– Евгений Владимирович, свой профессиональный праздник в нынешнем году белорусским коммунальщикам приходится отмечать в непростых условиях. О работе ЖКХ говорят и на государственном уровне, и на каждой кухне. С каким настроением к празднику подошел коллектив работников коммунальной службы нашего района?
– Настроение скорее рабочее, чем праздничное. Настолько сложной ситуации, как та, в которой приходится работать в нынешнем году, пожалуй, не было с 90-х годов прошлого века. Так, мы не смогли рассчитаться за потребленный в феврале природный газ, задолжав поставщику 2 миллиарда 200 миллионов рублей. Сложная ситуация сложилась и по другим позициям. Бюджетное финансирование по сравнению с 2015-м годом сильно сокращено, да и запланированные деньги поступают не в полном объеме.
Потребителями же наших услуг в основном являются население и бюджетные организации. На календаре уже 22 марта, а мы еще не располагаем информацией о новых тарифах на коммунальные услуги, а значит, не можем предоставить гражданам и организациям счета-извещения за февраль. Без пени за просрочку платежа население будет иметь право оплатить жировки до 5 апреля. (23 марта Президент подписал Указ №107 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг». В выходные население района получит «жировки» – Авт.). Между тем и в феврале, и в марте ЖКХ на сто процентов выполняло свои функции: дороги убирались, мусор вывозился, котельные подавали тепло и нагревали воду, бесперебойно поступала потребителям холодная вода. Своими собственными средствами ЖКХ старается «закрывать» первоочередные платежи за энергоресурсы и выплачивает зарплату коллективу, в котором насчитывается 782 человека. По возможности договариваемся об отсрочках платежей. Мы, конечно же, надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону.
– Если же проанализировать экономические показатели работы предприятия «Дрогичинское ЖКХ» в нынешнем году, то о «плюсе» или «минусе» можно говорить?
– О «плюсе». Мы работаем рентабельно. Например, за январь балансовая прибыль составила 1 миллиард 734 миллиона рублей, что выше, чем в прошлом году. Да и в 2015-м году мы работали неплохо. Чистой прибыли было получено 744 миллиона рублей, рентабельность реализации работ и услуг составила 5,4 процента, продаж – 4,8 процента. Был перевыполнен целевой показатель по энергосбережению, сэкономлено 763 тонны условного топлива, заменено больше, чем планировалось – 3,5 километра – тепловых сетей на предизолированные трубы.
Сейчас же просто получается так, что ЖКХ тратит собственные заработанные деньги не на развитие производства, а на обеспечение коммунальных услуг. Население привыкло к нормальной жизни. В подъезде лампочка не горит – звонят, жалуются. И в этом нет ничего плохого, ведь на дворе 21 век. Мы понимаем, что при любой ситуации обязаны создавать людям комфортные условия проживания, а иначе грош нам цена.
Именно за счет собственных затрат перед нами поставлена задача на 25 процентов сократить себестоимость оказываемых коммунальных услуг населению. Сделать это реально за счет сокращения издержек на оплату труда, ведь в себестоимости услуг 30 процентов составляет зарплата рабочих и инженерно-технического персонала. А значит, необходимо проводить оптимизацию.
– Каким образом осуществляется этот весьма болезненный для людей процесс?
– Отправляем на заслуженный отдых работников пенсионного возраста, не продлеваем контракты тем, у кого есть нарушения производственной дисциплины, кто-то увольняется по собственной инициативе. На место этих людей мы просто никого не принимаем. На данный момент бесполезно обращаться в ЖКХ в поисках работы. Если же нам понадобится какой-либо конкретный специалист, то мы сами подыщем подходящую кандидатуру.
– А кого из своих подчиненных вы не согласились бы уволить даже в самые трудные времена?
– Поверьте мне: таких работников очень много. В Дрогичинском ЖКХ трудятся прекрасные люди, добросовестные, ответственные, высокопрофессиональные. Назову лишь тех, кто удостоен наград в связи с профессиональным праздником. Так, Грамотой Министерства жилищно-коммунального хозяйства награжден заместитель директора Николай Николаевич Шумик, который отвечает за благоустройство, Грамотой Брестского областного управления ЖКХ – мастер котельного хозяйства Василий Викторович Джига, в подчинении у которого котельные в Новой Попине, Осовцах, Воловле и на очистных сооружениях в Грудковичах; мастер участка водопровода и канализации в деревнях Новая Попина и Воловель Сергей Викторович Братченя. Почетной грамотой райисполкома отмечен труд начальника участка хозбытовой канализации Вячеслава Николаевича Млынчика и закройщицы швейного цеха Екатерины Ивановны Лучиц, Благодарственным письмом райисполкома – уборщицы территории участка благоустройства Екатерины Васильевны Козак, станочника деревообрабатывающих станков столярного цеха Виктора Николаевича Карпика, водителя участка саночистки Сергея Степановича Якимчука. Почетной грамоты обкома профсоюза работников местной промышленности удостоен тракторист Радостовского участка ЖКХ Сергей Васильевич Остапук и слесарь КИПиА Хомского участка Михаил Макарович Зинович, Благодарственным письмом обкома профсоюза – печник Антопольского участка Федор Алексеевич Семенюк.
