Как сделать речь красивой и правильной. Советы профессионального логопеда

Педагог-дефектолог Светлана Косяк.

Многие родители, сталкиваясь с проблемами развития речи у ребенка, прибегают за помощью к логопеду-дефектологу. Специалист проводит коррекцию, а также устраняет недостатки речи, стимулирует ее прогресс. Проще такие проблемы поддаются коррекции в детском возрасте. Чаще всего специалисты работают с дошкольниками и школьниками, у которых имеются проблемы в речевом развитии, изолированными речевыми нарушениями, а также задержкой психоразвития, гиперактивностью, снижением слуха, аутистическими чертами.

Светлана Косяк работает логопедом-дефектологом в коррекционном центре и более десяти лет занимается частной практикой. Она работает с детьми, взрослыми и даже детьми-билингвами – это детки, которые с рождения говорят на двух языках своих родителей.

В 2008 году Светлана окончила БрГУ им. А.С. Пушкина по специальности «Психолог», преподаватель психологии. Два года работала в сельской школе психологом. А в 2013 году окончила университет им. М. Танка и получила высшее дефектологическое образование. С 2011 года работала педагогом раннего развития в г. Калининграде в семейном центре «Сотворение». Вскоре она вернулась на Родину и в 2013 году основала Детскую академию Развития в г. Бресте, но через два года по семейным обстоятельствам была вынуждена вернуться в родной город и открыла свой частный кабинет.

Светлана проводит онлайн- и офлайн-занятия с детьми по запуску речи, по коррекции звукопроизношения у детей и детей-билингвов. Также работает со взрослыми: корректирует звукопроизношения по своей авторской методике. Является автором логопедических пособий «Моя первая фраза» и «Мои первые глаголы», которые направлены на формирование глагольного словаря, отработки простой фразы у детей. Проводит консультации для специалистов «Логопед-онлайн».

Прежде чем начать занятия по коррекции и улучшению навыков речи, Светлана проводит диагностику речи ребенка, выявляя наличие дефекта и его причину. Далее логопед-дефектолог разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы и подбирает соответствующие методики для его эффективной реализации.

Спектр задач Светланы Александровны не ограничивается постановкой звуков, также осуществляется работа по развитию правильного дыхания, мелкой и крупной моторики, памяти, внимания, мышления, восприятия.

– В речевой сфере большое внимание уделяется лексической, грамматической, фонетической, интонационной составляющим. Мы занимаемся активизацией, пополнением словарного запаса ребенка, учим составлять словосочетания и предложения, развиваем связную устную речь, готовим ребенка к школе морально и физически. После каждого занятия дается домашнее задание, которое необходимо выполнять ребенку вместе с родителями каждый день. Только при совместной работе специалиста и родителей с ребенком коррекционная работа оказывается наиболее успешной, – говорит логопед-дефектолог.

Следующее направление в работе Светланы – исправление дефектов речи у взрослых и детей. С помощью специально подобранных упражнений она учит говорить людей красиво: не в нос, не картавя, четко проговаривая букву «Р» и т. д. Логопед показывает правильное положение языка и губ при произношении звуков, задает читать на дом тексты и скороговорки.

Чтобы добиться успеха, Светлана рекомендует соблюдать определенные правила посещения логопеда и включенность самих родителей.

– Очень важно неукоснительно выполнять все рекомендации и домашние задания. Очень много времени уходит на подготовку речевого аппарата к постановке звуков. И если дети будут это выполнять дома – сократится время посещения логопеда и сэкономятся деньги. Поэтому родителям крайне важно находить время для занятий с детьми дома. Второй, не менее важный, момент – регулярность посещения занятий. Длительные пропуски – это откат назад. Все, чему учились, ребенок забывает при длительном отсутствии. Приходится вспоминать, начинать сначала – все это затягивает коррекционный процесс, – пояснила Светлана.

Логопед практикует в своих занятиях упражнения науки кинезиологии. Это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения: кинезис – движение, логос – учение. Нужны такие упражнения для укрепления физического здоровья, улучшения памяти и внимания, развития речи и пространственных представлений, снижения утомляемости и повышения способностей и развития межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую систему, формирующийся в период развития.

