В любое время суток специалист, защищающий права ребенка, должен спешить на тревожный вызов

, , 1 Comment

Работа педагога социального в чем-то схожа с обязанностями врача скорой медицинской помощи. В любое время суток, в выходные и праздничные дни, специалист, защищающий права ребенка, должен спешить на тревожный вызов, туда, где возникают факты семейного неблагополучия. Только лечить приходится педагогу социальному не болезни тела, а травмы души. О своей работе, некоторых законодательных нормах, связанных с социально опасным положением несовершеннолетних, трудностях, с которыми часто сталкивается человек этой профессии, нам рассказал педагог Брашевичской средней школы В.И. Джига.

– Виталий Иванович, какова статистика семейного неблагополучия в микрорайоне вашей школы? Кто оказывает вам помощь в нелегкой работе?

– По состоянию на август 2017-го года на территории Брашевичского сельского Совета 19 детей находятся в социально-опасном положении. Это не только школьники, но и воспитанники яслей-сада, новорожденные. В работе с неблагополучными семьями, как говорится, «один в поле не воин». Здесь необходимо сотрудничество специалистов разных учреждений, представителей разных ведомств. В работу по защите детей включаются не только педагоги и руководство школы, мы плотно взаимодействуем с психологами социально-педагогического центра, представителями сельисполкома, районного исполнительного комитета. Необходимую помощь оказывают руководство местного хозяйства, медработники ФАПа и амбулатории, участковый инспектор милиции, работники ясли-сада, сотрудники РОЧС, РОВД и другие. Каждый из них отслеживает сигналы о семейном неблагополучии по своей линии и доводит до сведения остальных субъектов профилактики. Нередко на тревожные моменты указывают и неравнодушные соседи, местные жители.

– Какова последовательность действий при поступлении сигнала о семейном неблагополучии?

– Как только мы получаем подобную информацию, незамедлительно формируется комиссия, которая и посещает семью. Поводом для внимания субъектов профилактики может служить неопрятный вид ребенка, прогулы учебных занятий, низкая успеваемость, несоблюдение родителями предписаний лечащего врача, совершенное ими преступление. Конечно, разные бывают ситуации, и не каждый сигнал является причиной для признания ребенка находящимся в социально опасном положении. Окончательное решение принимается советом профилактики школы с учетом рекомендаций пункта охраны правопорядка при сельском Совете.

Автоматически семья ставится на контроль, если ребенок совершает преступление, противоправное деяние и попадает на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, также в случае если родители состоят на учете у врача-нарколога.

– Какая работа проводится в дальнейшем?

– Для каждой такой семьи составляется индивидуальный план на 6 месяцев. За это время заинтересованные лица делают все возможное, чтобы решить существующие проблемы. В частности, если у родителей имеется склонность к злоупотреблению алкоголем, то они направляются на консультацию к наркологу, при необходимости им предлагают закодироваться, неработающим мамам и папам оказывается помощь в трудоустройстве. И, конечно же, регулярно контролируются жилищно-бытовые условия, в которых находятся дети. Согласно плану, подобные семьи посещаются специальной комиссией раз в месяц, но не исключены и внеочередные визиты педагога социального и представителей школы, учебного заведения, где воспитывается ребенок. Поводом здесь может послужить непосещение ребенком школы, повторные сигналы о нарушении спокойствия в доме.

Если по истечении 6 месяцев родители не делают реальных шагов на пути к своему исправлению, то по решению комиссии по делам несовершеннолетних при райисполкоме детей признают нуждающимися в государственной защите и помещают в районный социально-педагогический центр. Родители при этом считаются «обязанными лицами» и должны возмещать государству затраты на содержание детей. Если же все принятые меры не действуют, то по решению суда принимается такая суровая мера, как лишение родительских прав. Но согласно законодательству, даже тогда таким людям дается шанс исправиться, но для этого нужен немалый период времени, положительные характеристики с работы и из определенных служб. Человек должен доказать на деле, что он осознал свои ошибки, начал новую жизнь.

– Какие методы в работе с нерадивыми родителями вы применяете?

