На суше, в воде и в воздухе… Как современные средства помогают охранять границу

0
1

Их вклад в национальную и нашу личную безопасность сложно переоценить. Каждую минуту сотни пограничников находятся на боевом дежурстве, в дождь и в снег, в любую погоду, любое время года, неустанно защищая рубежи родной страны. Пограничная служба Беларуси берет свое начало с 28 мая 1918 года, когда согласно Декрету Совета народных комиссаров в молодом советском государстве появилась пограничная охрана. С тех пор военное ведомство пережило немало этапов своего становления и развития. Погранзастава «Сварынь», расположенная на территории Дрогичинского района, – одна из новейших в республике, и она оснащена передовым оборудованием, современными техсредствами, имеющимися на вооружении у белорусских пограничников.

Конечно, охрана границ сегодня – это уже совсем не то, что было 100 лет назад. Пограничники идут в ногу со временем, и у них сейчас есть «помощники», среди которых – сигнализационные комплексы, радиостанции, разного рода летательные аппараты, квадроциклы, катера, – в общем, различные виды техники. Все они предназначены для более эффективной деятельности стражей границ, обнаружения нарушителей и оперативного их задержания, борьбы с попытками контрабанды. Нам посчастливилось лично познакомиться с отдельными техсредствами местной погранзаставы и узнать, как охраняются рубежи нашей родины на суше, на воде и в воздухе.

– Начало авиации в Пинском погранотряде было положено осенью 2014 года, когда к нам на вооружение поступили беспилотные летательные аппараты «Беркут-2». Через некоторое время мы получили летательные аппараты типа «Автожир» итальянского производства. А в мае 2016 года техническую базу погранотряда пополнил беспилотный авиационный комплекс «Шершень». В таком составе на сегодняшний день функционирует наше авиационное отделение, – сообщает начальник отдела планирования и применения авиации Пинского погранотряда Денис Анатольевич Васюхин.

Имеющийся в распоряжении начальника погранзаставы «Сварынь» переносной беспилотный комплекс «Шершень» применяется для ведения воздушной разведки и позволяет в максимально быстрые сроки получить видимое изображение, информацию о положении дел на любом участке границы. Время развертывания летательного аппарата из походного положения в боевое составляет 5 минут. Благодаря тому, что квадрокоптер оснащен дневной и ночной телевизионной нагрузкой, «Шершень» способен дать необходимые стражам границ сведения в любое время суток.

Еще сварынские пограничники по необходимости используют легкомоторный летательный аппарат «Автожир», который, кроме своих разведывательных функций, может применяться для перевозки одного служебного пассажира (например, врача), эвакуации раненых и больных. Небольшой, маневренный, неприхотливый в обслуживании – так отзываются о своем «боевом товарище» стражи границ.

Возможности своих летательных аппаратов пограничники используют и для полезного взаимодействия с органами местной власти, природоохранной службой, МЧС. Случается, с воздуха стражи границ обнаруживают различные браконьерские приспособления для лова рыбы и ставят в известность об этом соответствующие органы. Сотрудникам МЧС сообщается о возникших пожарах, возгораниях в лесном массиве или палах сухой растительности. По словам Дениса Анатольевича, данные летательные аппараты способны контролировать не только территорию пограничной полосы, зоны, но и ближайшие населенные пункты, ведь в зону ответственности Пинского погранотряда входят и прилегающие к границе районы – такие как Дрогичинщина.

Нам довелось воочию убедиться в маневренности «Автожира». Стартовав и поднявшись в воздух с площадки, расположенной рядом с погранзаставой, «итальянец» показал класс, продемонстрировав разнообразные приемы пилотирования.

Оперативно реагировать на появление «непрошенных гостей» в непосредственной близости от Государственной границы пограничники могут с помощью сигнализационного комплекса «Ворон». Эта интеллектуальная система позволяет обнаружить нарушителя и дальше действовать по обстановке – в момент, когда он подходит к ограждению или пытается через него перелезть. Также используется сигнализационный комплекс «Радиобарьер». Зарытые в землю датчики за счет сейсмовибрации срабатывают при движении человека, животного, автомобиля и т.д. и подают соответствующий сигнал на монитор дежурного по заставе. После чего незамедлительно (как правило, в течение 1,5 минут) на место выезжает тревожная группа.

