В 2003 году в Беларуси создали унитарное предприятие «Белтехосмотр», а с февраля 2006 года его полномочия были расширены: ему передали функции по выдаче допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, а также соответствующие отметки в разрешении на участие в дорожном движении, которые ранее были в зоне ответственности ГАИ.

Структура расширялась, ей нужны были грамотные специалисты, и этот факт стал поворотным в трудовой биографии В.И. Капитана: его пригласили на работу в систему «Белтехосмотра». К этому времени Валерий Иванович, получив специальность инженера в сельхозакадемии, уже более 10 лет отработал на разных технических должностях в тогдашнем колхозе им. Димитрова (сейчас это хозяйство находится в составе ОАО «Бездеж-Агро»).

Имея опыт работы с техникой, людьми, документацией и стремление к познанию новых направлений своей профессиональной деятельности, он решил попробовать себя в несколько иной сфере. С тех пор прошло более 15 лет, в течение которых совершенствовалась система техосмотра, а вместе с тем – и мастерство специалистов. Не остался незамеченным и вклад в ее развитие инженера 1-й категории филиала УП «Белтехосмотр В.И. Капитана: недавно Валерий Иванович был отмечен грамотой за многолетнюю добросовестную работу в своей сфере деятельности. И кому, как не ему, знать ответы на вопросы, которые волнуют сегодня многих автолюбителей.

 

– Валерий Иванович, в этом году наконец-то случилось то, о чем мечтали и что давно предлагали рядовые владельцы автомобилей: выдачу разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении отвязали от госпошлины. Как это повлияло на вашу работу?

– Нам стало легче морально. Ведь еще совсем недавно, уплачивая немалую госпошлину, многие из наших клиентов старались высказать нам свои претензии о качестве дорог и упрекнуть за каждую ямку и выбоину, которую им пришлось поймать на своем пути. Хотя ни тогда, ни теперь мы к этому никакого отношения не имеем. Теперь уплату госпошлины на транспортное средство контролирует налоговая инспекция, соответственно, и подобных вопросов к нам не возникает.

– Согласно сведениям, которые были озвучены руководством УП «Белтехосмотр», начиная с 2014 года, в республике фиксировался ежегодный спад количества выданных разрешений в среднем на 10%. Многие объясняли это тем, что люди ожидали объявленных правительством изменений в виде отвязки техосмотра от госпошлины. Сейчас это стало реальностью: госпошлину отменили в мае прошлого года. Улучшилась ли статистика прохождения техосмотров?

– К сожалению, пока о каких-либо положительных сдвигах говорить рано. По статистическим данным, в настоящее время в районе насчитывается порядка 29725 единиц транспорта, из которых только 26,5% прошли ТО и имеют допуск к участию в дорожном движении. Это даже меньше, чем в лучшие годы, когда к техосмотру была привязана госпошлина. Конечно, в определенной мере данное сравнение субъективно, поскольку есть автомобили, которые получают разрешение на допуск на 6 месяцев (такси, маршрутки) или на 2 года (например, легковые авто общего назначения, с года выпуска которых прошло не более 10 лет). Кроме того, есть транспортные средства, которые уже не эксплуатируются, но их владельцы не позаботились о том, чтобы снять их с учета.

При этом важно заметить, что с начала 2018 года работники УП «Белтехосмотр» имеют право переносить отметку о прохождении автомобилем техосмотра при его продаже и переоформлении на другого хозяина. Новый собственник (владелец) оплачивает только стоимость услуги по переносу, которая на данный момент составляет 10 руб. 20 коп.

– Может, некоторые уже подзабыли, где и на каких условиях можно пройти ТО. Давайте напомним…

– На территории района имеется две диагностические станции: ДС №147 расположена на территории автопарка-15 (г. Дрогичин, ул. Юбилейная, 45), и ДС №65 находится в д. Нагорье по ул.Советской, 3 (ЧСУП «Ватервейс)». Автовладелец должен оплатить выдачу разрешения – 0,3 базовой величины, и непосредственно инструментальный контроль автомобиля – порядка 1-й базовой величины, которая составляет 29 рублей. Наши работники с помощью специального оборудования проведут полную техническую диагностику транспортного средства и при отсутствии неисправностей автовладелец получит разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

– А если я, к примеру, еще до прохождения техосмотра хочу проверить техническую исправность автомобиля, чтобы заранее знать обо всех нюансах и вовремя их устранить. Есть ли такая возможность?

– Пожалуйста. Вы оплачиваете стоимость техосмотра, вам проводят полную диагностику и выдают заключение обо всех неисправностях без допуска. Более того: у вас есть возможность в течение 20 дней устранить неполадки и вернуться к нам, чтобы по этой же квитанции официально пройти техосмотр, доплатив лишь небольшую сумму за повторную диагностику технических узлов, где ранее была выявлена неисправность. К примеру, если во время диагностики была обнаружена неисправность элементов подвески, то, устранив ее, при повторной диагностике вы уплачиваете лишь за инструментальный контроль этой технической составляющей автомобиля. И получаете отметку о пройденном техосмотре.

