Здесь любят трудиться, и во дворе Антопольской вспомогательной школы-интерната это написано и читается не буквами, а цветами, декоративными кустарниками и другими формами озеленения и благоустройства. Здесь на ухоженных клумбах уже радуют глаз первоцветы, впечатляют малые архитектурные декорации, а на пока еще голых ветвях деревцев колышутся на ветру яркие рукодельные украшения – снегири… И все это – результат старания педагогов и учащихся здешнего учреждения образования. Немалый вклад в доброе дело благоустройства вносит учитель трудового обучения вспомогательной школы Федор Георгиевич Брашевец и его воспитанники, которым он грамотно передает не только необходимые профессиональные навыки, но и согревает их своей человеческой заботой, теплом своей сострадательной души.

Впрочем, он с самого детства вынашивал благородную мечту – помогать людям. По признанию Ф.Г. Брашевца, в далекие юношеские годы у него были планы пойти работать в милицию, но не получилось: после окончания Брашевичской СШ он отправил запрос в школу милиции, но ему ответили, что при поступлении отдают предпочтение тем, кто отслужил в армии. И парень подал документы в Дрогичинское СПТУ, потом от военкомата отучился в автошколе и ушел в армию.

– Два года служил за границей, в Венгрии. После увольнения предлагали остаться контрактником, но я очень соскучился по дому, по родным местам, поэтому вернулся в Брашевичи. И здесь надо было определяться, что делать дальше. Вначале пошел работать в АП-15 водителем, но мысль об учебе не покидала. Решение подсказали мои двоюродные братья, с которыми мы хорошо общались. Они отучились и получили профессию в Пинском индустриально-педагогическом техникуме и меня туда сагитировали. И в 1989 году я поступил на стационар и стал студентом, – рассказывает Ф.Г. Брашевец.

По воспоминаниям Федора Георгиевича, в те годы техникум давал уйму полезных знаний:

– На первом курсе было много вчерашних школьников, но вскоре они уходили в армию, а к учебе возвращались те, кто уже отслужил и восстановился в техникуме. У многих к этому времени уже были определенные профессиональные навыки, и они были востребованы на производстве. Мы ездили работать в стройотрядах, формировали механизированные группы и помогали колхозам в уборке сельхозпродукции, зарабатывая при этом свои деньги. И это был очень хороший и нужный трудовой опыт…

К тому времени мой собеседник уже дружил с девушкой, которая родилась в соседней деревне, и после окончания школы поступила в Пинское педучилище. И когда он перешел на последний курс, они поженились. В техникуме Федор выполнял обязанности рабочего по обслуживанию зданий и сооружений, за это молодой семье выделили комнату в общежитии. После окончания ссуза он был распределен в Ивацевичи, но уговорил дать ему открепление, чтобы найти работу поближе к родным местам. Так, 1 сентября 1992 года он устроился в Антопольскую вспомогательную школу-интернат, и с тех пор, на протяжении тридцати лет, эта запись остается единственной в его трудовой книжке. Позже в учебное учреждение для особенных детей пришли работать супруга, а впоследствии – и дочь Федора Георгиевича.

– Изначально меня приняли воспитателем, и, конечно же, у меня не было опыта и навыков работы в школе для детей с особыми потребностями. И здесь большую роль для многих из нас, молодых специалистов, сыграла профессионал своего дела Анна Степановна Мотузко, которая в то время была завучем. Она приходила на наши занятия, посещала мероприятия, которые мы проводили, и очень спокойно, тактично и ненавязчиво давала свои рекомендации, учила нас любить и понимать наших необычных детей, советовала, как нужно работать с ними, чтобы они раскрывали и закрепляли свои лучшие способности и навыки, которые смогут гармонизировать и облегчить их самостоятельную жизнь. В наших условиях она научила нас работать правильно, постепенно донося каждому, что к детям с ограниченными возможностями требуется особый подход: с одной стороны им необходимо обеспечить социальную поддержку, с другой – помочь адаптироваться и научить самостоятельно справляться с различными бытовыми проблемами и жизненными трудностями и обстоятельствами, – отмечает Ф.Г. Брашевец.

