Я познакомился с Дмитрием Ничипорчиком в 2016 году, когда он еще был старшеклассником и учился в СШ №1. Тогда юноша вместе со своей учительницей информатики Витой Владимировной Мучанской разработал технологию дополненной реальности, которую назвал «Сейшн», и с ней принял участие в финальном этапе конкурса «100 идей для Беларуси». Его разработка была оценена по достоинству: парень вернулся домой с подарочным сертификатом одной белорусской IT-компании.
Я попробовал навести справки и узнать, где сейчас Дмитрий и каковы его успехи. В итоге, был более чем удивлен: он в этом году оканчивает университет и уже давно работает в перспективной развивающейся IT-компании, возглавляет один из ее отделов, сам проводит собеседования и принимает на работу новых сотрудников.
Дмитрий в IT-сфере занимался и сайтами, и базами данных, и приложениями. В итоге остановился на разработке видеоигр. Многие парни мечтают этим заниматься, но не все так просто, как кажется на первый взгляд. В IT-сфере задерживаются только те, у кого к этому лежит душа.
Хакатон от слова «хакер» и «марафон»
Каким же был путь Дмитрия Ничипорчика вверх по карьерной лестнице за эти 5 лет? С момента окончания школы он поступил в БГТУ. Естественно, на программирование. Еще на первом курсе, с подачи своего декана, стал посещать разные хакатоны и конкурсы. Хакатон (слово, которое произошло от двух других: «хакер» и «марафон») – это собрание разработчиков, других специалистов IT-сферы, маркетологов, которые в командах на время работают над решением конкретных проблем либо придумывают идеи и за два дня пытаются реализовать прототип, продать его потенциальному инвестору. Потом сравнивают, чья задумка оказалась более востребованной. Ну, или просто встречаются, обмениваются идеями. Хакатон обычно длится несколько суток: как правило, это выходные – с вечера пятницы по вечер воскресенья. Дмитрий Ничипорчик принимал и участие в различных конкурсах разработчиков, представлял собственные идеи и завоевывал награды.
– На первом курсе я очень мало спал. Обычно от 4 до 6 часов в сутки. Все время тратил на усвоение университетской программы, а также изучал программирование самостоятельно. В выходные ходил на хакатоны и посещал конференции, – вспоминает Дмитрий. – После первого курса стал уже совмещать учебу с работой. Перепробовал множество мест, пока не остановился на одном. Там я проработал где-то полгода. Появилось желание разрабатывать именно видеоигры, – вспоминает Дмитрий.
Разработка игр (геймдев) – довольно специфическая вещь, и тут без необходимой базы не обойтись. Самому изучать это дело довольно сложно. Благо, в то время у них на факультете появились подходящие учебные курсы. Это были занятия по разработке игр на Unreal Engine 4 (один из видов базового программного обеспечения компьютерной игры, называемого у айтишников «движок»). Молодой программист посещал курсы, потом стал помогать преподавателю в проведении занятий. У Дмитрия тогда появились самостоятельные проекты. Под конец второго курса он принял участие в выставке White Nights Moskow 19 в Москве, где наряду с другими разработчиками представил прототип своей игры Hard Stone. Это была игра наподобие всем известной GTA, только события в ней развивались в первобытное время. После этой поездки парень еще больше увлекся разработкой игр. Затем он устроился на новую работу в Минске. Однако его фирма свернула свою деятельность, проект закрыл сам инвестор. Такое тоже случается. Следующим местом работы способного разработчика стала Siber Interactive Minsk. Это было минское отделение крупной студии по разработке игр. Там Дмитрий трудился уже в качестве полноценного разработчика на Unreal Engine 4.