– Евгений Владимирович, понятно, что одного усердия людей недостаточно, чтобы сложнейший механизм под названием «жилищно-коммунальное хозяйство» функционировал на том уровне, которого требует время и ожидают люди. Что сделано за последнее время в плане модернизации, какими новинками техники пополнился парк предприятия?
– Мы активно занимаемся модернизацией. Так, в нынешнем году планируется реконструировать котельные в Бездеже и Детковичах, после чего можно будет говорить о том, что котельное хозяйство района полностью модернизировано. Уже готов проект на реконструкцию водозабора «Беленок».
Практически везде по Дрогичину проложен водопровод, на 57 процентов центральным водоснабжением обеспечены жители сельских населенных пунктов. Что касается райцентра, то теперь упор будет делаться на водоотведение, то есть прокладку центральной канализации. В текущем году мы должны сделать 4 объекта: провести центральную канализацию по улицам Октябрьская, Красноармейская, Горького и Лучезарная. В деревнях продолжим работать по водоснабжению. Ведь вода – это великое благо, от которого на 80 процентов зависит комфорт проживания.
Что же касается материально-технической базы ЖКХ, то она обновляется постоянно. Без этого невозможно работать. Например, в конце прошлого года мы приобрели новый «МАЗ» для вывоза мусора. А на этой неделе парк пополнится 24-метровой вышкой на шасси «МАЗа». Без данной техники не обойтись при ремонте крыш, спиливании деревьев.
– Особенно с учетом того, что огромный объем работ вашему предприятию предстоит выполнить к областным «Дожинкам»?
– Сделать, действительно, предстоит многое. 34 миллиарда рублей выделяется непосредственно ЖКХ на подготовку города к празднику. Так, на 17 панельных домах по улицам Карла Маркса, 9 Мая, Первомайская планируется заменить кровлю, причем с применением современной технологии, обновить внешний вид домов №№ 128, 155 и 140 по ул. Ленина. В 10 домах будет выполнена тепловая реабилитация торцевых стен. До неузнаваемости преобразится улица Карла Маркса, где не только появится новое асфальтовое покрытие и тротуары, но и современное освещение, а также будет заменен водопровод, сделана новая ливневка. Многое предстоит выполнить и по текущему содержанию уличной сети. Например, на перекрестке улиц Ленина и Октябрьская планируется установить светофор. Очень бы хотелось проложить дорогу от магазина «Явар» до улицы 9 Мая, хотя бы с гравийным покрытием. В общем, работать предстоит не покладая рук…
Впрочем, мы не сидим без дела, в ожидании пока можно будет заняться реализацией «праздничных проектов». Начат текущий ремонт здания Дома быта, который производится за собственные средства ЖКХ. По улице Карла Маркса силами СУ-25 выполняются тепловая реабилитация и благоустройство одной из пятиэтажек. Кровля на этом доме была заменена еще в прошлом году.
– Порой кажется, что ЖКХ пытается объять необъятное…
– По крайней мере, мы стараемся справляться на всех участках. 800 миллионов убытка «принесло» в прошлом году нашему предприятию присоединение «бытовки». Объекты бытового обслуживания и сейчас работают с убытком. Но они работают, предоставляя населению необходимые услуги. 12 комплексно-приемных пунктов сохраняется в сельской местности. Мы дали им ранее несвойственную нагрузку: установили весы и обязали принимать вторсырье.
Мы приняли на свой баланс уже 40 сельских кладбищ из 78, расположенных на территории района. Намереваемся поддерживать, конечно же, не без помощи населения на погостах надлежащий порядок. Только что закончили вырезать аварийные деревья на кладбище д. Лосинцы. Будет составлен график, согласно которому деревья планируется удалять по всем находящимся на нашем балансе кладбищам. Причем работа эта осуществляется за счет ЖКХ.
Стараемся сохранить для населения доступность банного обслуживания. А в деревнях Новая Попина и Воловель «вернули к жизни» бассейны, что, надеемся, позволит привлекать целые компании для отдыха в бане, а значит, и зарабатывать деньги. Ведь на данный момент билет в баню стоит 30 тысяч при себестоимости обслуживания одного человека в среднем по району в 57 тысяч.
– Что же, Евгений Владимирович, остается только пожелать коллективу коммунальщиков терпения, веры в свои силы и успеха в реализации задуманного. От всех жителей района хочу поблагодарить ваш коллектив за заботу о нашем комфорте и за нелегкие трудовые будни. С праздником!
– Спасибо. Я искренне желаю всем своим подчиненным, ветеранам ЖКХ здоровья, оптимизма, семейного благополучия!
Беседовала Нина ТКАЧУК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА