spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Как купить, чтобы не разочароваться?

Дата:

По своей изначальной природе люди делятся на мужчин и женщин, на молодых и пожилых, по социальному положению – на богатых и малоимущих, на семейных и одиноких… Однако с  возникновением товарно-рыночных отношений расслоение в обществе усугубилось, и наши сограждане разделились еще по одному признаку – на тех, кто что-нибудь продает, и тех, кто все это покупает.  Между торговыми людьми и потребителями их товара  есть принципиальная разница. Тот, кто продает, получает доход. А тот, кто покупает – с деньгами расстается. И поэтому сегодня, в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, уместно будет попробовать найти ответ на вопрос, который волнует многих наших современников:  как купить, чтобы не разочароваться?

Исходя из требований закона, в Беларуси государственную защиту прав потребителей на безвозмездной основе осуществляют представители местных исполнительных и распорядительных органов. В нашем районе обязанности уполномоченных по защите прав потребителей выполняют заведующая юридическим сектором Елена Ивановна Калютич  и заместитель начальника отдела экономики райисполкома Наталья Григорьевна Лопачук. Какие ситуации с нарушениями интересов граждан в сфере торговли и услуг они считают наиболее типичными, и что нужно знать потребителям, чтобы избежать неприятностей?

Наталья Григорьевна вспоминает не очень давний пример из жизни: к ним обратилась пенсионерка, которая во время так называемой «презентации высококачественной посуды» в Дрогичине умудрилась купить две кастрюли стоимостью в несколько ее пенсий. Женщина объяснила, как все происходило. Дома раздался телефонный звонок, и обворожительным женским голосом ее пригласили на беседу о здоровом питании, пообещав подарок. На подиуме перед присутствующими было разыграно красочное кулинарное представление: устроители мероприятия весьма убедительно демонстрировали лучшие свойства своей «чудодейственной посуды». Они убеждали, что такие кастрюли, сковородки, сотейники за считанные минуты и практически без жира приготовят и накормят семью, что в них ничего не пригорает и очищается такая посуда одним взмахом руки. Более того: этот «экологически безопасный и качественный товар» предлагалось приобрести в рассрочку с небольшим первоначальным взносом. В тот момент, как пояснила женщина, ее «сознание как будто отключилось» и она подписала договор о приобретении кастрюль. Когда же обходительные распространители товара уехали, рассудок у покупательницы постепенно пришел в норму и она посчитала свои расходы, то реальность повергла ее в настоящий шок: ведь две кастрюли она умудрилась купить  по стоимости немалой свиной туши. А когда начала готовить – еще больше  прослезилась: от «чудодейственных свойств» фирменной посуды не осталось и намека. Кастрюли и варили, и пригорали, и мылись самым обыкновенным образом. Вот только платить за них приходилось невообразимо дорого…

Как впоследствии выяснилось, пенсионерка оказалась не единственным покупателем «золотой» посуды приезжих торговых гастролеров, которой захотелось вернуть товар распространителям и забрать свои деньги. Но сделать это оказалось совсем не просто. Кому-то из незадачливых покупателей через суд удалось частично или полностью расторгнуть договор, кто-то судится с фирмой до сих пор…

Как отметили местные уполномоченные по защите прав потребителей, в данном случае ситуация усложняется тем, что представители фирмы имеют квалифицированных юристов, маркетологов и других специалистов и стараются работать в рамках правового поля. Их  действия нельзя квалифицировать как мошенничество, поскольку они имели дело с дееспособными покупателями, которые добровольно  согласились купить товар и заключить договор на его оплату. А собрать доказательства, что посуда не соответствовала заявленным потребительским качествам, – процесс весьма длительный и дорогостоящий. Поэтому, как говорит Н.Г. Лопачук, совет потребителям здесь может быть один: хорошо подумать и взвесить, прежде чем что-то купить и подписать какие-то долговые обязательства.

Местным защитникам прав потребителей периодически приходится решать и другие проблемы. Причем клиент тоже не всегда бывает прав, но понимать этого не хочет.  К примеру, заказала хозяйка дверь, ее привезли, установили, а еще через какое-то время женщина пришла жаловаться, что ей «втюхали» совсем не то, что она хотела. Резонный вопрос: а почему бы сразу не сказать об этом поставщикам? Зачем было устанавливать дверь, которая не соответствовала ранее заявленным требованиям?

По словам Натальи Григорьевны, в подобных случаях дело для всех сторон значительно упрощается и обретает конкретность, если между поставщиком товара или услуги и заказчиком заключается договор, в котором прописаны обязанности сторон и основные параметры сделки. Были факты, что к районным  уполномоченным по защите прав потребителей обращались люди, которые оформили документы на изготовление мебели. Заказчики переживали, что, к примеру, по договору кухню им должны были доставить неделю назад, а ее до сих пор нет и телефон изготовителя не отвечает. И в подобной ситуации, как утверждает Н.Г.Лопачук, вопрос решается очень быстро. Как правило, одного звонка уполномоченных по защите прав потребителей бывает достаточно, чтобы поставщик выполнил свои обязательства. Ведь письменный договор налагает на него серьезную юридическую ответственность.

Это не значит, что без аналогичных документов потребитель не сможет в законном порядке отстоять свои права и интересы. В суде в качестве доказательств могут быть приняты свидетельские показания и другие аргументы. Но самым надежным и проверенным средством защиты от недобросовестных продавцов все же являются письменные документы: договоры, чеки и т.д. Они уберегут покупателя от лишних нервов и затрат, материальных и психологических…

А еще мои собеседницы настоятельно рекомендуют жителям района изучить основополагающие документы  – «Закон о защите прав потребителей» от 9 января 2002 года и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года № 778 «О мерах по реализации «Закона о защите прав потребителей».  В них очень простым и понятным языком изложены основные вопросы потребительской тематики, которые важно знать каждому покупателю, а именно: права потребителя в случае продажи ему товаров ненадлежащего качества и сроки предъявления претензий по этому поводу, порядок замены недоброкачественных покупок и перечень товаров, которые не подлежат возврату, а также много другой нужной и полезной  информации.  Эти знания в определенной мере станут гарантом того, что очередная покупка не обернется неприятным  разочарованием.

Галина ШАФРАН

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

В Дрогичинском районе поздравили ветеранов войны и вручили выплаты ко Дню Победы

Сегодня с наступающим праздником Победы поздравляли ветеранов, проживающих в...

В Дрогичине выбрали «Мисс Малютку»

Вчера, 25 апреля, в городском Доме культуры в очередной...

В Дрогичинском РОВД вручили награды ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС

В районном отделе внутренних дел состоялось памятное мероприятие, приуроченное...