В последнее время принимаются конкретные государственные решения по сокращению госрасходов и нагрузки на бюджет, в том числе – и путем последовательного объединения ведомственных структур и оптимизации численности их работников. Некоторое время назад подобная реорганизация коснулась и инспекции по налогам и сборам по Дрогичинскому району: с 1 февраля 2017 года она была присоединена к инспекции МНС по Березовскому району и стала ее структурным подразделением. Значительно сократилось и число сотрудников местной налоговой службы. О том, как работается коллективу в новых условиях, в канун своего профессионального праздника рассказала заместитель начальника инспекции – начальник управления по работе с плательщиками по Дрогичинскому району ИМНС РБ по Березовскому району Е.Г.Патиевец.
– Елена Григорьевна, кроме такого вот длинного названия вашей должности, изменилось ли что-нибудь в профессиональной деятельности местной налоговой службы? И каким образом реорганизация может коснуться рядовых налогоплательщиков?
– Действительно, наш коллектив стал первым среди налоговых структур области, где была проведена оптимизация, и из 16 госслужащих у нас осталось 7 специалистов. Ранее в ИМНС по Дрогичинскому району было три отдела: налогообложения организаций; налогообложения индивидуальных предпринимателей и физлиц; учета налогов, отчетности и экономического анализа, и мы продолжаем выполнять эту работу. После оптимизации у нас остались практически все специалисты, которые и ранее работали по этим направлениям. Они – настоящие профессионалы своего дела, честно и добросовестно исполняющие долг перед государством и понимающие ответственность за качество выполняемой работы. Так, сегодня моим заместителем является Леонид Васильевич Макаревич, опытный, грамотный, ответственный представитель нашей службы, который с 2004 года работает в налоговых органах района и вместе со старшим налоговым инспектором Светланой Валерьевной Гребень продолжает курировать налогообложение физлиц. С индивидуальными предпринимателями работает главный государственный налоговый инспектор Любовь Николаевна Павлюкович, стаж работы которой – более 25 лет, а налогообложение предприятий и организаций находится в зоне ответственности главных госинспекторов Галины Михайловны Карпик и Татьяны Ростиславовны Лойко. Незаменимым специалистом в нашей службе является и Федор Васильевич Могилянчик, к которому плательщики чаще всего обращаются за оказанием помощи и содействием при внедрении современных технологий, связанных с осуществлением электронного документооборота и налоговых платежей.
А вот проверки и другие контрольные функции от нас перешли в Березу. Соответственно, под сокращение попали в основном те специалисты, которые прежде занимались этой деятельностью. Однако здесь важно отметить, что всем им была предоставлена достойная работа в пределах нашего района.
У тех, кто остался, объем нагрузки несколько увеличился, но мы справляемся не только количеством наших специалистов, но и их умением. Работники управления продолжают вести начисление налогов на землю и недвижимость, уплачиваемых физическими лицами, прием деклараций и иных документов, осуществляют постановку на учет юридических лиц, предпринимателей и физлиц, занимаются информационно-разъяснительной работой среди населения и субъектов хозяйствования, расширением электронного документооборота, стремятся к взаимозаменяемости на рабочих местах. Словом, мы делаем все для того, чтобы рядовой налогоплательщик не ощутил последствий нашей реорганизации.
– Каким образом осуществляется введение электронного документооборота и на каком этапе находится эта работа?
– Этим делом мы занимаемся на протяжении нескольких последних лет, прошли путь проб и ошибок, наработали определенную практику и на сегодняшний день имеем неплохие результаты. Если говорить цифрами, то на нынешнем этапе из 253 организаций района 205 (или более 80%) передают декларации в электронном виде. Таким же современным методом пользуются и 348 из 495 предпринимателей (или около 70%). Значительное большинство из них пошли еще дальше и создали Личный кабинет плательщика, который размещен в глобальной компьютерной сети Интернет и является информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Свой Личный кабинет плательщика имеют также более 800 физлиц, что на самом деле является очень большим преимуществом. Этот современный способ взаимодействия с государственными органами сводит к минимуму влияние человеческого фактора, позволяет избежать лишних хождений по кабинетам, сэкономить время, отправляя и получая информацию в электронном виде в удобное для себя время, не привязываясь к режиму работы налоговой службы.
