Однажды я проводила урок на школьном стадионе.
Все внимание ребят было обращено в ту сторону, где находятся турники. Я тоже присмотрелась. Внимание привлек мужчина, который выполнял упражнения.
— Кто это?
— Да это, наверное, Петрович, — услышала я в ответ.
И ребята потянулись туда. Какой Петрович, я сразу не могла понять, но, подойдя ближе, узнала Семена Петровича Олещика, жителя нашей деревни. Мальчишки оживленно начали с ним беседовать (он очень любит общаться с детьми).
Семен Петрович продолжал демонстрировать упражнения, спрашивая, умеют ли так делать ребята.
Понаблюдав и оценив выполнение гимнастических упражнений, как учитель я была очень удивлена: пусть не все получалось на 10 баллов, но в таком возрасте (70 лет) и на турнике?! Закрепленный навык был очевиден, и я спросила:
— А где вы так научились?
— Да я в армии был инструктором по физической подготовке солдат.
Меня заинтересовал этот человек, очень хотелось продолжить разговор, но нужно было вести урок.
Пообщаться с этим прекрасным человеком мне довелось позже. Оказалось, что Семен Петрович был партизаном в годы Великой Отечественной войны. На просьбу встретиться с ребятами он не отказал, неоднократно приходил к нам в школу, принимал участие в съемке видеофильма «Юные герои-партизаны». Семен Петрович оказался не только хорошим спортсменом, но и интересным рассказчиком и приятным собеседником. О жизни этого человека мы с ребятами узнали многое.
Родился Семен в деревне Достоево Ивановского района. Отец Петр Михайлович и мать Александра Николаевна воспитывали 6 детей: 5 сыновей и дочь. Семен был пятым ребенком в семье.
Когда началась война, ему шел 10-й год. Старший брат Николай был одним из организаторов партизанского отряда.
В 30-е годы Николай Олещик закончил Пинскую школу па садоводству и работал у помещика Пташинского – пана «Горды», сажал сад. Часто ему помогал и младший брат Сеня. Платили мало, наказывали необоснованно, и это вызвало гнев у рабочих. Николай стал организатором «стачек» против помещиков. За это был осужден, сидел в тюрьме в Белостоке. Перед началом Второй мировой войны он сбежал. С приходом немцев стали возвращаться и поляки в имение. Оставаться дома было небезопасно. Он ушел в лес и уже в конце 1941 года организовывал партизанский отряд.
Своего брата Ивана Николай специально устроил работать кочегаром на железнодорожную станцию Янов-Полесский. Под чужой фамилией, для передачи сведений партизанам о движении живой силы и техники противника.
Семен тоже хотел попасть в партизанский отряд к брату Николаю, но тот его не брал к себе, хотя некоторые дела уже поручали младшему брату.
Часто Николай приходил к своему дяде Степану, и они отправляли Сеню на железнодорожную станцию к Ивану за сведениями. С собой он брал льняную «торбочку», в которой всегда было несколько вареных картошин. Шел на станцию прямо по узкоколейке. На вопрос «Куда идешь?» был готов ответ: «К бабушке».
Вместе с Семеном в путь отправлялась собака дяди Степана Белка. Иван сведения, записанные на бумаге, заделывал в ошейник, который был двойным. На обратном пути парнишка отпускал собаку, и она самостоятельно возвращалась домой, где ее уже ждали.
Одно время Семен жил у своего дяди Степана Михайловича Олещика в деревне Застружье (в двух километрах от Достоева), пас лошадей. Рабочую лошадь выводил на пастбище в 4 часа утра. И вот одно такое утро, 3 ноября 1942 года, запомнилось ему на всю жизнь. «Хотелось бы выбросить из памяти, но не получается», — признается Семен Петрович.
Около 4 часов утра, когда он собирался с лошадью на пастбище, собака Белка очень беспокойно стала себя вести: металась из стороны в сторону, царапалась, лапами гребла землю. Семен заметил тревогу в поведении собаки, но особого значения этому не придал. Сел верхом на лошадь и ускакал в поле. Как только он выехал за деревню, понял, что что-то неладное. Стали слышны крики и свисты трассирующих пуль. Оказывается, немцы в 4 часа утра, когда люди еще спали, оцепили Достоево и Застружье.
