spot_img

Наши земляки: художественный руководитель Брестского драмтеатра Александр Козак

Дата:

Кажется,  я окончательно заблудилась в лабиринтах театральных коридоров, репетиционных комнат и гримерок.  «Как пройти к директору?» – спрашиваю у первого встречного  в костюме сказочного персонажа. «К Сан Санычу?» — уточняет  случайный собеседник. И голос его теплеет: мне кажется, в нем послышалось искреннее и неподдельное уважение к человеку, к которому я  спешу на встречу – к нашему земляку А.А.Козаку. 

Актер показывает нужный маршрут. В кабинете директора меня встречает высокий, красивый мужчина. « Ну, прямо как артист…» – с восхищением сказала бы моя мама (это у нее является наивысшим комплиментом мужской внешности). И здесь бы она не ошиблась. Александр Александрович – не просто актер, а генеральный директор и художественный руководитель Брестского академического театра драмы имени Ленинского комсомола Беларуси, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, лауреат Международных фестивалей, академик международной Академии театра, член Совета Фонда при Президенте РБ по поддержке культуры и искусства, директор Международного театрального фестиваля «Белая вежа». И это – далеко не все титулы и звания моего собеседника.

Александр Козак
Александр Козак

– Александр Александрович, вы родились и выросли в небольшой деревне Цыбки, в  крестьянской семье. Приходилось слышать, как ваши родители, купив баян, с детства стремились увлечь вас музыкой…

– Все это – легенды. Музыкальные инструменты родители покупали в основном для моего старшего брата  Николая. Он родился после войны, и тогда у ребят было много опасных увлечений, связанных с походами в лес, поисками боеприпасов в местах былых сражений… Вот его  и старались занять полезным делом, чтобы он поменьше отлучался из дому.  Моя мама до сих пор является для меня примером хорошего воспитателя. У нее не было специального педагогического  образования, но было понимание того, что лучше ребенка убедить и заинтересовать, чем заставить… Так ненавязчиво у меня и сформировался интерес к музыке. Я брал Колины инструменты и, балуясь,  кое-что пробовал наигрывать. И многие говорили, что у меня есть способности.

–  Как получилось, что вы выбрали такую необычную профессию? С детства увлекались  самодеятельностью?

– Ничего подобного! В школьные годы мне совсем не нравилось выступать со сцены, и у меня были абсолютно другие увлечения: я мог залезть на самое высокое дерево, мог на спор пройти по коньку крыши… В числе моих увлечений были математика и другие точные науки, и  я мечтал стать летчиком. Но по воле судьбы или промыслу Божьему все сложилось иначе.

После окончания школы родители уговорили меня поступать в пединститут. Тогда эта профессия была престижной и востребованной. Чтобы не огорчать их, я поехал в город, пошел на экзамен по математике, где помог решить задачи какой-то девчонке, которой очень хотелось стать педагогом,  и …вернулся домой, понимая, что школьный учитель – не мое призвание.

При этом я осознавал, что нужно учиться дальше. Ближе к концу лета меня отправили к родственникам в Минск, где я совершенно случайно увидел объявление о дополнительном наборе в театрально-художественный институт. И,  чтобы год не пропадал даром, решил попробовать сдать вступительные экзамены…

– Насколько я понимаю, поступление в творческий ВУЗ требует специальной подготовки, таланта и гуманитарных знаний. Как же у вас прямо с ходу – и все получилось?

– Возможно, так было предначертано свыше. Ведь я действительно не увлекался литературой, риторикой, искусством. Перед творческими испытаниями родственники попросили, чтобы  меня посмотрел и послушал кто-то из актеров. Помню, как он отметил, что у меня «на удивление хорошо поставлен голос». Далее мы с ним выучили два простых произведения: «Явар і каліну» Янки Купалы и «Квартет» Крылова. Я легко прошел все туры творческого конкурса. Оставалось сдать экзамены. И здесь тоже справился. Так что сбылось то, о чем и не мечталось… Но самое интересное было потом: когда я приехал домой и сказал, что поступил в театральный институт – в деревне долго не верили.

– И как вы осваивали профессию, о которой не мечтали и, по большому счету,  ничего не знали?

– Помогло родительское воспитание. Дома мне с детства внушали, что если берешься за какую-либо работу, то ее надо делать ответственно и достойно, чтобы впоследствии не стыдиться результатов своего труда. Этого правила придерживаюсь  и до сих пор.