– А если у налогоплательщиков возникают трудности в освоении современных электронных способов документооборота?
– Здесь также все продумано, и для проведения практических консультаций по данному вопросу в нашем управлении созданы так называемые рабочие места плательщиков. Проще говоря, у нас выделены два компьютера, где бухгалтер или другой специалист госпредприятия, частной структуры или физическое лицо, которому непонятно, как наладить и вести электронный документооборот, может прийти к нам в налоговую инспекцию, получить необходимую консультацию в этом плане и при необходимости даже поработать под руководством нашего инспектора. При наличии ключа электронной цифровой подписи оказывается практическая помощь по работе с электронным декларированием, электронными счетами-фактурами по НДС, по передаче деклараций через Личный кабинет и т.д. Как правило, те, кто воспользовался этим предложением, уходят с убеждением, что ничего сложного здесь нет и при желании все это можно освоить.
Да и нам намного проще работать с плательщиками, которые перешли на электронное декларирование, работая через Личный кабинет. И мы будем расширять возможности в этом направлении.
– В числе других обязанностей управления по работе с налогоплательщиками вы назвали информационно-разъяснительную функцию. А по каким вопросам сегодня чаще всего к вам обращаются люди?
– Чаще всего граждане звонят и приходят, чтобы узнать, как можно оформить тот или иной вид деятельности без регистрации ИП. И в таком случае мы рассказываем, что человек, оказывающий те или иные платные услуги, может быть зарегистрирован по заявительному принципу с уплатой единого налога. Таким образом на сегодняшний день в нашем районе свою деятельность оформили 357 человек, из которых 285 занимаются оказанием сельскохозяйственных услуг, 19 – осуществляют репетиторство, 9 – ведут музыкальное обслуживание свадеб и других торжеств. Несколько граждан, судя по их заявлениям, оказывают услуги по уходу за престарелыми людьми и детьми.
Кроме этого, в районе зарегистрировано 140 ремесленников, которые раз в год платят единый налог и занимаются разными видами народных промыслов. А регистрация в налоговой инспекции дает им право реализации изделий на выставках, ярмарках и т.д.
– И все же основные суммы налогов у нас по-прежнему поступают от предприятий и организаций…
– В консолидированный бюджет за первое полугодие поступило более 10753,7 тыс. рублей, в том числе в республиканский бюджет – более 935,1 тыс. рублей, в местный бюджет – 9818,6 тыс. рублей. В числе бюджетообразующих организаций можно назвать ОАО «Экзон», СП «Фрост и К», КУМПП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ», ПМК-8, ДСУ-32, Антопольскую ВПФ и другие коллективы. И здесь хочется отметить, что наши отношения с плательщиками становятся все более партнерскими, мы гордимся их успехами. Пользуясь случаем, хочется выразить слова благодарности всем, кто добросовестно соблюдает налоговое законодательство и понимает, что благосостояние государства прирастает каждым малым или большим вкладом
– Насколько я знаю, забот вашей службе всегда прибавляет взыскание ежегодного налога на недвижимость и землю, уплачиваемых физическими лицами. Что можете порекомендовать плательщикам?
– Последний срок уплаты этого налога наступает 15 ноября. Однако не секрет, что основные доходы населения в нашем аграрном районе выпадают на лето, и потому хотелось бы порекомендовать гражданам не откладывать выполнение налоговых обязательств на последние дни. Налог на недвижимость и землю уже рассчитан. Те, кто имеет Личный кабинет, получит извещение в электронном виде, остальным они будут доставлены традиционным способом – по почте, и налог можно оплатить заранее, можно разделить его уплату на несколько частей – как кому удобно.
– Завтра у вашей немногочисленной команды – профессиональный праздник. Что хотели бы пожелать своему коллективу и коллегам?
– В канун профессионального праздника, прежде всего, хотелось бы выразить свою признательность нашим дорогим ветеранам, стоявшим у истоков налоговой службы, и пожелать им здоровья и активного долголетия. И, конечно же, слова искренней благодарности хочется адресовать каждому из моих нынешних коллег за верность делу, профессионализм и трудолюбие, выдержку и терпение, и пожелать всем нам жизненного благополучия, профессиональной самореализации и успехов в нелегкой, но такой нужной стране работе!
Беседовала Галина ШАФРАН
Фото автора