Семен чудом остался жив. Лошадь привязал, а сам спрятался в поле, в кустах.
Перед этим, в субботу, партизаны уничтожили немецкий патруль из двух (или трех) человек, который непрошенным гостем явился в Застружье на мотоцикле. Разъяренные фашисты в отместку за это учинили расправу над мирными жителями на следующий же день, в воскресенье. Они хотели, чтобы выдали тех, кто расстрелял патруль. Потребовали от старосты список самых активных жителей. 100 человек – такая цена была назначена за убитый патруль. В их число попала и семья дяди: Степан Михайлович был связным партизанского отряда. Никого не пощадили, все были расстреляны: дядя, беременная жена Надежда, их пятеро детей и теща. В это время в Застружье была свадьба. Молодожены и их гости, среди которых были и жители других деревень, тоже были расстреляны. Всего в это утро, 3 ноября 1942 года, каратели уничтожили в Застружье 98 человек. Расправу учинили на глазах у другой части жителей, которых посчитали «не столь активными». Семен слышал плач, крики, видел, как люди убегали, а в них стреляли. Кто-то ему сказал: «Домой пока не ходи», и он ушел дальше в поле, в лес. О судьбе своей семьи ничего не знал, думал, что их тоже расстреляли, ведь брат был в партизанском отряде.
Но родители и братья с сестренкой остались живы. Они успели спрятаться в подвале, который был вырыт в огороде. Траншея была прорыта в сад, а вход – возле забора, крышка замаскирована деревом. Подвал был вырыт давно, родители понимали, что в любое время, возможно, придется скрываться: Николай был в партизанах, и об этом стоило только донести. (Была еще построена землянка в лесу, под деревней Кротово, куда тоже во время опасности приходилось убегать).
Всего в Достоево тогда было расстреляно 5 семей и сожжены их дома. Родители Семена Петровича тоже считали его убитым, раз он в это время был в семье дяди, но среди трупов его не нашли. О том, что вроде бы Семена не было во время расстрела, сказала и сестра матери Софья Давидюк, которая тоже проживала в деревне Застружье и была свидетелем тех страшных событий. Ее определили в толпу «наблюдавших» (она тоже тогда была беременной). Из ее слов потом узнали, что каратели заставляли всех раздеваться и тогда расстреливали. Олещик Степан отказался, выкрикнув: «Не буду, там теплее будет», — указав на вырытую траншею. Возможно, первоначально он убежал бы, но не смог оставить детей и беременную жену, которой на днях предстояло рожать.
После кровавых событий, того же дня, Семен решил искать брата Николая. Пару дней был на Вульке Достоевской, а потом недели две скитался, но партизан найти не смог. Кушать просил у людей, на вопрос: «Куда идешь?» отвечал, как и раньше: «К бабушке».
А Николай ночью пришел в Достоево, узнать живы ли родители: о расправе карателей уже знали в отряде. Он, как и родные, обеспокоился тем, что Сеня не вернулся, ведь и среди убитых его не было.
По возвращению домой Семен забрал к себе собаку Белку, ведь прежних хозяев у нее уже не было. Только тогда мальчишка понял, что животное предчувствовало беду и своим поведением хотело спасти их. Любимой лошади не оказалось: ее забрали немцы с поля в то страшное утро, и еще двое других увели из сарая.
А Белка очень переживала смерть хозяев: была беспокойной, постоянно выла.
Через некоторое время после расстрела семьи брата Петр Михайлович Олещик с женой Александрой Николаевной и Семеном прибыли в отряд имени Жданова бригады им. Свердлова Брестского соединения, который базировался недалеко от Здитова (остальных детей отдали родственникам в соседние деревни). Родители вскоре вернулись домой. Главной целью было отвезти Семена в отряд к Николаю, так как он постоянно хотел убежать в лес. Но они попали в другой отряд. Сеня там и остался. Первоначально нес службу в хозяйственном взводе при штабе. Несмотря на малолетний возраст, выполнял все работы, порученные командиром отряда. Вскоре, заметив способности парнишки, его приняли в специальный отряд. Он неплохо понимал немецкий язык. (Знали немецкий и братья Николай и Иван. Выучили они его от мамы, которая во время Первой мировой войны 3 года была в Германии и неплохо владела этим языком).