– Главный из них – убеждение. Бывают такие случаи: придя в дом, застаешь родителей за распитием спиртных напитков. Тогда я связываюсь с директором школы, председателем сельисполкома, с участковым инспектором милиции, сообщаю о происходящем, и они помогают справиться с ситуацией. Дети, если есть возможность, отправляются к родственникам, бабушкам-дедушкам, а с родителями тем временем проводится разъяснительная работа. При этом чаще всего действуют такие аргументы, как угроза потери детей или того, что они, когда вырастут, станут такими же, как и их горе-родители. Зачастую это срабатывает: люди начинают наводить порядок в доме, обещают исправиться, начать новую жизнь. Но вот только, к сожалению, такое просветление чаще всего приходит не навсегда…

Проблема многих родителей, ведущих дружбу с бутылкой, в том, что они не признают имеющиеся у них проблемы и часто говорят: «Я не алкоголик, если я захочу, то пить не буду». Как правило, эти слова далеки от действительности.

– Расскажите о проводимой работе с детьми.

– Все дети, безусловно, любят своих родителей, какими бы они ни были, и постановка семьи на учет для каждого ребенка сильная психологическая травма. Здесь нужно быть очень осторожным, уметь подобрать нужные слова, чтобы в беседе с несовершеннолетним сгладить его душевную боль и ни в коем случае не навредить, не обидеть, не оттолкнуть его.

Детям младшего возраста мы, как правило, рассказываем, что можно, а чего нельзя, какими должны быть отношения в семье, в классном коллективе. Подросткам на занятиях факультатива «Основы правовых знаний», при встрече с сотрудниками милиции, другими субъектами профилактики разъясняются их права и обязанности, какую ответственность они понесут, если пойдут на преступление, противоправное деяние.

Детей, находящихся в социально опасном положении мы стараемся по максимуму задействовать во внешкольной деятельности, приобщать к спорту, самодеятельности, труду. Этим летом, при поддержке управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома, в нашей школе был организован рабочий отряд из детей, достигших возраста 15-16 лет и находящихся в СОП, а также из многодетных и неполных семей. С 5 по 14 июня ребята были задействованы в благоустройстве территории школы, помогали пожилым людям, выполняли другие поручения. Подростки проявили себя с хорошей стороны, и никого из них не нужно было подгонять, заставлять выполнять свои обязанности. В итоге, они получили первую в жизни зарплату и смогли распорядиться этими деньгами по своему усмотрению. А с 4 по 17 августа эти и другие наши учащиеся смогли поработать в организованном при ОАО «Брашевичи» студенческом отряде «Друзья». Дети в течение лета были заняты полезным делом, и никто из наших воспитанников, находящихся в социально опасном положении, не совершил ни одного преступления, противоправного деяния.

Как бы ни было трудно работать с подростком, мы никогда не отказываемся от него. К каждому ребенку стараемся подобрать ключик, найти что-то положительное в нем и на этом выстроить свою дальнейшую работу.

Если человеку, находящемуся на социальном дне, помочь выбраться, подняться и увидеть свою прежнюю жизнь со стороны, он, как правило, в дальнейшем будет тянуться к свету. В моей практике было немало таких случаев, когда трудные подростки из неблагополучных семей, даже совершавшие преступления, в итоге получали профессию, заводили семью и становились порядочными людьми. Но все же не всех удается отвести от края пропасти, видимо, поэтому, в нашем мире и существует преступность.

 – Что самое сложное в вашей работе?

– В моем деле труднее всего видеть слезы в глазах ребенка, что нередко случается. Самое ужасное, что виновники этого – родители, люди, которые призваны быть оплотом любви, внимания, заботы для своих детей. Но выходит все совсем наоборот.

– Какими советами для всех пап и мам вы можете поделиться как педагог, как родитель?

– Вообще, главное в воспитании ребенка – внимание. Нельзя отказывать, если он просит уделить ему время, в чем-то помочь. Для нас – взрослых, ежедневно загруженных работой, домашними делами, этот зов может показаться чем-то пустяковым, но для ваших сына или дочери, напротив, – глобальнейшей необходимостью. Найти время для ее решения, помочь делом, советом, поддержать – святая обязанность родителей. Тогда вы не оттолкнете от себя ребенка и станете для него лучшим другом, самым близким человеком. Совершите для ребенка маленькое чудо, и он навсегда останется вам благодарен.

Андрей РАССАФОНОВ

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

(Visited 275 times, 1 visits today)
 

One Response

Оставьте комментарий

(*) Required, Your email will not be published