– Позже Анна Степановна стала директором школы-интерната, и в ту пору здесь активно начали развивать многие вспомогательные ремесла, направленные на дополнительное образование наших детей. Учителя выбирали, какое рукоделие кому больше нравится, осваивали его сами и детей учили. К тому времени бывший учитель труда нашей школы ушел на пенсию и мне предложили занять эту вакансию. Наши спонсоры подарили нам гончарные круги и сопутствующие материалы, и я потихоньку начал изучать гончарное дело. Ездил к коллегам и мастерам, которые владели этим ремеслом, потихоньку осваивал его сам и детей учил. Само по себе гончарство – особое занятие, которое требует не только определенных профессиональных навыков, но и спокойствия, выдержки, терпения. И наших детей оно увлекает, они с удовольствием этим занимаются, – продолжает разговор Федор Георгиевич.

Но гончарство его воспитанники осваивают на факультативных занятиях. А основные уроки труда распределены по профилям, где для учащихся 11-12 классов вспомогательной школы предусмотрена углубленная социальная и профессиональная подготовка. Наш собеседник готовит своих старшеклассников к профессии «рабочий зеленого строительства». Это значит, что они могут работать в бригадах по благоустройству и озеленению. И в этом направлении у педагога и его воспитанников есть заметные достижения. В прошлом году ученик Антопольской вспомогательной школы-интерната Артур Денисович принял участие в областном конкурсе профессионального мастерства и сразу завоевал золотую медаль. Как это получилось?

– Нам предложили не просто поучаствовать в этом конкурсе, а разработать его задание. Мы вместе с завучем Инессой Валентиновной Ясько сели, порассуждали, потом были выходные, во время которых прикидывал какие-то идеи. В результате разработал технологическую карту озеленения участка, а наш ученик и другие участники конкурса должны были воплотить этот проект на мини-участке. Нам нужно было обеспечить оборудованием и посадочным материалом не только своего ученика, а всех участников конкурса, и здесь подключились и директор нашей школы Геннадий Леонидович Якушевич, и мои коллеги. Саженцы мы взяли в своем мини-питомнике, а также помогло Антопольское лесничество, с которым сотрудничаем и взаимодействуем, поэтому все делалось сообща. В ходе конкурса задание наиболее аккуратно и качественно выполнил представитель нашей школы Артур Денисович, которому и была присуждена главная награда. Но приятно было всем нам, потому что в добрых достижениях учеников есть и наша заслуга. Просто лучших ведь себе не оставишь, чтобы продолжать дело. Они уходят в самостоятельную жизнь, а ты берешь новый класс и все начинаешь сначала, но такова наша профессия, – рассуждает учитель вспомогательной школы-интерната.

Что держит его, опытного и грамотного педагога, во вспомогательной школе?

– Я знаю и вижу, что нужен и важен в жизни наших особенных детей. У обычных ребят – другие приоритеты: книги, углубленные предметные знания, университеты и т.д. А эти дети должны получить востребованную рабочую профессию, и я понимаю, что могу помочь им в этом, – отмечает педагог.

Он не только три десятка лет учил особенных детей, но и сам учился: после техникума окончил Мозырский педуниверситет по специальности «профессиональная подготовка», а позже продолжил образование в Минском педуниверситете по специальности «олигофренопедагогика».

– С особенными детьми нужен очень хороший контакт: если они не будут доверять – ничего не получится. Поэтому в работе с ними надо терпение. Многие понятия, которые здоровому человеку кажутся простыми и понятными, им надо несколько раз объяснить, разжевать и в рот положить. Но меня это не раздражает, наоборот, я вместе с ними радуюсь, когда вижу, что многие вещи делаю доступными для этих детей, – с улыбкой говорит Федор Георгиевич.

Так что почетное звание «Человек года» в сфере образования ему присвоено вполне заслуженно. Ведь в этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека.

Галина ШАФРАН