ДЕРЕВНЕ ОГДЕМЕР – 380 ЛЕТ

Дата:

У каждого человека есть места, с которыми он роднится душою. Для меня таким местом стала незнакомая ранее деревня Огдемер. В зрелые годы, когда философски воспринимаешь окружающий мир, мне выпал своеобразный экскурсионный билет: по пути на работу более тысячи раз проезжать по центральной улице Огдемера, которая одновременно является шоссейной дорогой Пинск-Кобрин.

Деревня давала особый духовный настрой: весной радовала глаз цветущими вишнево-яблоневыми садами, летом и осенью – плодами этих садов, зимой – зелеными елями, закутанными снежными одеялами и засыпанными густым инеем. Такого количества елей (более полусотни) я не встречал ни в одном населенном пункте Брестчины. Они придавали особый колорит и были своего рода визитной карточкой Огдемера. Что побудило сельчан высаживать ели? Эта загадка и другие тайны деревни побудили обратиться к ее истории.
Небольшая полесская деревушка Огдемер впервые в летописях упоминается в 1630 году под названием Идемер. Спустя 140 лет (в 1770 г.) она стала именоваться Гдемер «а еще через 100 лет приобрела нынешнее название – Огдемер. Рядом с ней находятся деревни с привычными для Полесья, ласкающими слух названиями: Липники, Заплесье, Скибичи, Гутово. Среди них Огдемер звучит непривычно для славян. Мне всегда казалось, что в этом названии есть что-то строгое, пришедшее из немецкого языка, звучащее повелительно, как команда (приказание).
В историко-документальной книге «Память. Дрогичинский район» на 33 странице указывается, что в третьем веке, во время великого переселения народов, на Полесье пришли племена готов, восточных германцев. Это от них и пошли в нашем краю названия деревень Карловичи, Рашин, Огдемер.
Что же скрывается под первоначальным названием деревни Идемер? Возможно, ответ прячется в глубине веков в расшифровке древнегерманского языка остогов. В пользу этой версии говорят результаты многомерных исследований в нашей стране Института генетики и цитологии. Оказывается, белорусы и германцы значатся в одной группе. Корни у нас общие, мы – типичный европейский народ (газета «Звязда» от 1 ноября 2007 года).
Из поколения в поколение огдемерцы передают свою легенду рождения названия их деревушки. Согласно ей, представитель знатного рода во время путешествия по бездорожьям Полесья занемог. Перед своей кончиной он, с удивлением оглядываясь по сторонам, сказал: «О, где умер». На месте его смерти воздвигли часовенку, возле которой стали селиться полешуки. Так вошло в историю название деревни Огдемер.
Дорога, проходившая через Огдемер, на карте 1750 года значилась трактом. Удачное расположение деревни привлекало к ней внимание шляхты. В 1860 году в этих местах находилось два панских «маентка». Они вошли в историю под названием Огдемер-1 и Огдемер-2 (владельцы пан Заблодский и пани Куровская). Судя по тому, что им принадлежало равное количество ревизских душ, они были родными людьми, разделившие поровну между собой отцовское наследство.
В 60-е годы XIX столетия в Огдемерской сельской общине Вороцевичской волости проживало 369 человек (167 мужчин и 202 женщины). Согласно переписи 1905 года, деревня в своей истории установила рекорд численности сельчан: здесь проживало 573 человека. Наряду с Антополем, Дрогичином, Хомском и Бездежем, которые в свое время имели городской статус, в Огдемере было начальное училище.
Казалось, расцветать и далее деревне, умножать полешукам свой род, но Первая мировая война согнала их с насиженных мест. В 1914 году в роли беженцев они оказались за тысячу верст от родного дома на бескрайних просторах России. По воспоминаниям Данилы Климчука, он со своими родителями полтора года пробыл в Калужской губернии, затем – год в Тамбовской, откуда переехал в Воронежскую, богатыми своими черноземами.
После военного лихолетья в Огдемер вернулись только сельчане, имевшие свои земельные наделы. Была у них отвоеванная у полесских болот скудная на урожаи земелька, но своя кровная. Правда, за четыре года пребывания их на чужбине поля без обработки покрылись мхом, заросли болотными травами, в основном «сытняком», который на пастбище даже скот обходит стороной.
На калужской и воронежской земле, более щедрой на урожаи, остались в надежде обеспечить свои многодетные семьи куском хлеба, а если повезет – разбогатеть, 287 огдемерцев. А это – половина жителей деревни.
Как сложились их судьбы в водовороте событий бурного ХХ века, нашли ли они свое счастье на чужбине, проследить не представляется возможным. В 1921 году после подписания Рижского договора Дрогичинщина в составе Западной Беларуси оказалась под властью буржуазной Польши. Связь с Россией, где была установлена Советская власть, окончательно прервалась.
В наше время информационного бума, расцвета телевидения и Интернета есть надежда встретить среди известных россиян привычные для Огдемера фамилии. Не удивляйтесь, если у них окажутся наши родные полесские корни.
В феврале 2010 года в канад-ском городе Ванкувере состоялись XXI зимние Олимпийские игры. Почетное право открыть торжества – зажечь олимпийский огонь – было предоставлено знаменитому канадскому спортсмену, легенде мирового хоккея Уэйну Гретцки. Для многих стало сенсацией, что он имеет белорусские, точнее огдемерские корни. Его дед Терентий Грецкий в 30-е годы прошлого века выехал на заработки в Канаду, где и появился внук Уэйн. В письмах на родину дедушка называл его Ваней.
Изучая многовековую историю Огдемера, приходишь к мысли, что в корнях его жителей генетически заложена великая сила, влекущая к познанию неизвестных им ранее земель, покорению новых высот. Поэтому дух созидания и достижения великих целей является для них привычным, обычным явлением, как свет и воздух.
Выбор их мечты был связан с неизвестным расставанием с родным домом. Овеянные романтикой, огдемерцы уверенно шагали по незнакомым тропинкам, которые вели в далекие, неизвестные дали. Так, например, Владимир Шелягович, прошедший путь «от артиста из народа до народного артиста», начинал свои трудовые университеты на строительстве Камского автомобильного завода в городе Набережные Челны. Петр Евтухович, известный на Брестчине начальник криминальной милиции, строил Красноярскую ГЭС. Михаил Бренчук покорял Ленинские (Воробьевые) горы в Москве, где достиг высот профессора столичного университета…
В окружении вечнозеленых мохнатых елей неумолимо стареет деревня Огдемер, с каждым годом уменьшается число ее жителей. В гнетущей тишине, посещая местное кладбище, в полной мере испытываешь горечь утраты и ясное осознание ее невосполнимости.
В нынешнем году Огдемеру исполняется 380 лет. За его седой стариной кроется не только обаяние провинции, но и немало тайн, которые вряд ли сегодня могут быть раскрыты. И таких угасающих, как свеча деревушек много на нашем Полесье. Они ждут своих исследователей.

Анатолий ДЕНИСЕЙКО,
член Союза писателей Республики Беларусь.

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

В Дрогичинском районе прошел праздник земляков

В деревне Сутки Дрогичинского сельсовета 20 июля прошел праздник...

Президент дал оценку работы промышленного сектора и поставил задачи на перспективу

Ситуация в сфере промышленности в целом складывается неплохо, но...

Аграрии Дрогичинского района намолотили 33,6 тысяч тонн зерна

По состоянию на 22 июля сельхозпредприятиями района убрано зерновых...

Ряды «тысячников» Дрогичинского района пополнились новыми именами

20 июля слова благодарности за упорный труд принимали сразу...