Школа здоровья. Что предлагает детям Перковичская школа-интернат

Среди учреждений образования, действующих в нашем районе, особое место занимает Перковичская санаторная школа-интернат. В ней нет постоянного состава учащихся – дети занимаются здесь на протяжении четверти. Дети не только учатся, но и проходят оздоровление. Учениками школы могут стать дети из любого района Брестчины при наличии медицинских показаний. Мы побывали в этом необычном учебно-оздоровительном учреждении и готовы рассказать, как в нем организована работа с детьми.

Начать стоит, пожалуй, с того, что школа размещена в уникальном здании, в уникальном месте с интересной историей. Сама деревня Перковичи впервые упоминается в 1494 году. Первоначально ими владели Андреевичи, затем имение перешло к Войтковичам. В 1538 году король Сигизмунд I подтвердил грамотой право собственности Матвея Войтковича. В 1580 году имение принадлежало уже Михаилу Боговитиновичу-Козерадскому, а в 1596 году его купил епископ Кирилл Терлецкий, известный деятель Брестской унии. Административно Перковичи принадлежали Берестейскому воеводству Великого княжества Литовского. С 1756 года и вплоть до 1939 года владельцами Перковичей становятся представители рода Вислоухов. После третьего раздела Речи Посполитой (1795 год) – в составе Российской империи, принадлежали Гродненской губернии. В 1805 году Зенон Вислоух, подкоморий брестский, заложил в Перковичах дворянскую усадьбу. Он же возвел в имении каменную Успенскую церковь в стиле позднего классицизма. Позднее имением владел Феликс Вислоух, во время восстания 1863 года он был военным комиссаром Виленской губернии. От него имение перешло к сыну Антонию, который был известен как историк, коллекционер и библиофил. В 1906 году Антоний перестроил усадебный дом. Усадьбу в начале XX века окружал парк площадью до 16 гектаров.

В Первую мировую войну усадьба сильно пострадала, но к 1935 году была восстановлена. Согласно Рижскому мирному договору, деревня вошла в состав межвоенной Польши, где принадлежала Дрогичинскому повету Полесского воеводства. С 1939 года – в составе БССР. В послевоенное время в усадебном доме разместился сиротский приют, позднее преобразованный в школу-интернат санаторного типа. От первоначального строения сохранились только фасады, внутренние помещения полностью перепланированы для нужд школы-интерната.

Усадебный комплекс и церковь включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Как было отмечено выше, деятельность Перковичской санаторной школы-интерната сосредоточена сразу на двух процессах – обучении и оздоровлении. Под эти задачи сформирована материально-техническая база, созданы условия для обучения и оздоровления учащихся. В распоряжении учащихся учебный и спальные корпуса, столовая, библиотека, спортивный и тренажерный залы, стадион, спортивная площадка.

– Оздоровление включает в себя организацию специального оздоровительного режима труда и отдыха: подъем, зарядка, прогулка, завтрак, учебные занятия, обед, тихий час, самоподготовка, физическая реабилитация, воспитательные мероприятия – и так расписан целый день. Основу этого режима составляет максимальное пребывание на свежем воздухе, рациональное пятиразовое питание, физиотерапия. Также проходят занятия по физической реабилитации, – рассказывает директор школы Александр Кулик. – Мы работаем с детьми, имеющими соматические заболевания: болезни органов дыхания, органов пищеварения, системы кровообращения, эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Путевка в наше учреждение выдается по заявлению законных представителей ребенка и заключению врачебно-консультационной комиссии. Для получения заключения ВКК необходимо первоначально обратиться к своему участковому педиатру. Продолжительность пребывания учащихся в школе-интернате – одна учебная четверть, но по медицинским показаниям срок пребывания может быть увеличен. Обучение осуществляется по программе базовой общеобразовательной школы. Работаем в режиме пятидневной учебной недели. В каждой учебной четверти формируется 7 классов с четвертого по девятый. Обучение и оздоровление осуществляется бесплатно, за счет средств областного бюджета.

Два раза в неделю детей осматривает врач. При необходимости назначает различные процедуры: УВЧ, парафин, ингалятор, аппарат «Радиус», ультразвуковой аппарат, лампа «Соллюкс» и магниты.

В сопровождении директора проходим в спальный корпус. Там мы видим уютные комнаты, обустроенные новой мебелью, аккуратно заправленные кровати. В комнатах младших школьников в каждом блоке есть душ и туалет. Для детей старшего возраста – на каждом этаже санитарная комната, туалет и душевые кабины.