С благодарностью вспоминаю и многих своих преподавателей. Я учился на курсе Веры Павловны Рейндлих, которая была одной из последних учениц Станиславского.  Она приглашала нас, студентов, в гости, где мы пили чай и подолгу вели интеллектуальные беседы и споры об искусстве и высших материях. В такой обстановке появлялось стремление к самообразованию и к самосовершенствованию. Этому  способствовал и наш преподаватель зарубежной литературы Аркадий Яковлевич Скир, который видел мое стремление стать на путь познания и всячески помогал в этом. Постепенно литература стала одним из моих любимейших увлечений, которому я остаюсь верен по нынешний день…

В итоге я неплохо окончил театральный институт, в дипломной работе «Людзі на балоце» по Мележу сыграл одну из главных ролей — Василя. К тому времени народный артист Волков ходил за мной  по пятам и звал в Брестский театр Ленинского комсомола.  Я  уговорился,  и в 1973 году сыграл здесь свою первую роль — Аркадия Гайдара…

Потом пришла повестка в армию, и я пошел служить, чтобы  заодно  обдумать свою жизнь и дальнейшие планы. Там  окончил офицерские курсы, и мне предлагали остаться на сверхсрочную службу.  Но меня уже влекло творчество: я не только много читал, но и сам начал писать миниатюры. У меня накопилось то, чем хотелось бы поделиться с людьми.

– И вы вернулись в театр?

– Да. Работал, женился, затем продолжил учебу в том же институте, но на другом факультете — организация и планирование театрально-зрелищных мероприятий. Еще не завершил  образование, как меня выбрали руководителем нашего театра.  Вскоре я поставил спектакль в стихотворной форме «Заря нашей юности», который имел большой успех. Меня просили продолжить работу в этом же направлении, и был такой соблазн, но я дал себе по рукам и запретил это делать:  нельзя одни и те же ощущения  повторить дважды.

– Как получилось, что именно вы стали директором  международного театрального фестиваля «Белая вежа»?

– В трудные 90-ые годы началась  генеральная реконструкция здания нашего театра. Дело шло очень медленно, и, чтобы его ускорить, в одном из интервью я пообещал, что после завершения ремонтных работ Брест станет одним из самых театральных городов Беларуси. И у меня есть черта в характере, от которой я иногда страдаю, а именно: если сказал—надо сделать,  как бы тяжело это не давалось. Так в 1996 году при моем непосредственном содействии в  Бресте был проведен первый фестиваль «Белая вежа», и с тех пор это мероприятие стало традиционным.

– В вашем кабинете – великое множество всевозможных наград. Некоторое время назад Президент России В.В.Путин подписал Указ о вручении вам ордена Дружбы, а от Белорусского союза театральных деятелей вы получили  Диплом и приз «Натхненне» за талантливое руководство театром. В каком направлении развивается театр сегодня?

– Для просвещения своих любимых зрителей мы практикуем постановку уличных представлений. Ведь когда-то  театр появился на площади, и мы пытаемся возродить то давнее искусство. В частности, хорошие отзывы зрителей получил спектакль «Мечты о Дон-Кихоте, в котором – немало размышлений о  действительности. Хотелось бы совершенствовать мастерство и в этом направлении

– А в плане личных достижений  –  чем гордитесь?

– Надеюсь, что стал хорошим, понимающим отцом для своих дочерей и стараюсь быть добрым дедом  для  внука…

– В родных местах бываете часто?

– К сожаленью,  вместе с уходом родителей исчезает и самое прекрасное чувство – мы уже никогда не сможем ощутить себя детьми. И это очень печально. Но душа стремится к родным местам, где остались не только могилы  близких, но и дорогие сердцу, теплые, светлые воспоминания.

А в Дрогичин я приезжал в конце минувшего года, когда в СШ № 2 был организован вечер встречи с моими земляками – уроженцами нашего района…

– Вы окончательно расстались со своей детской мечтой – стать летчиком?

– Почему же. Если есть возможность, то в зарубежные командировки стараюсь летать самолетом…

– Поскольку мои студенческие годы прошли в столице, да и сейчас нечасто приходится бывать в областном центре, то, к своему стыду , я не очень много  знаю о творчестве Брестского драматического  театра имени Ленинского комсомола Беларуси… 

– Но это всегда можно исправить. В нашем теперешнем репертуаре – немало интересных постановок. Огромным успехом у зрителей пользуется комедия «Беспорядок класса «Люкс», или пляски с мертвецом», музыкальный спектакль «Черный ангел с белыми крыльями». Молодые люди с удовольствием идут на спектакль  «Над пропастью во ржи». В конце января покажем  «Преступление и наказание» по Достоевскому. Для заинтересованной аудитории мы можем организовать встречу с актерами и обсуждение  спектакля. Так что приезжайте и приходите. Будем рады…

Беседовала Галина ШАФРАН

Фото автора

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Соцопрос: абсолютное большинство белорусов доверяют Президенту Республики Беларусь

Абсолютное большинство белорусов доверяют Президенту Республики Беларусь. Такие данные...

Беларусь официально стала партнером БРИКС

Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 ноября подписал письмо в...

“Приятно видеть на сцене и земляков, и звезд эстрады”. Чем запомнился концерт “Время выбрало нас” в Пинске

Масштабный концерт "Время выбрало нас" стал ярким и запоминающимся...

Пархомчик на Марафоне единства”: перед Брестской областью стоят задачи хорошо сработать в 2025 году

Перед Брестской областью стоят задачи хорошо сработать в 2025...