Семен Петрович Олещик стал рядовым партизаном отдельного отряда № 347. В этом отряде были молодые ребята, которых обучали разведчиками. Командовал ими старший лейтенант Дмитрий Арбузов. «Был добрый, но строгий», — говорит ветеран. Конечно, ведь в некоторой степени их жизни зависели от него. Олещик был назначен старшим, получил оружие.
Для того, чтобы попасть в этот отряд, Семен Петрович завысил себе возраст, назвав 1927-й год годом своего рождения. (Добавил себе 4 года). «Поверили – не поверили, но записали, разбираться было некогда», — вспоминает бывший партизан. На протяжении всего времени добросовестно выполнял все задания. А они были разными.
В боевой характеристике, утвержденной штабом партизанского отряда, отмечено, что он сдал в партизанский отряд автомат немецкого производства и два запасных рожка с патронами. Семен Олещик спас жизнь трем красноармейцам, которым удалось бежать из немецкого плена. Благодаря проводнику Олещику, партизаны ворвались в имение в деревне Достоево, где выбили немцев, захватили три автомата, ящики с патронами, 2 лошади с подводами-повозками и много продуктов питания (там же он нашел лошадь дяди, которую пас за деревней). О всех делах в имении его информировала повар Ольга Король. На этот раз было решено сделать нападение, когда «гульки» были в разгаре, немцы пьянствовали.
В лесу под деревней Кротово юный разведчик обнаружил около 40 снарядов и через связного Ивана Кухту указал их местонахождения. Из них партизаны вынимали взрывчатое вещество и изготавливали мины. Еще связным, с которым работал Олещик, была женщина Ярина. (Фамилию не помнит).
Семен Петрович лично участвовал в разгроме немцев в деревне Дедовичи Пинского района. Это он разведал, съездив верхом на лошади, что прибыла целая машина немцев грабить население. В ходе этой операции были взяты в плен 2 немецких офицера и много огнестрельного оружия. Большое количество немцев было уничтожено. За такую работу парнишка получил благодарность.
Юный разведчик часто добывал ценные сведения. Неоднократно он получал задание сходить в Янов-Полесский и передать сведения от Ивана. Встречались они с братом на конспиративной квартире, хозяйка которой была еврейка Приступчик Зельда. (Муж ее – уроженец деревни Достоево). Сын Григорий был другом Ивана. Это они способствовали Ивану устроиться на работу, дав свою фамилию и оформив его родственником. Сведения получал Семен в устной форме, передать тоже должен был в устной форме. При одной из таких встреч он получил точное расписание движения товарного поезда, перевозившего топливо и следовавшего из станции Поречье на станцию Янов-Полесский. Мальчишке было поручено исследовать этот участок дороги и выбрать подходящее место для операции (насыпь, обрыв). Такое место было найдено в лесной зоне, недалеко от деревни Лясковичи. Семен привел туда разведку (человека четыре). Некоторое время наблюдали за «контролькой» (на специальной тележке немцы проезжали перед движением поезда, проверяли путь). За это время нужно было оперативно разобрать рельсы. Готовились долго, заранее были подобраны нужного размера ключи. И вот одного дня группа партизан, в состав которой входил и юный разведчик, пустила под откос следовавший поезд. Операция прошла удачно.
Семен Петрович хорошо знал окрестности Достоева, поэтому не раз был проводником. Однажды ему было поручено провести 8 разведчиков по краю Достоева (не доходя метров 200). Шли по ржи, «они тянули связь». В деревне были немцы и мадьяры. «Вышли в том месте, где сейчас сельсовет, — вспоминает Семен Петрович, — и начали палить. Они думали, что окружены, убегали. Очутились в Замошье, километров в 8 от Достоева, и давай по нам палить. Но все мимо».
И это только некоторые эпизоды из боевой жизни юного разведчика. Семен Петрович, махнув рукой, скромно говорит: «Всего не расскажешь».
