только семья Пицуха в послевоенное время возвела себе жилище напротив моего дома на месте, которое раньше пустовало.

Как и на многих улицах Дрогичина, на нашей дорога была грунтовая, посыпана немного чем-то наподобие гравийного покрытия. Только на центральной – Ленинской, а еще Вокзальной и теперешней Октябрьской лежал булыжник. Говорили: «Это пленные немцы укладывали дорожный камень». Немного булыжника лежало и на нашей улице на перекрестке с Почтовой (теперь Октябрьская) и еще несколько метров от перекрестка. А так, дорога у нас вечно была в ямах, всегда разбита. По ней часто ездили машины, поскольку рядом центральный городской рынок. Помню, как понаставляют у нас на улице машин, сложно и выйти, а если и выйдешь, так они ездят-снуют одна за другой. Где-то в 70-х уложили кое-какой асфальт у нас, ну а теперешнее добротное асфальтобетонное покрытие появилось только в 2012 году. Тогда, если я не ошибаюсь, для нужд гортопа это было сделано. Часто по дороге ездили машины, груженные торфом, то и дело они увязали в грязи. Поэтому и решили положить новый хороший асфальт.

По словам работников гортопа, на месте бани их организации в послевоенное время работала скотобойня. Фото Андрея РАССАФОНОВА

Улица расположена в довольно низком месте, поэтому весной часто дворы подтапливало. На подворьях у жителей Первомайской были выкопаны рвы, которые после зимы всегда наполнялись водой. Однажды вообще все затопило. Людям приходилось настилать доски для того, чтобы выйти из дома. Колодцы имелись не у всех. Многие пробовали выкопать, но вода у нас была не самого лучшего качества: мутная такая, с неприятным запахом. Один колодец находился на подворье на углу с улицей Базарной. Туда за водой ходили, а также к колонке, которая стояла на перекрестке с ул. Почтовой.

Дети, которые жили на улице, играли в прятки, классики, стрелки. Ходили играть на рыночную площадь, а также на луг, который находился на месте нынешней ремзаводовской пятиэтажки. Напротив, где сейчас стоит многоквартирный дом, построенный для работников училища механизации, была сажелка. Там купались, удили рыбу.

Василий Борисович Бердник:

– Родился и вырос я на этой улице, всю жизнь на ней и живу. Помню ее еще в первые годы после войны. Как и сейчас, она брала свое начало от улицы, ведущей на рынок, но до Заречки еще не доходила. Кроме жилых домов стояли две ведомственные постройки. Работал кондитерский цех пищекомбината, руководителем которого был Д.К. Удовиков. Главная производственная база организации находилась на теперешней ул. Октябрьской, а у нас на Первомайской – один из объектов. Там производили картофельный крахмал, пекли булочки, сладкую патоку изготавливали. Производство крахмала было основным видом деятельности цеха. Картофель привозили колхозы, а также предприятие принимало его от населения. При производстве крахмала в качестве отходов получалась выжимка. Многие из жителей города брали ее, чтобы кормить свиней. Вспоминаю, когда еще учился в школе, нас водили на это предприятие с экскурсией. Располагался цех в длинном бараке перед въездом на территорию нынешнего райтопсбыта. Там находился производственный участок, а контора предприятия находилась в доме перед ним. Спустя годы пищекомбинат перенесли на центральную улицу города, цех тоже перестал действовать на Первомайской. Примерно тогда и появился в той части улицы гортоп. В бараке, где был кондитерский цех, теперь жилые квартиры.

В этом жилом доме в послевоенные годы работал кондитерский цех местного пищекомбината. Фото Андрея РАССАФОНОВА

На месте, где сейчас ремзаводовское общежитие, стоял заготовительный ларек райпотребсоюза. Там принимали от населения овчину, шкуры диких животных, добытых на охоте, шерсть, а также продавали охотничьи патроны, порох. Здание было такое небольшое, из красного кирпича. Поначалу оно не имело крыши и не отапливалось. Через проем в стене принимали овчину и шкуры, там же находилось и нужное оборудование для их первичной обработки, склад. Заготларек и по совместительству охотничий магазин снесли уже перед строительством многоэтажки в середине 80-х годов.

Тогда буквально за несколько лет в центральной части улицы появилось два многоквартирных жилых дома. На месте дома №11 раньше находилась сажелка. Там ловили рыбу, а зимой ребятня играла в хоккей. Было время, когда на этом пруду работники маслосырзавода заготавливали лед. Холодильного оборудования еще тогда, видимо, не было на предприятии, и для поддержания продукции в нужном температурном режиме в летнее время использовался лед. Сажелка называлась «Кураева» по фамилии человека, который возле нее жил. В 1986 году пруд засыпали, вбили сваи и стали строить жилой многоквартирный дом. Директор Дрогичинского среднего профессионально-технического училища Лычковский тогда активно взялся за это дело. В январе начали строительство, а осенью в новый дом уже вселились первые жильцы. В подавляющем большинстве это были работники училища, но несколько квартир также выделили труженикам других ведомств и организаций. Отапливался дом котельной СПТУ. В том же году было введено в эксплуатацию и ремзаводовское общежитие. Тогда тоже с большим энтузиазмом за это дело взялся директор предприятия Нечай.

Рядом с этим общежитием ремзавод построил и небольшое одноэтажное здание, расположенное ближе к дороге. Не скажу, что там планировалось изначально, но знаю, что в нем была кулинария и актовый зал райпотребсоюза. Ну а потом помещения эти отдали под жилье.

Фрагмент фото 50-х годов. В помещении заготовительного пункта райпотребсоюза на улице Первомайской

Иван Иванович Щербаков:

– Мой дом находится на углу улиц Октябрьской и Первомайской. Здесь я провел всю свою жизнь. Хорошо помню, какой была улица Первомайская в послевоенные десятилетия. По сути, она мало изменилась. Перемены с течением лет затронули лишь центральную ее часть, где теперь стоят многоэтажки. По крайней мере, после войны улица уже носила название Первомайская и за все это время его не меняла. Добавлю, что на пустыре, где сейчас стоит пятиэтажный жилой дом (общежитие ремзавода) некоторое время находился растворный завод. Там стояли большие мешалки, которые изготавливали бетон. Обслуживал этот завод все строительные организации города. Потом предприятие снесли и построили на том месте общежитие.

Кстати, на территории райтопсбыта раньше был участок газоснабжения. Там находился склад баллонов сжиженного газа. Те жители Дрогичина, у которых имелись газовые плиты, брали там баллоны.

Андрей РАССАФОНОВ