ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Как правило, о детях-аутистах общество вспоминает один раз в году – 2 апреля, во всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Да и происходит это непростительно тихо: вскользь прозвучит упоминание по радио да по телевизору покажут короткий сюжет об аутичном ребенке. Многие взрослые даже представления не имеют, кто такие аутисты.
Ранний аутизм – это сложное и загадочное нарушение психического развития детей. К сожалению, малыши с таким диагнозом есть и в нашем районе. Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается так называемый «комплекс оживления», они слабо реагируют на свет и на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников они начинают узнавать мать, но даже узнав, не тянутся к ней, не улыбаются, не реагируют на ее уход. Для такого ребенка характерен отсутствующий, неподвижный взгляд мимо, сквозь человека, он не окликается на свое имя. Внимание аутичного малыша может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно он может панически испугаться портрета на стене или собственных пальчиков. Такой ребенок может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.
Став немного старше, аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Они стремятся избегать контактов с окружающими людьми, отказываются от коллективных игр, предпочитая уединение. Аутичные дети могут годами одержимо играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Некоторые и вовсе не играют, остановившись в своем развитии на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом. Таким детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, вместо умывания они могут многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет.
Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, малейшие изменения в жизни или режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход» в себя или вспышка агрессии, которая выражается в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. При малейшей неудаче нередко наблюдаются вспышки самоагрессии. Находящиеся рядом взрослые, как правило, не понимают причины взрыва ребенка, имея навык общения с обычными детьми, они не всегда придают значение «пустякам», которые так важны для аутичного ребенка.
Обычно аутичные дети отстают в развитии речи, причем, этот свой недостаток они даже не пытаются компенсировать жестами и мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Но даже при отсутствии особых отклонений в развитии речи ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми.
Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза, порой, проходит не один год. Услышав незнакомое и страшное заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят ответов на свои вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других – к шизофрении. Многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь малышу. Только поняв, чем же конкретно их ребенок отличается от других детей, увидев его сильные и слабые стороны, совместно с психологом и учителем-дефектологом родители могут определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.
Будьте внимательнее к своим детям! Ведь без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть аутичных детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство таких детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальные способности. Успех социальной адаптации аутичного ребенка зависит от сотрудничества и взаимной заинтересованности родителей, врача, психолога и дефектолога.
Лилия ИЛЬЮЧИК,
учитель-дефектолог центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.