РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Каждый  раз  мы   ждем этот день с радостью, и каждый раз он наполняет наши сердца новыми впечатлениями. Мы заново переживаем с детства знакомую трогательную историю, ибо Рождество Иисуса Христа совершилось в нашей земной истории, и у этого события были свидетели.

Чистый, совершенно безгрешный Богомладенец возлежит в убогой Вифлеемской пещере. От Него исходит Божественное сияние. Рядом находится Богоматерь, по другую сторону сидит Иосиф Обручник, волхвы-мудрецы спешат с подарками. А к яслям привязаны вол и осел. Этих животных с Назарета вело с собой святое семейство. На осле ехала Дева Мария, а вола вел Иосиф, чтобы его продать и на вырученные деньги прокормиться, пока семейство будет в Вифлееме. Осел и вол стоят рядом с яслями и в холодные зимние ночи согревают своим теплым дыханием новорожденного Спасителя. Эти бессловесные животные не только помогали Богомладенцу, но и служили ему своей покорностью.
А еще существует следующая притча. Когда в городе Вифлееме родился Господь, то не только мудрые волхвы Востока принесли ему дары, но и все звери, птицы и даже растения. Всем растениям было что подарить Младенцу – плоды, цветы, сладкое благоухание. И только опечаленная елочка, проделавшая длинный путь из северных земель, никак не решалась войти в пещеру, где лежал Божественный Младенец. Ей казалось, что все, что она может подарить Богу, никуда не пригодится, — простые шишки, липкая смола, колючие иголки… В скромности своей она считала себя хуже других деревьев, которые достойны были принести дары Богу. Но Господь очень любит скромность, смирение, простоту и принимает их, как лучшие подарки Себе. Вдруг на изумленную елочку с небес хлынул звездный дождь, и она засверкала, украшенная звездами, сразу став краше всех деревьев. С тех пор ее называют Рождественской и считают символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа.
Но есть еще много людей, которые считают ее символом Нового года. И очень печально смотреть на зеленые елочки, выброшенные на мусорки сразу после встречи Нового года, не дождавшись праздника Рождества Христова. Эти люди думают, что Новый год – это самостоятельный праздник, который появился сам по себе. Но в разных странах началом года считали  разное время. У  одних  народов  Европы  начало года приходилось на  день Обрезания Господня (1 января), у других – на 1 марта, у  третьих – на 1 сентября.
И лишь с 14 века в Европе повсеместно установился обычай: считать началом года 1 января, а к концу 18 века он распространился и в Руси. Но сама традиция встречи Нового года была трансформирована из праздника Рождества.
Именно в этот день люди дарили друг другу подарки, устраивали праздничный стол, славили Богомладенца. Это делала  не только церковь, но все общество, потому что все жили в то время по Юлианскому календарю и Новый год приходил как раз на святки – с 7 по 19 января. Тогда и не возникало у людей никаких противоречий.
Юлианский календарь был установлен за 44 года до Рождества Христова римским императором Юлием Цезарем. Тогда полагали, что солнце совершает полный круг вокруг земли за 365 дней и 6 часов. Чтобы ввести в годовой календарь эти лишние 6 часов, Юлий Цезарь постановил, чтобы через каждый четвертый год к февралю прибавлялся один день. Этот удлиненный год считается високосным, потому что в феврале мы проживаем 29 дней. Счет времени по Юлианскому календарю был принят православной церковью на первом Вселенском соборе 325 года, и к концу 16 века Юлианский календарь отставал от астрономического календаря на 10 дней.
Тогда Римский император Григорий XIII повелел, чтобы следовавшая за четвергом 4 октября 1582 года пятница считалась 15 октября 1582 года. Так у нас появился новый Григорианский стиль и понятие старый Новый год, который празднуется 13 дней спустя после Нового года.
После октября 1917 года в России Рождество праздновать было запрещено. Причем, наказание можно было получить не только за посещение Рождественского Богослужения, но и за безобидную рождественскую елку в доме. И только в   конце 30-х годов советское правительство позволило своим гражданам устраивать праздники в новогоднюю ночь, которая по Григорианскому календарю и предшествовала Рождеству и приходилась на разгар Рождественского поста. Так появилась традиция празднования Нового года и понятие «новогодняя елка». За годы безбожной советской власти люди очень привыкли к этому празднику. И некоторые обижаются, будто бы церковь отнимает его у них,  предлагая взамен Рождество. Им кажется, что ощущение праздника, его полноты и счастья может быть только с боем московских курантов, с салатом «оливье» и брызгами шампанского.
Часто после встречи Нового года люди не испытывают чувства радости, а наоборот, в сердце остается пустота и нет никакой сказки. Огромное количество выпитых спиртных напитков не дает ощущение счастья и благодати. Ведь если есть в душе хорошие, добрые чувства, их не надо подогревать искусственно.
Вместе с тем, праздник Рождества Христова способен подарить настоящую, духовную радость. Просто каждый человек должен понять, что своим пришествием в мир Иисус Христос принял человеческую плоть, чтобы спасти нас от вечной погибели и привести всех в царство Небесное – к своему Создателю. С Вифлеемских яслей он начал свой путь к нашему сердцу, и мы должны всем своим существом стремиться к Нему. Это значит – любить и исполнять Его заповеди, устраивать мир и любовь в своих семьях, добрые отношения с ближними.
В день праздника каждый может прийти на Богослужение и всем умом своим вникнуть в содержание службы, праздничных песнопений, наполненных радостью о родившемся Спасителе. Каждый может мысленно пройти вместе с древними волхвами  их долгий  путь к Вифлеемской пещере, вместе со смиренными пастырями приклонить свои колени у яслей Богомладенца, принести ему свои дары – чистое сердце, любовь к ближнему, добрые дела, долготерпение.
И пусть в рождественские дни смягчится ваше сердце от любящего взора Младенца Христа, ибо в этот праздник мы все – Его гости, а вместе с Ним нам легче совершать свой земной путь.
Галина АБРАМЧУК,
старшая сестра православного сестричества при Свято-Сретенском храме г.Дрогичина.