После освобождения Беларуси в июле 1944 года на фронт не попал. На этот раз обмануть военкомат, добавив возраст, не удалось. Через месяц, в сентябре 1944 года пошел в школу, в первый класс. Было ему тогда 14 лет. Окончил учебу в 24 года. Поступил в техникум связи, но вскоре был призван в армию, где прослужил 3 года. Работал на радиостанциях РБМ, Р-108. Закончил годичную полковую школу. Был командиром отделения, инструктором по физической подготовке солдат (сам участвовал в различных соревнованиях), преподавал азбуку Морзе. Был помощником командира взвода.
После службы учебу продолжил уже в Витебском техникуме связи на отделении радиовещания. С деньгами в то время было трудно и Семен Петрович принял решение учиться дальше заочно. Перевелся в Минский техникум связи на отделение «техник почтовой связи».
После окончания техникума работал в Ивановском, а затем в Дрогичинском районах. Так Семен Петрович оказался в Именинах. Работал начальником отделения связи д.Именин (коллектив которого обслуживал 8 деревень), и контролером по сбережению денежных средств населения. За добросовестную работу неоднократно награждался Почетными грамотами, премиями, его портрет заносился на Доску почета. 39 лет отработал Семен Петрович на почте. В советские времена ему довелось много работать на общественных началах секретарем первичной партийной организации. Руководством колхоза неоднократно направлялся на курсы гражданской обороны в г.Брест.
Здесь, в Именинах, Семен Петрович встретил свою будущую жену Евгению Даниловну Грицук. Закончив торговое училище, она работала продавцом в Кобринском районе. Потом уехала в Сочи, к своей тете. Там закончила медучилище, несколько лет работала лаборанткой в научно-исследовательском институте. Вернувшись домой, трудоустроилась в Антопольской участковой поликлинке.
В 1965 году Семен и Евгения сыграли свадьбу. И вот уже 45 лет вместе. Родили и воспитали двоих сыновей, которым дали достойное образование. Но горе неожиданно пришло в семью: в молодом возрасте умер сын Саша. Николай с семьей живет в Антополе. Семен Петрович и Евгения Даниловна имеют двоих внуков.
Несмотря на свой возраст, Семен Петрович ведет активный образ жизни. У него в хозяйстве две коровы, лошадь. Любовь к лошадям осталась с детства. Он и сейчас ездит верхом, может научить лошадь ходить по ступенькам. Любит он очень и собак. В 70 с немногим лет Семен Петрович еще выполнял упражнения на перекладине. Сейчас, признается, уже трудновато. Но это не все достоинства этого человека. Он играет на скрипке, танцует так, что и молодые позавидуют, пишет стихи на русском и белорусском языках. Но самое главное, что все свои стихи он помнит наизусть. И вообще Семен Петрович идет в ногу со временем. Любит молодежь, интересуется ее делами, читает военную литературу, рассуждает о политике. Он живет жизнью не только семьи, но и общества. Принимал участие в посадке сада в СПК. «А как же, нужно помочь. Когда я обращаюсь за помощью к Сухаревичу Владимиру Александровичу, он мне никогда не отказывает», — с благодарностью отзывается о руководителе хозяйства мой собеседник.
Своим партизанским прошлым Семен Петрович никогда не козырял, но все же с большой радостью принял из рук председателя Дрогичинской районной ветеранской организации Сергея Евсеевича Лапы удостоверение и памятный знак партизана Великой Отечественной войны.
Спустя некоторое время, находясь на том же стадионе, я опять увидела Семена Петровича. Он работал с лошадью, что-то сеял на своем поле. На перерыве решила подойти.
— Семен Петрович! Как дела?
Остановив лошадь, Петрович направился в мою сторону. Подойдя ближе, улыбнулся, хитро прищурив глаз, а потом, неожиданно для меня, очень быстро развернулся на одной ноге на 360 градусов, плавно опускаясь перед мной на одно колено. И, как молодой кавалер, элегантно протянул мне руку.
Браво, Семен Петрович! Так держать!
Наталья ГИРШ,
руководитель туристско-краеведческого кружка Именинской ОСШ.
НА СНИМКЕ: Семен Петрович Олещик с учениками в школе.