Девушки тоже могут программировать
С ноября 2019 молодой айтишник все-таки нашел ту нишу, которую искал, ту команду, в которой давно хотел работать. Он пришел в компанию по разработке видеоигр Storymode. Тогда она была еще только на первой ступени своего развития: в ней работало 7 человек. Дмитрий влился в коллектив, начал помогать в развитии фирмы. Дело пошло. Storymode начала активно расти, расширяться за счет новых сотрудников, появилось много новых проектов. Сейчас в ней работает около 40 человек, и компания планирует и дальше разрастаться – открыть свои филиалы в Украине и Польше. В мае 2020-го Дмитрий стал «хэнд офф дивэлопмент» (на привычном нам языке эта должность звучит как глава отдела по разработке) на Unreal Engine 4. Он занимается автоматизацией отдела, подбором и обучением сотрудников. В целом, ведет отдел, отвечает за его работоспособность. От разработки Дмитрий пока полностью не ушел в управление, а выполняет более сложные задачи. Например, архитектурные решения, эстимейты (операция по определению необходимого времени на разработку), декомпозиции (дробление крупных задач на более мелкие) и т. д.
По долгу своей профессии молодому разработчику приходится постоянно узнавать что-то новое, повышая свой кругозор, принимать участие во встречах братьев по разуму. До ковида он посещал конференции, проходившие в Москве, Санкт-Петербурге и в Минске. Выступал на митапах (когда крупная IT-компания собирает крутых разработчиков в одном месте для демонстрации каких-либо новаций, обмена опытом). Дмитрий выступал на такой встрече в компании «Wargaming». Той самой, которая создала известную нам всем онлайн-игру «Worlds of tanks». Там он рассказывал об оптимизации игр, как можно разработать игру сразу на несколько платформ.
Теперь собственно о продукции Storymode. Компания разрабатывает игры, которые подходят под портативные консоли: PlayStation, Nintendo Switch, Xbox. Как только данный продукт поступает в реализацию, он появляется одновременно для использования на разных платформах, как на компьютерах, так и на игровых приставках.
– Вообще существует две категории фирм, работающих над созданием игр. Это продуктовые и аутсорсовые. Первые работают над своими собственными проектами, другие заняты тем, что выполняют заказы. Изначально мы были в чистом виде аутсорс-компанией. Теперь же, с увеличением штата сотрудников, ресурсов, мы начали делать свои проекты. Плавно перетекаем в продуктовую IT-компанию, – замечает Дмитрий Ничипорчик.
– Что делали в последнее время? Мы занимались разработкой одного игрового проекта, который в декабре прошлого года «зарелизился» (то есть поступил в продажу, попал игрокам). Сейчас доделываем одну крупную стратегию. В августе текущего года ожидается ее выход в свет одновременно на всех доступных платформах. В это же время делаем продолжение одной очень популярной игры про ограбления. К сожалению, мне запрещено указывать названия проектов, – поясняет наш собеседник.
Бытует мнение, что IT-сфера – дело сугубо мужское. Оно складывается у людей из практической жизни. Девушек редко можно встретить с бейджиком «программист-разработчик» на одежде. Дмитрий с этим не согласен. У них в компании трудится 6 девушек: бухгалтер, проект-менеджер (управляющий проектом) и 4 разработчика. По его словам, здесь нет никакой разницы, мужчина ты или женщина. Важно, насколько тебе нравится программировать, насколько ты увлечен, «горишь» этим и «брызжешь» свежими идеями.
По словам Дмитрия Ничипорчика, быть крутым разработчиком – это так, лет на десять. Многие не выдерживают постоянно жить в таком ритме, постоянно генерировать и вынашивать в голове новые идеи, следить за новациями. Люди устают и превращаются в медленных разработчиков. При этом уже не могут угнаться за более молодыми, энергичными и перспективными.
Коронавирус как плюс для игровой индустрии
С появлением COVID-19 многие фирмы полностью или частично перешли на удаленный формат работы. А что касается разработчиков игр? И как вообще ковид повлиял на работу IT-сферы?
