К сожалению, далеко не всегда взаимоотношения в семьях между супругами, сожителями, детьми и родителями строятся на любви, уважении, взаимопонимании. Так, в прошлом году в Дрогичинском районе было совершено 13 преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Как правило, розжигом для возникновения ненависти между проживающими под одной крышей людьми является спиртное. Оно лишает виновников семейных драм разума и подталкивает их к агрессивным действиям.
По различным статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь возбуждаются уголовные дела в отношении семейных дебоширов. Все зависит от того, насколько далеко зашли они в своих преступных действиях и от тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевших. В последние годы в нашем районе, к счастью, не было совершено ни одного убийства. Однако каждый, кто был осужден за угрозу убийством, истязание, нанесение телесных повреждений членам своей семьи, сделал шаг по дороге, ведущей к данному преступлению. В порыве гнева трудно рассчитать силу удара – человек же является очень хрупким созданием.
Нельзя быть уверенным в том, что угрожающий убийством человек однажды не осуществит свою угрозу. Жертва поступит правильно, если сообщит о произошедшем в милицию. Возможно, наказание отрезвит домашнего тирана.
Взрослые и дети пребывали в предвкушении приближающихся новогодних праздников. Об исполнении желаний и подарках мечтали и дети в многодетной семье П. Но вместо радости их ожидал семейный скандал. В тот вечер отец пил водку, хотя и пришел домой уже нетрезвым. Основательно опьянев, он сначала стал предъявлять супруге претензии, а затем принялся ее избивать и душить. При этом мужчина угрожал убить «свою вторую половинку» и закопать, чтобы никто ее не нашел. Женщина, всерьез опасаясь за свою жизнь, вызвала милицию. Суд Дрогичинского района квалифицировал действия П. по ст. 186 Уголовного кодекса Республики Беларусь, признал мужчину виновным в угрозе убийством и назначил ему наказание в виде двухсот часов общественных работ.
Как правило, убийством угрожают мужчины женщинам, подкрепляя свои слова рукоприкладством, приставляя к горлу жертвы нож. Однако в прошлом году прокуратурой района было возбуждено уголовное дело по ст. 186 в отношении женщины, которая угрожала убийством своему сожителю и причинила ему телесные повреждения.
А вот жителя одной из деревень Дрогичинского района суд признал виновным в совершении преступления по ч. 2 статьи 149 Уголовного кодекса РБ – умышленном причинении менее тяжкого телесного повреждения способом, носящим характер истязания. На протяжении нескольких дней мужчина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, наносил побои своей супруге, причиняя ей продолжительную боль и мучения способами, вызывающими особые физические и психические страдания. Он хватал свою беззащитную жертву за волосы, бил руками по голове, туловищу, конечностям, а в один из вечеров ухватил в руки металлическую кочергу и нанес ею несколько ударов по туловищу. В конце концов женщина была госпитализирована по причине перелома ребер. Сельчанин нигде не работал, злоупотреблял спиртным. В суде женщина пояснила, что не заявляла в милицию и не обращалась к врачам, так как не хотела, чтобы семью поставили на учет. Возможно, она так и молчала бы о том, что подвергается истязанию со стороны мужа, если бы не почувствовала, что без медицинской помощи не обойтись. Суд назначил мужчине наказание в виде двух лет трех месяцев ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Ограничение свободы является серьезным наказанием. Да, человек находится дома, но в любой момент его могут проверить сотрудники правоохранительных органов. Также он обязан являться по вызову в милицию для проведения профилактических мероприятий. Все праздники осужденные к ограничению свободы граждане проводят в четырех стенах, на посещение учреждений здравоохранения, магазина, решение жилищных, бытовых вопросов им отводится всего лишь два часа в день. Употреблять спиртные напитки запрещается. Прогул на работе является нарушением. В случае совершения трех нарушений выносится официальное предупреждение, если же человек и дальше ведет себя неподобающе – решается вопрос о замене наказания на более строгое, а это – лишение свободы.
Наказание в виде трех месяцев ареста без штрафа суд вынес другому сельчанину, который истязал свою бывшую жену. Не секрет, что разведенным супругам нередко приходится жить в одном доме или квартире. Вот и эта супружеская пара, после того как в паспортах был поставлен штамп о расторжении брака, продолжала жить по одному адресу. Он нигде не работал, злоупотреблял спиртным и устраивал домашние скандалы, избивал бывшую жену, причиняя ей физическую боль, нанося побои. Она дважды вызывала милицию, бывшего мужа привлекали к административной ответственности. Однако надлежащих выводов мужчина для себя не делал, и был привлечен к уголовной ответственности. Суд признал сельчанина виновным по ч. 1 ст. 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В зале суда он был заключен под стражу. Также суд вынес решение о применении к мужчине принудительного лечения от алкоголизма.
