На площади 1870 гектаров предстоит в нынешнюю жатву убрать зерновые культуры труженикам ОАО «Липникский». В среду хозяйство первым в районе приступило к обмолоту озимого ячменя.

К полудню в расположенное недалеко от Дрогичина урочище Сад Мисовцы прибыли четыре комбайна. В полной технической готовности мощных красавцев с машинного двора вывели экипажи в составе Николая Владимировича Каминского и Виталия Владимировича Бонара, Юрия Васильевича Кравчука с сыном Сергеем, Александра Васильевича Косяка и Андрея Андреевича Рапинчука, Сергея Васильевича Шкилюка и Александра Анатольевича Саковича. До этого опробовать свой комбайн в поле имели возможность лишь Николай Каминский и Виталий Бонар. Мужчины получили новый комбайн «КЗС-1218», на котором обмолотили на семена озимую сурепицу на площади 10 гектаров. К слову, масленичная культура в хозяйстве уродила неплохая: в среднем с гектара намолочено 15,5 центнера семян.

Молодой агроном Марина Николаевна Мартынюк внимательно прислушивается к мнению комбайнера Юрия Васильевича Кравчука. Фото Нины ТКАЧУК

 

– Здесь у нас, можно сказать, пробное поле, часа на два работы, – говорит главный агроном ОАО «Липникский» Виктор Михайлович Елец. – Это худшее ячменное поле в хозяйстве. Сами видите, сколько плешин, на которых посевы выпрели зимой. В природе свято место пусто не бывает: там, где пропал ячмень, выросли сорняки. Обмолотим здесь, будем перегонять комбайны в Гутово, на большой массив площадью 80 гектаров. Всего же уборке подлежит 130 гектаров озимого ячменя.

Зерно озимого ячменя идет на фураж крупному рогатому скоту. Однако в нынешнем земледельческом сезоне в ОАО «Липникский» пошли на то, чтобы посеять сорт «язяцел», который, по утверждению ученых, является пивоваренным. И если после доработки на зерносушильном комплексе содержание белка в зерне будет соответствовать установленному ГОСТу, сельхозпредприятие попробует сдать «язяцел» в счет госзаказа как пивоваренный.

– Плюс еще и в том, что озимый ячмень сорта «язяцел» созревает раньше «терезы», который мы возделывали в прошлые годы. А это дает возможность комбайнам раньше приступить к жатве. Раньше получаем зерно, раньше – и солому, что для нашего хозяйства немаловажно. К тому же, «язяцел» – сорт высокоурожайный, может давать с гектара 50-60 центнеров зерна, – рассказывает Виктор Елец.

Вот-вот должен подъехать «пожарный трактор», с полной бочкой воды. Без него комбайны в поле не выходят. Воспользовавшись непродолжительной передышкой, комбайнеры и водители обсуждают рабочие моменты, условия оплаты на жатве, трудового соперничества. Главный экономист, она же – председатель профкома хозяйства Раиса Тихоновна Гарбарук, утром раздала мужчинам папки с документами, в которых оговорены и поощрения, и наказания. По сравнению с предыдущим годом условия не изменились. Устраивают ли они комбайнеров и водителей?

– Если бы не устраивали, мы бы не работали, – за всех отвечает водитель Андрей Шейко.

В хозяйстве он трудится без малого три года, заочно получает профессию агронома. До этого был водителем-дальнобойщиком, работал на фурах. Поэтому неслучайно именно Андрею Алексеевичу руководство доверило новый «МАЗ-6501С9» с прицепом – зерновоз. В хозяйстве автомобиль уже прозвали «паровозом» за длину, которая составляет 19 метров и грузоподъемность, а зерновоз за один рейс может перевозить до 35 тонн зерна. В отличие от обычного «МАЗа», которому по силам транспортировать 10 тонн. Зерновоз ОАО «Липникский» приобрел осенью прошлого года. До жатвы Андрей Шейко доставлял в хозяйство песок, щебень, гравий, минеральные удобрения.

Водитель Юльян Леонидович Романюк . Фото Нины ТКАЧУК

С поля, где продолжалась заготовка травяных кормов, разгрузившись на сенажной траншее, на ячменное приехал водитель автомобиля «МАЗ» Юльян Леонидович Романюк. С утра мужчина успел сделать три рейса с сенажной массой и теперь с нетерпением ожидал, когда начнут работать комбайны, когда в кузов золотистой рекой «польется» зерно нового урожая. Водитель он опытный, прежде чем перейти в ОАО «Липникский», 30 лет шоферил в райагросервисе. И человек ответственный, исполнительный, с хозяйским подходом к делу.

Комбайнер Виталий Владимирович Бонар и директор ОАО «Липникский» Борис Владимирович Ткачик обсуждают рабочие моменты. Фото Нины ТКАЧУК

Директор сельхозпредприятия Борис Владимирович Ткачик обращается к комбайнерам и водителям с напутственным словом. Напоминает о важности соблюдения на жатве правил охраны труда, о том, что каждый вечер они должны возвращаться домой живыми и здоровыми.

– С Богом! В добрый путь! – произносит Борис Владимирович, и тотчас округа наполняется мощным гулом комбайнов.

Неторопливо движутся комбайны по полю. Вслед за ними, перебирая солому и внимательно вглядываясь в землю, идут главный агроном хозяйства Виктор Елец и молодой агроном Мария Мартынюк. Очень важно отрегулировать технику так, чтобы не было потерь, чтобы все выращенное зерно, в которое вложено немало денег и крестьянского труда, было засыпано в закрома.

Нина ТКАЧУК,
Фото автора