«Мы сильны своей сплоченностью», – считает учитель информатики СШ № 1 г.Дрогичина Вита Владимировна Мучанская

Она очень неохотно и скромно говорит о своих собственных заслугах и очевидных достижениях, и во время нашей встречи педагог В.В.Мучанская, воспитавшая немало достойных учеников, все время старалась перевести разговор в другое русло и рассказать о достоинствах других. Тех, у кого она училась, с кем и для кого она сегодня работает и благодаря кому, по мнению моей собеседницы, она состоялась как учитель. Эта обаятельная, хрупкая, улыбчивая женщина и великолепный преподаватель вывела формулу своего профессионального успеха, и главным слагаемым в этом звене Вита Владимировна называет своего школьного педагога Наталью Ефимовну Боровик.

– Это человек неимоверной доброты, сердечности, ответственности и трудолюбия. Она для меня была примером уважительного и вместе с тем требовательного отношения к ученикам, примером безукоризненного отношения к работе. А еще можно отметить, что Наталья Ефимовна была первым в районе преподавателем информатики. Она увлекла своим предметом, что впоследствии существенным образом повлияло на мой профессиональный выбор, – рассказывает В.В.Мучанская. И уточняет:

– Правда, у меня были сомнения между различными вузами, но я все равно склонилась в сторону Брестского педагогического института, куда поступила на специальность учителя физики и информатики. Было это в 1990-м году…

А в 1995-м, на последнем курсе института, студентка вышла замуж, и вместо отработки по распределению ушла в декретный отпуск. Через некоторое время молодому специалисту Мучанской позвонили из районного отдела образования и предложили досрочно выйти на работу – учителем информатики в Гутовскую школу.

– И я согласилась. Но после первых занятий в школе начала понимать, что за два года моего отсутствия в профессии некоторые знания стали неактуальны и их нужно постигать заново. Впрочем, учителю информатики необходимо постоянно совершенствоваться в профессии, потому что наука прогрессирует, появляются новые технические возможности и средства. И как устаревший компьютер становится малопривлекательным в использовании, так и учитель информатики с устаревшими знаниями будет не интересен ученикам и школе. Поэтому, выйдя на работу, я сразу принялась изучать современные учебники и дополнительную предметную литературу (повсеместного интернета тогда еще не было), обращалась за помощью к более опытным коллегам. Классы в сельском учебном учреждении были небольшие, но в каждом из них находились необычайно талантливые и увлеченные наукой дети. А еще я с благодарностью вспоминаю Татьяну Григорьевну Демьяненко, которая в то время была директором Гутовской школы. Несмотря на требовательность и приверженность к дисциплине и порядку, у нее всегда находилось доброе слово, чтобы поддержать, отметить лучшее в работе учителя, дать ему дельный и по-человечески добрый совет и настроить на плодотворную работу. Я рада, что в моей жизни был такой полезный опыт, как работа в сельской школе, и что на моем профессиональном пути встречалось столько замечательных людей, – вспоминает то время Вита Владимировна.

Впоследствии моя собеседница ушла во второй декретный отпуск. Через полтора года ее пригласили на работу в СШ №1 г.Дрогичина – в ее родную школу, где тогда еще работала ее любимый педагог Н.Е. Боровик.

– В первый же день, как только я начала вести уроки, ко мне подошла Наталья Ефимовна и сказала: «У нас есть наработанный и систематизированный материал по информатике, и ты можешь им пользоваться, как тебе удобно». И все последующие 15 лет, что мы с ней вместе работали и были коллегами, она вела меня, передавая свой опыт, помогала, советовала, подсказывала. Все эти годы я чувствовала поддержку Натальи Ефимовны, – говорит В.В.Мучанская.

В продолжение нашей беседы Вита Владимировна отмечает, что эта хорошая тенденция – делиться и обмениваться собранным материалом и профессиональными наработками со своими коллегами – в СШ №1 сохраняется по сей день. И, говоря о каких-то школьных достижениях, моя собеседница постоянно подчеркивает, что это – коллективный труд, а не заслуга одного учителя.

