Школьный ранец для родителей

Ваш ребенок первый раз идет в школу!? Это радостное и волнующее событие, наверное, больше всего переживает не он сам, а вы, теперь уже родители школьника – маленького самостоятельного человека. Как пережить этот момент взросления своего ребенка и подготовить малыша к новой жизни, организовать учебу, чтобы она была в радость, чтобы каждое утро хотелось идти в школу?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней и, конечно же, отношением родителей и учителя к новой жизни ребенка.
Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя, но при этом нужно помогать ребенку привыкать к мысли о школе и учебе. Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и остальные дети. Он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Поэтому желательно устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками. Важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал определенной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Нельзя нарушать один из принципов воспитания “не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами”. Это одна из составляющих готовности к школе. Нужно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества, а для этого любое начатое дело доводил до конца.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание, поддержка, как со стороны родителей, так и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклас-сника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите малыша в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, – это проблема школьного туалета.
Многие родители знают, что посещение туалета даже в детском саду может быть связано с определенными сложностями. Что же говорить о школе! К счастью, в большинстве школ существуют отдельные туалеты для малышей. Старшеклассники их не посещают. Но ведь этим общественным туалетом надо уметь пользоваться! Надо, между прочим, уметь справляться со штанами, попадать куда надо, смывать за собой, пользоваться туалетной бумагой. Это “жалкая проза”, крайне далекая от высоких мотивов обучения чтению или иностранному языку, но она является важной составляющей готовности к школе.
Однако вернемся к основам учебно-воспитательного процесса. С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение интегрированного курса “Введение в школьную жизнь”. В течение этого периода не проводятся уроки математики, чтения и письма. Учитель организовывает для детей экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь в усвоении правил и форм поведения на уроке, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов.
С октября начинаются уроки по предметам учебного плана. Для шестилетних детей предусмотрена щадящая организация образовательного процесса. Это значит, что уроки проводятся только в первую смену. В середине третьей, самой продолжительной четверти, предоставляются дополнительные каникулы в течение одной недели.
Все учебники для учащихся выдаются в школе. Учебно-методический комплекс для первого класса включает учебное пособие “Солнышко-Сонейка”, учебник “Букварь”, тетради на печатной основе – “Пропись-1”, “Пропись-2”, “Письмо”, учебник “Математика” в четырех частях, учебник “Человек и мир”.
Что же еще необходимо положить в заранее купленный школьный ранец? Примерно такой список необходимых принадлежностей для первого класса, как правило, вывешивают в школах:
• набор цветных ручек;
• фломастеры и карандаши;
• ластик;
• точилка;
• обложки для тетрадей и книг
• пенал;
• линейка;
• краски (акварельные или гуашь);
• альбом для рисования;
• набор кисточек.
Кроме того необходимо позаботиться об одежде и обуви для занятий физкультурой, сменной обуви.
Ну и конечно, очень важно то, как будет выглядеть ваш новоиспеченный школьник. Но сегодня речь идет не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в конкретной школе.
Необходимо помнить, что первое сентября – это не только ответственное мероприятие, в этот день нужно устроить малышу настоящий праздник. Это может быть поход в парк, выезд на природу. Конечно же, – цветы, торт или пирог, мороженое. Но главное – это должно быть общение с родителями и другими родственниками. Дети должны иметь возможность рассказать взрослым о том, как прошел их первый (а впоследствии и другие) школьный день.

Геннадий ДЕЮН.