В совершении преступления, о котором речь пойдет ниже, участвовали три человека, но один из них был освобожден от уголовной ответственности по амнистии. Перед судом предстали двое. Д. имел третью группу инвалидности, но работал, а также был женат и уже привлекался к административной ответственности за насилие в отношении супруги. Освобожденному по амнистии участнику этих трагических событий А., также инвалиду, он приходился родным братом. За плечами у второго подсудимого Е. было две судимости, мужчина нигде не работал.
События разворачивались в квартире, жертвой мужчин стала жена Д., инвалид второй группы по психическому заболеванию. В тот день компания пила водку, купленную за деньги потерпевшей. С подачи Е. муж приревновал женщину к родному брату и в порыве злобы нанес ей несколько ударов в лицо. То, что происходило дальше, с трудом поддается осмыслению. Мужчины втроем избивали свою беззащитную жертву руками, ногами, брючным ремнем, сдавливали ей руками шею. Они поставили ее голыми коленями на рассыпанную на полу соль, после чего принудили раздеться до нижнего белья и залезть в ванну, где поливали ее горячей водой, засовывали душевой шланг в рот. Затем отвели жертву на кухню, где на протяжении нескольких минут кололи иголкой под ноготь.
Е. и Д. были признаны виновными в совершении преступления по ч. 2 статьи 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь в умышленном причинении продолжительной боли и мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего (истязании), совершенном в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии. Суд приговорил Е. к двум годам лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима, Д. – к двум годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа без штрафа. Обоим подсудимым, можно сказать, повезло: благодаря амнистии срок наказания был уменьшен на один год.
Основываясь на приведенных примерах, можно утверждать, что именно алкоголь в большинстве случаев толкает людей на совершение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Нередко все начинается с того, что преступник и его будущая жертва вместе выпивают. Алкоголь, как известно, лишает человека критического мышления, делает его подозрительным, агрессивным. Слово за слово – и тот, кто сильнее, хватает свою жертву за волосы, пускает в ход кулаки, душит, избивает ногами. Однако не важно, выпивают участники таких событий вместе или нет, – в любом случае потерпевшей стороне необходимо обращаться в правоохранительные органы во избежание более страшных последствий, чем синяки и ушибы. Нельзя терпеть домашнее насилие. Потерпевших это может спасти от тяжелых травм и лишения жизни, виновных – от длительного пребывания в местах лишения свободы.
В текущем году в Дрогичинском районе не зарегистрировано ни одного преступления в сфере семейно-бытовых отношений. Конечно же, положительное влияние на ситуацию оказывает масштабная профилактическая работа, которая проводится совместно силовыми структурами, органами местной власти и самоуправления, учебными учреждениями. Но мы прекрасно понимаем, что далеко не всегда о фактах истязания, избиения потерпевшие сообщают в милицию, не всегда рядом с домами, где мужья избивают жен, а сыновья – престарелых родителей, живут сердобольные соседи, способные забить тревогу. А уж если насилие исходит от человека, который не злоупотребляет спиртным, то и вовсе никому до этого нет дела.
Так, в прошлом году фигурантом уголовного дела по ч. 1 статьи 147 Уголовного кодекса Республики Беларусь стал мужчина, который спиртным не злоупотреблял, вел достаточно благопристойный образ жизни. Много лет он прожил с супругой, которая была значительно моложе его по возрасту, без регистрации брака, в семье родились дети. Семья была материально обеспечена. И все же наступил момент, когда мужчина и женщина решили скрепить свои отношения штампом в паспортах. Как оказалось, это не укрепило семейный союз. Прошло несколько лет – и жена обратилась в суд с заявлением о расторжении брака. По словам женщины, муж упрекал ее в том, что она находится у него на иждивении, а когда она решила работать – стал проявлять необоснованную ревность, не хотел ее отпускать. Отношения обострялись, супруги все чаще ссорились, в дом приезжала милиция. В то утро оба находились на кухне. Конфликт возник на ровном месте. Мужчина схватил разделочную доску и нанес ею несколько ударов по голове и лицу супруги, угрожая убить. У женщины пошла кровь. Громко крича, потерпевшая выбежала из дома, муж устремился за ней и бросил вслед разделочную доску.
Суд признал рубцы в области лица потерпевшей обезображивающими и квалифицировал действия супруга как умышленное причинение тяжкого телесного повреждения и назначил мужчине наказание в виде трех лет шести месяцев ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры всегда готовы помочь жертвам домашнего насилия. Из 13 уголовных дел в прошлом году 10 были возбуждены по инициативе прокуратуры, а значит, не могли быть прекращены судом за примирением сторон. Ведь нередки случаи, когда потерпевшие готовы простить своих обидчиков и дальше терпеть унижения, избиения, истязания со стороны близких людей. Всепрощение порождает вседозволенность, а отнюдь не благодарность и доброту. Не следует надеяться, что муж-тиран или проявляющий жестокость сожитель вдруг изменит свое поведение.
Александр КАМЕНЕЦ,
заместитель прокурора района.