Девятиклассница СШ №2 Анна Петровская победила в республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе. Дрогичинская школьница лучше всех справилась с лингвистическим конкурсом и отзывом о художественном произведении.

Преподаватель Ани Светлана Хилько называет свою ученицу уникумом. Учитель заметила неординарные способности девушки еще в 5 классе.

– Она была абсолютно грамотной уже в 5 классе. Писала без ошибок, расставляла все знаки препинания правильно. Спросишь, почему, – она не знала. У нее грамотность шла изнутри. Большая редкость, когда ребенок пишет абсолютно грамотно, – отмечает Светлана Ивановна.

Уже в 6 классе Аня заняла призовое место на районной олимпиаде по русскому языку и литературе. В 8 классе школьница попала на областную олимпиаду и заняла там 2-е место.

– В Бресте составляют рейтинг, первые 20 человек по количеству набранных баллов отправляются на областную олимпиаду. Аня была 21-й, ей не хватило меньше балла. За неделю до олимпиады мы узнаем, что едем туда. По какой-то причине у 20-го номера не получилось поехать, и мы заняли его место. Было очень неожиданно, оставалось пару дней для подготовки. И вот мы с 20 результата поднялись на 2-е место, – вспоминает преподаватель.

В этом году у Ани был Диплом II степени на областной олимпиаде и совершенно неожиданно – 1-е место на «республике». В то время как, рассказывает девушка, победительница из Бреста не вошла в число награждаемых. «Чудеса нас сопровождают эти 2 года», – с улыбкой говорит Светлана Ивановна. Но мы, конечно же, знаем, что дело не в чудесах, а в знаниях и трудолюбии.

– Мы с 6 класса начали постепенно системно готовиться, повторять все разделы русского языка. Если есть база – остальное все легко и просто. Галопом по Европам, бегом, нахрапом – толку не будет. Ребенок все время что-то делал, выполнял задания. Перед республиканской олимпиадой у Ани было свободное посещение в школе. Я считаю, что утром самая продуктивная подготовка, а не по вечерам сидеть над учебниками, – делится профессиональными секретами педагог.

В лингвистическом конкурсе на «республике» Аня допустила одну единственную ошибку – пунктуационную. Задания из этого блока школьнице показались легкими.

Туда же входят вопросы по русской литературе. В основном задания – по произведениям из школьной программы, но есть – на общее развитие.

– На областной олимпиаде был вопрос, какому герою произведения и где установлен памятник с русалочьим хвостом, этот персонаж на берегу реки ждет своего хозяина. Оказывается, это памятник Му-му во Франции. Мы таким вопросам особое внимание не уделяем. Всегда говорю: «Читай, Аня, тексты». Дают в основном задания на знания текста, цитат, ребятам нужно угадать героя, произведение, автора. Девятиклассникам в этом году дали задания с цитатами из сказок, которые изучались в 5 классе. Такая непредсказуемая эта олимпиада, – отмечает педагог.

А вот отзыв о литературном произведении для учащихся является самым сложным и волнительным заданием, отмечает Светлана Ивановна.

– Отзыв это как мини-исследование, требующее много усилий. Некоторые исследования годами пишут, а ребенку за 4 часа нужно продумать и написать научную статью. К республиканской олимпиаде готовились обстоятельно. Знали все критерии оценивания и старались по каждому пункту получить балл. Нужно дать сведения о писателе, а также историко-культурный комментарий, разобрать художественные средства, смысловые значения. Отзыв должен быть научным, а не эмоциональным. Текст дали девятиклассникам философский – сложный для подростков, – говорит Светлана Хилько.

Аня любит читать, и, как признается девушка, не только художественную литературу. Ее привлекают разные жанры: фантастика, приключения и другие. В школе девушка учится «на отлично».

– Главное – ребенок, от профессионализма учителя тоже многое зависит. Если учащийся трудолюбивый, мотивированный – все получится. У ребенка должна быть семья, которая его поддерживает, развивает с детства. Мама Ани говорила, что для дочки лучший подарок – это книга. Она тащила папу в «Детский мир»: не игрушки, не платья для нее поощрением были, а книги. Родители передают ребенка учителю, и ему остается только дать материал, – подчеркивает Светлана Ивановна.

Светлана Хилько уже не первый год работает с олимпиадниками. Педагог отмечает, что сейчас олимпиадные задания стали более практически ориентированными. Теперь в них нет вопросов, связанных с историей языка, биографией языковедов, не нужно, например, переводить церковнославянские тексты или находить общее в словах разных языков славянских групп.

– Полученные при подготовке к олимпиаде знания пригодятся Ане при сдаче ЦТ. Она подготовлена, ей не будут нужны репетиторы. Сейчас решаем тесты, и она набирает уже 80 баллов. Аня легко справляется с заданиями для 10 и 11 классов. В следующем году останется только восстановить то, что мы знаем, – признается педагог.

Олимпиада – это не только соперничество самых умных, но и новые знакомства с единомышленниками, культурная программа, множество впечатлений и открытий, рассказывает Аня.

– Посмотрите, в каком мы приятнейшем окружении: из нашей области Дипломами I степени на республиканской олимпиаде по разным предметам удостоены учащиеся гимназий, лицеев Бреста, Барановичей, Пинска – и среди них наш любимый город Дрогичин, – отмечает Светлана Хилько.

Оксана КУЦЕНКО