– Мы стараемся создать уютную и комфортную атмосферу для наших воспитанников, – говорит директор школы. – Благодаря поддержке главного управления по образованию Брестского облисполкома постоянно совершенствуется материально-техническая база: обновлена мебель в учебном корпусе, проведен ремонт спального корпуса, установлен новый компьютерный класс, интерактивная сенсорная панель, каждый кабинет оборудован телевизором. Тренажерный зал оснащен современным многофункциональным силовым тренажером, который развивает все группы мышц, велотренажерами, доской для пресса, степ-ступеньками для танцевальных упражнений и фитнеса, беговой дорожкой. На первом этаже спального корпуса есть игровая комната, где дети отлично проводят время, играя в настольные игры. Перед большими зеркалами девчонки занимаются танцами, фитнесом. Под руководством наших педагогов Алины Васильевны Дубровской и Софьи Николаевны Шендер у нас работают два объединения такой направленности. В холле спального корпуса, рядом с игровой, мы поставили теннисные столы. Ребята с удовольствием проводят здесь свободное время.

Особое внимание, по словам руководителя, в школе-интернате стараются уделять шестому школьному дню. Он буквально поминутно расписан занятиями по интересам. С утра дети заняты в объединениях по интересам, физической реабилитацией, участвуют в общешкольном мероприятии. Во второй половине дня ребят ждут спортивно-массовые мероприятия, а также психолого-педагогические тренинги. Действуют объединения правовой направленности и кружки по привитию любви к книге и чтению. Вечером работает кинозал и проводится дискотека с игровой программой. Дети активно участвуют в турнирах по волейболу среди учащихся санаторной и средней школ. Регулярно в роли соперника выступает педагогический коллектив школы-интерната.

Экскурсии по памятным и историческим местам Брестчины, встречи с ветеранами и интересными людьми помогают нашим воспитанникам в становлении их характеров, осознанному выбору своего дальнейшего жизненного пути.

Многих родителей пугает слово «интернат» в названии школы. Но не стоит тревожиться. Это означает лишь то, что дети находятся под круглосуточным контролем педагогов. Но большую часть времени ребята проводят вместе со своими воспитателями, которые помогают им собираться на учебные занятия, следят за их внешним видом, учат ребят самостоятельно убирать свои вещи, соблюдать правила личной гигиены и многое другое. Именно они обучают ребят сервировке в столовой, ценить чужой труд, быть благодарными поварам за вкусную и разнообразную еду. Вместе готовят домашние задания, школьные мероприятия, решают возникающие проблемы.

– Могу заверить родителей, что с их детьми работает профессиональный и компетентный коллектив педагогов и воспитателей, – говорит Александр Кулик. – Мы не стоим на месте, совершенствуем свой уровень, учимся и развиваемся, а приобретенный опыт передаем вновь приходящим педагогам. Отмечу, что в школе-интернате есть несколько примеров, когда дети продолжили труд своих родителей. Продолжателями династий стали учитель физической культуры и здоровья Олег Леонидович Сакович, заместитель директора по учебной работе Илона Викторовна Крейдич, воспитатель Алина Васильевна Дубровская. Наших ветеранов мы не забываем. Поздравляем с праздниками, приглашаем в школу. Например, Виталий Игоревич Куксич, в прошлом учитель математики, – самый активный участник наших сегодняшних волейбольных баталий. Мы живем одной большой семьей. Общие цели, интересы, мечты.

Многие выпускники школы-интерната с теплотой и трепетом говорят и вспоминают о пребывании в санаторной школе, о своих педагогах.

«Меня зовут Виктория Тхорик. Я живу в д. Литовск, но училась 6 лет не в средней школе, а именно в «санаторке». Я очень сильно скучаю по школе, по учителям и воспитателям. Ведь эта школа стала для меня вторым домом. Здесь я нашла своих верных друзей, обрела уверенность в себе, получила новые знания и умения. Сейчас я учусь в средней школе, но часто прихожу в гости к своему воспитателю, Елене Васильевне, она всегда внимательно выслушает, порадуется за меня, а иногда и нужный совет даст».

«В этой школе я прохожу оздоровление уже второй год, так как мне здесь очень нравится. Здесь очень интересные занятия по физической реабилитации», – делится своими впечатлениями ученик 6 класса Родион Смаль.

«Мне очень нравится в этой школе. Здесь очень интересно. Я стала намного самостоятельнее, нашла много дел по душе. А мои воспитатели – Алеся Валерьевна и Татьяна Викторовна – очень добрые и заботливые люди», – рассказала Ксения Сенько.

– В школе-интернате учат общаться друг с другом и узнавать людей. Детям это очень нравится, их обычно приводят родители, рекомендуют школы, а потом они сами с удовольствием приезжают, потому что попадают в атмосферу, где каждому уделяют внимание, они интересны другим. Дети погружаются в творческую жизнь: театральную, музыкальную, хореографическую. У них развивается чувство ответственности, лидерские качества, что немаловажно в современном мире. Важно то, что они учатся думать и размышлять, принимать самостоятельно решения, ценить то, что их окружает. Мы с радостью встретим всех желающих пройти оздоровление в нашем учреждении образования, – пригласил Александр Степанович.

Татьяна КОНОНЕНКО.
Фото автора и из архива школы-интерната.