Каждый год, в преддверии Дня дорожника, собираюсь встретиться с истинным профессионалом в этой сфере деятельности – опытнейшим экскаваторщиком ДСУ-32 Петром Савельевичем Ярощиком, и каждый раз он оказывается в длительной командировке на каком-либо объекте далеко за пределами района. В начале текущей недели в очередной раз позвонила в дорожную организацию. И снова – не судьба. «Петр Савельевич с середины октября работает на строительстве дороги «Минск-Гродно» и вернется домой только после выходных. Он, как лучший экскаваторщик, востребован на каждом ответственном участке, и потому почти все время находится на объектах, где ведутся основные работы», – пояснили в конторе, продиктовав номер его мобильного телефона.
Мне повезло: передовик оказался не только доступен в сети, но и имел немного свободного времени, чтобы ответить на мои вопросы. Слово за слово, и по его телефонному рассказу сложилась простая, но весьма характерная биография неутомимого и преданного своей профессии человека-труженика, который привык делать все, как и должно быть, как надо.
Из разговора с Ярощиком узнала, что родился он в деревне Осиповичи, и трудиться начал с 16-летнего возраста. Окончив 9 классов сельской школы, парень устроился на работу в организацию под названием «Пинскводпуть», которая занималась обслуживанием и содержанием водных транспортных путей от Пинска до Бреста. Там на экскаваторе работал двоюродный брат Петра, который и взял юного родственника к себе в помощники. Было это в далеком 1974 году.
А через пару лет, уже имея практическое представление о профессии и пройдя обучающие квалификационные курсы, П.С.Ярощик получил удостоверение машиниста экскаватора и начал работать самостоятельно. Впоследствии парня призвали в армию, и служить его определили в военно-строительную часть Балтийского флота, которая располагалась в Латвии и работала преимущественно на земле.
– Во время службы приходилось участвовать в возведении разных объектов – от аэродромов до жилых домов для военнослужащих, так что с дорожно-строительной техникой я, по сути, никогда не расставался. А с опытом приходило и мастерство. Осенью 1979 года уволился в запас, а 2 января 1980 года меня приняли на работу в ДСУ-32. И сразу же отправили на объект: тогда как раз строилась дорога Радостово-Дивин, – рассказывает Петр Савельевич.
Машинист экскаватора вспоминает и трудные перестроечные времена, когда экономика была в упадке, дорожное строительство на местах практически прекратилось. И в тот тяжелейший период Ярощик вместе с самыми стойкими коллегами-дорожниками, которые не поддались всеобщей панике и остались в организации, искали объекты далеко за пределами республики: трудились и в российской Вязьме, и в украинском Ужгороде, и в других местах.
Потом все постепенно нормализовалось и пошло своим чередом: коллектив ДСУ-32 получил значительный объем работ на строительстве МКАД-2 , другие производственные заказы и предложения. И в числе первых на серьезные и ответственные объекты всегда направляли П.С.Ярощика.
Почти всю жизнь, как рассказывает Петр Савельевич, он трудился на самом сложном в управлении одноковшовом экскаваторе – драглайне, который требовал больших физических усилий: для того, чтобы поднять стрелу и запустить ковш в действие, машинисту приходилось ногами постоянно выжимать и удерживать педали, и с возрастом от постоянного напряжения и работы в холодной кабине здоровье крепче не становилось.
Однако несколько лет назад в дорожно-строительном управлении № 32 приобрели экскаватор английского производства и заслуженно передали его П.С.Ярощику. С новой техникой работа для Петра Савельевича стала не только обязанностью, но и удовольствием.
«В кабине хороший обзор, есть кондиционер, которым можно регулировать температуру, мое рабочее сиденье мягкое и удобное – такие кресла я видел по телевизору в космическом корабле. Управление техникой ведется с помощью легких джойстиков, все неисправности и проблемы высвечиваются на компьютерном табло», – нахваливает свой новый экскаватор Петр Савельевич. И добавляет, что эту технику он бережет и жалеет, как «самую любимую игрушку».
Что же касается «разъездного» характера работы, то мой собеседник давно привык к этому. «Главное, чтобы объемы были у себя, в республике, а не за ее пределами», – уточняет передовик дорожно-строительной организации П.С.Ярощик, общий стаж работы которого в этой сфере деятельности составляет порядка 42 лет и портрет которого украшает районную Галерею Трудовой Славы. Кроме того, в преддверии профессионального праздника стало известно, что Петр Савельевич назван в числе победителей областного соревнования, которое ежегодно проводится ко Дню дорожника среди филиалов ОАО «ДСТ №4» и в котором он признан лучшим машинистом экскаватора в своей сфере деятельности.
Дома П.С.Ярощика ждет жена, с которой они вырастили троих детей, дача в родной деревне Осиповичи, любимое увлечение – рыбалка на Днепро-Бугском канале, и самая главная его награда – шестеро внуков…
Галина ШАФРАН