– В нашей компании некоторые сотрудники и раньше работали удаленно. Но это более опытные разработчики. Понятно, если ты начинающий программист, тебе необходим контроль и помощь со стороны коллег. Такому сотруднику сложно было бы работать дома, да и бесполезно. После того как коронавирус поселился у нас, мы абсолютно всех перевели на удаленку. Все работники постоянно находятся в голосовом чате в течение всего рабочего дня, – поясняет Дмитрий Ничипорчик.
В целом коронавирус нанес удар по сфере высоких технологий. Особенно пострадали фирмы, которые были связаны с иностранными инвесторами. Например, некоторые компании в США заморозили разработку своих проектов, потому что у них оказалось недостаточно средств для их развития. Многие фирмы, очень крупные, с появлением ковида сократили свою деятельность на 10-15%. Сейчас, видно, снова набрали людей, приспособились работать в новых условиях, но сначала было тяжеловато. А разработчикам игр, напротив, коронавирус сыграл на руку – в том, что люди стали больше времени проводить дома и играть в видеоигры. Вот так-то. Кто-то в пандемию испытывает трудности, а кто-то и зарабатывает.
Storymode приглашает начинающих разработчиков
Профессия программиста сейчас очень популярна среди молодежи. Все знают, хочешь зарабатывать большие деньги – иди в IT-сферу. Но можно ли попасть туда без обучения в университете, курсов и так далее. Адресуем этот вопрос Дмитрию.
– Все зависит от твоего желания и трудолюбия. Не обязательно учиться в вузе. Главное, практические знания, то, что ты умеешь делать. Даже университет не даст вам нужной базы для работы в перспективной IT-компании. Но, с другой стороны, и вуз полезен. Особенно для тех, кто хочет начать изучать программирование с нуля. Это способ заставить себя что-то делать, готовясь к зачетам и экзаменам. В вузе вы получите начальную базу, необходимую для дальнейшего развития, – ответил нам разработчик.
Storymode, как и многие другие IT-компании, создала свои учебные курсы, на которые приглашает начинающих разработчиков игр, обучает их с дальнейшей перспективой работы в ее штате.
– За весь 2020 год мы перелопатили весь рынок СНГ и не нашли достаточного количества кадров требуемого уровня. Поэтому начали работать над созданием своей учебной базы, чтобы самим выращивать нужных нам специалистов, по примеру таких компаний, как Wargaming. У них в этом плане имеется собственная модель, с которой я ознакомился. Мы пришли к выводу, что нужно идти тем же путем, сформировать свою систему подбора сотрудников, – пояснил наш собеседник.
Итак, Storymode приглашает разработчиков, которые талантливы, но не совсем еще опытны и не совсем компетентны. Их доучивают и принимают на работу. Такая система позволяет не тратить много времени на собеседования. Главы отделов конкретно знают, что умеет тот или иной кандидат, его сильные и слабые стороны, знают, в чем он хорош, а чему его еще надо научить, и помогают ему стать частью коллектива. Благодаря такой системе потом легче распределять людей по командам при работе над конкретными проектами. Обучение бесплатное, без заключения контрактов или договоров, по которым вы должны будете отработать несколько лет в этой фирме.
– Первоначально заявилось 25 кандидатов, и в результате тестирование прошли 12. Они сейчас работают над своими курсовыми проектами. Но это не значит, что тем, кто отсеялся, мы раз и навсегда говорим: «Прощай». Мы обязательно поддерживаем с ними связь и стараемся помогать развиваться, чтобы в дальнейшем, при их желании, они все-таки попали к нам на работу, – раскрывает детали Дмитрий.
Ритм жизни у Дмитрия не позволяет скучать. Большую часть времени отнимает любимая работа, а также учеба, изучение английского языка. Свободные часы он старается проводить с друзьями, играя в настольные игры или же занимаясь своими проектами.
Андрей РАССАФОНОВ,
Фото предоставлены Дмитрием Ничипорчиком