Таисия Кулич: «Там мы осознали весь трагизм того рокового дня»

26 апреля 1986 года произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества – авария на Чернобыльской атомной электростанции. В этом году исполняется 37 лет со дня того рокового события. Беларусь оказалась в числе стран, наиболее пострадавших от загрязнения. На борьбу с невидимым врагом отправились тысячи наших земляков, проявившие при этом самоотверженность и героизм. У каждого из участников устранения последствий аварии на Чернобыльской АЭС своя история. Как и у медсестры поликлиники Дрогичинской центральной районной больницы Таисии Николаевны Кулич.    

В 1986 году, когда Таисия была студенткой выпускного курса Брестского медицинского училища (сейчас Брестский государственный медицинский колледж), как раз и произошла та зловещая чернобыльская катастрофа. Собеседница признается, что тогда они, студенты медучилища, не особо понимали, что произошло.

– Нам это казалось чем-то очень далеким и отчасти из другой реальности. Мы жили своей студенческой жизнью, проходили практику, готовились к госэкзаменам. Я тогда и подумать не могла, что каким-то образом все же буду причастна к ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, – делится Таисия Николаевна.

После Брестского медучилища Таисия Кулич работала медсестрой в Антопольской горпоселковой больнице. Тогда ей как военнообязанной в 1988 году пришла повестка явиться в Дрогичинский райвоенкомат. На следующий день 19-летняя медсестра была направлена на прохождение медкомиссии, по результатам которой получила заключение годности. Там же девушка узнала, куда ей предстоит отправиться.   

«Вторичный медосмотр проходила уже в Брестском областном военкомате, где получила повторное подтверждение годности. После чего на автобусе от облвоенкомата нас отвезли в поселок Рудаков Гомельской области. Это было в первой половине апреля 1988 года. Со мной ехала и моя подруга Людмила Прокопович, с которой вместе работали медсестрами в Антополе. И сегодня Людмила Васильевна трудится в Антопольской горбольнице, но уже старшей медсестрой, – вспоминает собеседница. – В Рудаково в то время уже располагался палаточный городок полка гражданской обороны, занимающийся ликвидацией последствий аварии. По приезду нас определили жить в общежитие бывшего Рудаковского ПТУ № 30, которое в 1986 году закрыли и частично эвакуировали в Хойники. На базе этого училища была развернута войсковая часть с госпиталем, куда нас определили медсестрами. Мы сменяли других медсестер, уезжающих домой. В общежитии бывшего училища мы жили вчетвером в комнате. Со мной и Людмилой Прокопович проживали также наша землячка из Липник Зоя Тямчик, которая в ту пору работала медсестрой на одном из ФАПов Ивановского района, и еще одна девушка из Пружан. Кстати, Зоя Владимировна на сегодняшний день работает фельдшером скорой медицинской помощи Дрогичинской ЦРБ. Хорошо помню, что мы как военнообязанные 9 мая 1988 года там принимали присягу».

Таисия Николаевна говорит, что в развернутом госпитале действовали отделения терапии, неврологии и хирургии, а на первом этаже корпуса бывшего профтехучилища располагалась поликлиника. «Я работала в терапевтическом отделении, где мы занимались лечением простудных заболеваний у ликвидаторов последствий чернобыльской аварии. Непосредственных ликвидаторов, находящихся в зоне АЭС, к нам не привозили. У них там было свое медицинское обеспечение», – рассказывает женщина.     

Собеседница вспоминает, как в Рудаково при госпитале они ходили в военной форме, соблюдали воинскую дисциплину, выполняли команды как просто военных, так и военврачей. Жили по распорядку дня, по очереди заступали дежурить на тумбочки возле телефонов внутренней связи и на дежурства в столовой, ну и одно из самых главных – несли дежурства в закрепленных за ними отделениях в госпитале.

Таисия Николаевна рассказывает, как по служебным медицинским вопросам на машинах их возили в города Хойники и Брагин. Только вот перед тем, как попасть в город или выехать из него, нужно было проходить пропускной пункт, на котором определялась степень зараженности проходящих машин. Если дозиметр показывал высокий уровень радиации, то автотранспорт отправляли мыть на эстакаду, с которой стекавшую загрязненную воду собирали в специальные резервуары. При возвращении из города такая процедура могла повторяться. Во время двухмесячного пребывания рядом с зоной радиационной катастрофы Таисия Кулич иногда созванивалась с родителями по телефону в почтовом отделении городов или поселка Рудаково.

«Мы располагались за более чем 50 километров от основного эпицентра катастрофы. К непосредственным ликвидаторам в зону Чернобыльской атомной электростанции отправляли некоторых медработников из нашего госпиталя вахтами на десять дней. Лично меня в ту зону не отправляли ни разу. К нашим же врачам и медсестрам, кто туда уезжал, уже там на медосмотры приходили непосредственно ликвидаторы катастрофы на самой атомной электростанции, – говорит медработник. – Я часто бывала на выездных комиссиях докторов, проходящих в ближайших населенных пунктах, где проводились медосмотры новобранцев в состав гражданской обороны из всего Советского Союза. Если кому-то из них необходимо было дополнительное обследование или лечение, то мы их забирали к нам в госпиталь. Возили нас часто и на медосмотры в уже сформированные подразделения гражданской обороны по ликвидации последствий аварии, расположенные в разных местах относительно недалеко от нашего военного госпиталя. Не могу забыть те моменты, когда проезжали через совершенно пустые, обезлюдевшие из-за радиации деревни. Вот тогда, находясь там, в приграничной к катастрофе зоне, мы, молодые медсестры, по-настоящему осознали весь трагизм того рокового 26 апреля 1986 года».

Таисия Кулич, а вместе с ней Людмила Прокопович и Зоя Тямчик находились как военнообязанные на службе в госпитале, расположенном в зоне ликвидации последствий аварии от взрыва на Чернобыльской АЭС два месяца. 16 июня 1988 года девушки благополучно вернулись на родную Дрогичинщину.

***

Через короткий промежуток времени по приезде домой Таисии Николаевне военным комиссариатом Брестской области было выдано удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также нагрудный подвесной знак «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС». Семья Таисии Кулич гордится своей женой и мамой. Вместе с супругом Василием Игоревичем (он является воином-интернационалистом и с 1985 по 1987 годы проходил срочную военную службу в Афганистане) Таисия Николаевна вырастили двоих детей, которые любят своих родителей и гордятся ими. Дочь пошла по стопам мамы и стала медиком, а сын работает в сфере IT. Таисия Николаевна и Василий Игоревич с нетерпением ждут внуков.

Максим РОДЬКО.
Фото автора.