– Жизнь показывает, что периодически на услуги диагностических станций возникает спрос и возле них выстраиваются живые очереди. При этом весь цивилизованный мир стремится к цифровизации, и люди, которые ценят свое время, используют предварительную запись к нужным специалистам. Предоставляете ли вы своим клиентам такую возможность?

– Конечно, любой желающий может заранее записаться на диагностику по нашим телефонам: 26-147 (ДС в г. Дрогичине), и 45-323 (ДС в Нагорье). И такие автолюбители обслуживаются в соответствии с указанным в предварительной записи временем, несмотря на наличие живой очереди. Правда, в подобных случаях у нас иногда возникают проблемы другого плана: среди тех, кто остался ждать на улице, возникает негодование, начинаются упреки в наш адрес, что принимаем без очереди. Хотя каждый имеет право пройти ТО по предварительной записи. И, как бы там ни было, мы должны идти в ногу со временем, и если появляется спрос на такую услугу – мы его удовлетворяем.

– Валерий Иванович, за время вашей работы в УП «Белтехосмотр» вы видели разные технические средства. Какие из них впечатляют и запоминаются?

– Конечно, всегда приятно проводить техосмотр новых автомобилей. Но порой по-доброму впечатляют и старые технические средства, где сразу видно, что к ним относились по-хозяйски бережно и с любовью, и где даже по внешнему виду, без диагностики, понятно, что автомобиль досмотрен, или, как говорят в народе, «дагледжаны». Приходилось видеть автомобили с левосторонним рулем, хотя в нашей республике они запрещены к эксплуатации. Впечатляли и эксклюзивные марки автомобилей… Хотя для меня в первую очередь важно, чтобы были выдержаны параметры технической безопасности средств передвижения.

– Исходя из вашего наблюдения, какие проблемы чаще всего возникают у автовладельцев при прохождении техосмотра и как они решаются?

– Чаще всего обнаруживаются неисправности по подвеске, осветительным приборам, тормозной, выхлопной системам и другим функциям, которые очень важны для безопасности дорожного движения. Перед прохождением ТО обращаем внимание автовладельцев на комплектацию автомобиля аптечкой, исправным огнетушителем и знаком аварийной остановки. Таже автомобиль должен предоставляться на диагностику в чистом виде. Еще один важный момент – состояние вин-номера: если он не читаем или отсутствует, то транспортное средство отправляется на экспертизу в МРЭО ГАИ. Из документов проверяется страховка, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации. Если автомобиль работает на газу – смотрим и на поверку газового баллона.

С 1 декабря при прохождении техосмотра будем обращать внимание на обязательное оборудование автомобиля зимними шинами, которые должны быть промаркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons». При этом остаточная высота рисунка протектора должна быть не менее 4 мм.

– В последние годы среди автолюбителей появилось немало женщин. Мужчины любят шутить о том, как они ездят на дорогах. А как проходят техосмотр: педали тормоза и газа никто не путал?

– Так же как и мужчины, женщины проходят техосмотр по-разному: кто-то уверенно, кто-то, несмотря на беспроблемное техническое состояние автомобиля, начинает волноваться и просит нашего сотрудника сесть за руль и проехать по линии. И, насколько я знаю, в такой ситуации обычно идут навстречу, а в случае выявления технических проблем подробно описывают их понятным и доступным для непрофессионала языком, чтобы автолюбитель понимал, как быстрее и удобнее их решить не в ущерб безопасности движения.

– То, что сегодня всего немногим более четверти автомобилей имеют сертификаты допуска к участию в дорожном движении, конечно же, вызывает обеспокоенность. Хотя казалось бы, что после отвязки госпошлины от техосмотра на диагностических станциях возникнут очереди. Что, по вашему мнению, может простимулировать владельцев транспортных средств для прохождения ТО?

– Сейчас прорабатывается вопрос, что в ближайшее время придорожные камеры видеонаблюдения технически будут перенастроены на то, чтобы фиксировать автомобили с непройденным техосмотром, – так, как сегодня они фиксируют нарушения скоростных режимов и парковки. Так что проходить техосмотр все равно придется. И лучше сделать это своевременно, без спешки и аврала. Пока на диагностических станциях нет очередей…

– Спасибо вам за беседу. И поздравляем с наградой…

Грамоту за многолетний добросовестный труд В.И. Капитану (слева) вручил начальник филиала УП «Белтехосмотр» Брестской области Андрей Юрьевич Проневич

Галина ШАФРАН