Нарушители могут пойти на всевозможные хитрости, например, двигаться спиной вперед или идти след в след. Поэтому стражам границ в таких случаях нужно быть хорошими следопытами, чтобы точно определить, откуда и куда движется человек или группа людей. Во многом приходится рассчитывать и на помощь собаки, которая берет след. Между ограждением и непосредственно чертой Государственной границы, на так называемую контрольно-следовую полосу, отводится расстояние в 1-2 километра. Как правило, этого достаточно, чтобы успеть задержать нарушителя.

Поэтому пограничники должны быть мобильными, тем более, если действовать нужно в лесистой, болотистой местности, такой, как режимные территории погранзаставы «Сварынь». В последние годы на вооружении заставы границы появились квадроциклы «Стелс-600», предназначенные для несения службы в подвижных видах нарядов, проверки сигнализационного комплекса «Ворон», – в общем, для охраны границы.

– Это средство передвижения преодолевает любые препятствия, будь то бревна или грязь, болото, и имеет большую проходимость, чем тот же автомобиль УАЗ, – расхваливает свой вездеход начальник 3-го отделения прапорщик И.П. Сухаревич. – С того момента, как на заставе появились квадроциклы, время прибытия на место тревожного вызова сократилось в разы.

Без связи тоже никак. Но и в этом погранзастава оснащена самым что ни на есть передовым оборудованием. Цифровые радиостанции белорусского производства, в противовес предыдущим устаревшим аналогам, позволяют пограничникам свободно общаться и иметь хорошую связь на всех участках границы. К тому же, каждая такая радиостанция подключена к спутнику, и дежурный по заставе, оперативный дежурный в погранотряде, в госпогранкомитете могут видеть, где в данный момент находится наряд, в каком количестве, как долго и с какой скоростью движется. При дополнительных настройках данное средство связи можно использовать как мобильный телефон.

Имеется здесь и водный участок границы, проходящий через центр озера Белое. Поэтому военнослужащие погранзаставы «Сварынь» несут службу и на катерах. Как на суше, так и на воде есть территория, на которую заходить (заплывать) запрещено. В противном случае мигом выдвигается наряд и настигает нарушителя. Катер постоянно – и днем, и ночью – находится на воде в полной боеготовности.

На озере постоянно несут вахту от 2 до 5 военнослужащих. Катером управляет обученный морскому делу пограничник. Наш визит на Белое пришелся на дежурство старшины 1-й категории Александра Мазура. Вместе с ним в наряде был сержант Чепак. Нам разрешили прокатиться на катере вместе со стражами границ. Пользуясь случаем, мы познакомились с ними поближе и узнали больше о защите водных рубежей Беларуси.

Александр Мазур прошел срочную военную службу в пограничных войсках, а теперь уже год как остался в армии на контрактной основе. В Пинске его обучили морскому делу и непосредственно нести службу, охранять границу на ее водных участках. Звание у него сейчас, как на флоте, – старшина 1-й категории.

– Были ли в последние годы нарушители, случаи задержаний на воде? – интересуемся у наших собеседников.

– Нет, – отвечают те. – А вот приспособления браконьеров, бывает, находим, но не часто.

Кстати, на катере развивался морской флаг с Андреевским крестом на зеленом фоне – символика, которую используют все, кто защищает водные рубежи нашей Родины. По словам военнослужащих, часто используется еще и так называемый председательский флаг. Помимо всего этого, на нем изображена эмблема пограничной службы Республики Беларусь. Следует добавить, что на всю страну только в Пинском погранотряде имеется речной флот.

Ни для кого не секрет, что недавняя модернизация погранзаставы «Сварынь», ее полное материально-техническое обновление сработало на высокий результат. Теперь, как говорят стражи границ, нарушителей нет, попытки контрабанды сведены к нулю. Еще один из моментов, который пограничники считают большим достижением, – сложились хорошие доверительные отношения с местным населением.

– Раньше на нас смотрели только как на людей государственных, но теперь пришло понимание, что мы стоим на страже покоя и безопасности населения. Вот наша главная задача. Пограничник охраняет не клочок земли, не определенную территорию, а, прежде всего, свою семью, своих близких, своих соотечественников, – высказался о жизненном кредо всех стражей границ начальник погранзаставы «Сварынь» Александр Юрьевич Демченко. – Мы представляем собой определенную силу, но эта сила всегда была и будет направлена на безопасность и территориальную целостность Республики Беларусь, покой и безопасность ее граждан.

Андрей РАССАФОНОВ
На снимках: технические средства, используемые на погранзаставе «Сварынь» для охраны Государственной границы
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here