Также Светлана занимается миофункциональной коррекцией. Это новый подход в работе логопеда, который непрерывно связан с ортодонтией. Он включает комплекс специальных упражнений для мышц лица и языка, которые помогают изменить привычки для установки правильного положения языка, улучшения дыхания и глотания. Миофункциональные нарушения – это снижение тонуса жевательной или мимической мускулатуры, возникающее на фоне дисфункций зубочелюстной системы. Другими словами – это нарушение функций глотания, жевания, дыхания. Прежде всего гимнастика необходима детям для профилактики и коррекции уже имеющихся ортодонтических проблем. Такие нарушения возникают вследствие заболеваний ЛОР-органов, ротового дыхания, слабой круговой мышцы рта. Глотание нарушается при длительном сосании бутылочки с соской и соски-пустышки, при длительном кормлении ребенка мягкой или протертой пищей. Сосание пальца, нарушение осанки негативно влияют на гармоничность лицевого скелета, неправильный прикус. С помощью миофункциональной гимнастики дети восстанавливают носовое дыхание, учатся правильно глотать и правильно держать язык во рту в состоянии покоя. А еще такую гимнастику могут назначать подросткам и взрослым, которые проходят ортодонтическое лечение.

С задержкой речевого развития у ребенка сталкивается каждый второй родитель. Проблема действительно серьезная, но ее можно решить, если подходить к ее решению ответственно.

– Первое, что необходимо уяснить, что просто поводив ребенка на занятия пару раз, речь не запустится. Волшебной таблетки для запуска речи нет. Но медикаментозное лечение имеет место быть и обязательно вместе с логопедическими занятиями. Следует получить консультации нескольких специалистов: невролога, сурдолога, логопеда-дефектолога, психолога. Проблему решить можно только комплексно. Это титанический труд не только логопеда, но и родителей. Насколько включатся в этот процесс родители, настолько будет успешен результат. Это ежедневная работа, без выходных и отпусков, – рассказывает Светлана Александровна.

Светлана рекомендует родителям при речевых нарушениях у ребенка отдать его в спортивную секцию. Дело в том, что при многих речевых нарушениях наблюдается нескоординированность, трудности определения артикуляционной позы. Другими словами, языку трудно принять нужное положение во рту. Такая проблема наблюдается во всем теле ребенка. Ему трудно постоять на одной ноге, попрыгать, перепрыгнуть через препятствие, кататься на велосипеде, забраться на турники. Поэтому Светлана настоятельно рекомендует обратить внимание на физическое развитие ребенка. Тело – это целостный организм. Нельзя работать только с языком и ждать, что все проблемы уйдут.

Рассказала логопед и о том, как помочь ребенку-билингву.

– Не допускайте смешивания языков. Иногда родители свободно общаются между собой на разных языках, не замечают сами, как переходят в разговоре с одного языка на другой. Ребенок обязательно должен слышать правильную речь. В одном предложении – только один язык. «Закрепите» язык за носителем. В случае семьи это означает, что мама говорит с ребенком на одном языке, а папа – на другом. В такой ситуации у детей не возникает проблем с пониманием, к кому на каком языке обращаться. Создавайте нужную среду. Для того, чтобы язык стал родным, необходимо полноценное «погружение». Как и ребенку-монолингву, двуязычным деткам нужно уделять время для сказок, песенок, колыбельных и детских игр, но уже на двух языках. Избегайте давления и стресса. Сам по себе билингвизм не является причиной возникновения речевых нарушений, однако может стать отягчающим фактором в случае каких-либо проблем. Речевой негативизм вызывается излишними ожиданиями родителей и повышенными требованиями, – предостерегает Светлана Александровна.
Светлана проводит свои занятия исключительно в виде игр. Благодаря этому дети с удовольствием и интересом посещают занятия. Игровые приемы и упражнения пробуждают в малыше желание активно участвовать в коррекционном процессе; активируются процессы восприятия, внимания, памяти, мышления; развиваются общая и мелкая моторика, глазодвигательные функции, формируются графомоторные и многие другие навыки. Повышается познавательная активность и работоспособность ребенка, регулируются поведенческие трудности детей – они приучаются подчиняться правилам игры.

В будущем Светлана мечтает открыть свой логопедический центр. Большой и глобальный, который будет приносить пользу и радость детям и взрослым.

Татьяна Кононенко.
Фото из личного архива Светланы Косяк.