– У нас в школе три учителя информатики. Вместе со мной работают мои друзья-коллеги Светлана Викторовна Ивкович и Жанна Васильевна Косяк, и мы сильны своей сплоченностью: кто-то нашел содержательную дополнительную литературу и узнал что-то новое в методике преподавания предмета – сразу же делится информацией с остальными. К тому же у нас всегда есть возможность посоветоваться, обсудить какие-то новаторские идеи с учителем-методистом Еленой Борисовной Протасевич, которая ведет в нашей школе математику. Мы все понимаем, что делаем общее дело, и вместе радуемся, если получаем достойный результат, – высказывает свой взгляд на педагогическое партнерство В.В.Мучанская.

И далее продолжает перечислять слагаемые педагогического профессионального мастерства.

– Успех учителя невозможен без желания и старания ученика, – уверяет Вита Владимировна. – Но преподаватель должен увидеть его неординарные способности и первым сделать шаг навстречу: дать понять школьнику, что он талантлив и что этот дар нужно совершенствовать. Рассказать ему о возможностях, которые перед ним открываются, подсказать цель, к которой можно двигаться, предложить интересную идею. Но для ее реализации нужна заинтересованность, целеустремленность и огромное трудолюбие самого ученика. Только в таком случае и таким способом достигается уверенный успех в олимпиадах, исследовательских конференциях, творческих конкурсах, – считает В.В.Мучанская.

По мнению Виты Владимировны, специфика школьного предмета под названием «Информатика» такова, что у детей с первых уроков появляется интерес. И здесь каждый из учеников может проявить себя, каждый в чем-то талантлив: одни умеют хорошо рисовать и потому отлично справляются с компьютерной графикой, другие преуспевают в точных науках и любят заниматься программированием, третьим нравится создавать сайты, а те, кто увлечен техникой, могут стать успешными мастерами по ремонту компьютеров. Так что у преподавателей информатики – нескучная работа…

– Но есть дети, которые имеют не только способности и неординарное мышление, но и желание изучать предмет на углубленном уровне. И когда учитель видит такого ученика, то он тоже будет работать и день, и вечер, и выходные, не считаясь со своим личным временем. Лишь бы был результат, – поясняет моя собеседница.

Так было и в случае с недавним учеником В.В. Мучанской, выпускником СШ № 1 Дмитрием Ничипорчиком, который в позапрошлом учебном году занял 3-е место на республиканском этапе конкурса исследовательских работ по информатике. И благодаря достижениям которого, как считает Вита Владимировна, и она испытала «минуту славы», получив диплом-подтверждение о присвоении ей почетного звания «Человек года» Дрогичинщины в сфере образования.

– А начиналось все просто: в 9-ом классе, – вспоминает педагог, – Дима всерьез заинтересовался информатикой. И мы начали предлагать ему для изучения различные направления. Больше всего его увлекла дополненная реальность – это технология добавления, когда с помощью специального приложения можно создать 3-мерное поле восприятия человеком виртуальной информации, которая воспринимается как элементы реальной жизни. Два года Дима изучал, экспериментировал, разрабатывал эту тему, а мы помогали ему систематизировать наработанный материал, высказывали свои рекомендации, подыскивали нужную литературу. В результате с помощью приложения было разработано пособие в виде загадок для младших школьников, а к учебнику химии Дима создал молекулы в 3D изображении. С этим проектом наш ученик выступил на республиканской исследовательской конференции и оказался в числе победителей, – рассказывает В.В. Мучанская.

Даже в этом случае, перечисляя достижения Дмитрия Ничипорчика, она говорит «наш ученик», не упоминая о своих личных заслугах, а подчеркивая, что это – общешкольный, общекомандный результат.

Сегодня Дима продолжает изучать программирование в одном из вузов столицы. Но за его партой сидят другие школьники, и педагогу еще предстоит открыть их способности и таланты…

– Только благодаря тому, что у меня были прекрасные учителя, есть надежные коллеги-единомышленники и в школе не иссякают хорошие заинтересованные ученики, только благодаря этому я состоялась как учитель, – скажет Вита Владимировна, выводя свою формулу профессионального успеха.

И я почему-то нисколько этому не удивилась: хороший человек всегда и в первую очередь видит и подчеркивает достоинства и добродетели других!

Галина ШАФРАН

Фото Александра ЦУНИКА