spot_img

Независимый экзамен или ЦТ?

Дата:

В последнее время стало известно о предстоящих коренных изменениях в образовательной сфере. Пока проект реформ находится на стадии разработки, но в недавнем выпуске программы «Главный эфир» на телеканале «Беларусь 1» министр образования Михаил Журавков ознакомил телезрителей с предполагаемой моделью будущих преобразований. В частности, шла речь о введении в 2020-21 годах независимого экзамена (НЭ) за курс базовой и средней школ, который кроме теста будет содержать и специальную часть в виде устного экзамена или сочинения (изложения), или собеседования. Говорилось также и об окончательном переходе в указанный период на профильную систему обучения. Мы решили узнать мнение непосредственных участников учебного процесса – педагогов. Позволят ли данные нововведения, по их мнению, повысить эффективность обучения? И что они, наставники, могут сами предложить для этого?

ПротасевичЕлена Борисовна Протасевич, учитель-методист, преподаватель математики в ГУО «СШ №1 г.Дрогичина»:

– ЦТ – это, конечно же, проверка знаний, а также способностей учащегося, уровня его интеллектуального развития. Но в то же время комиссии при университете необходимо оценить и словарный запас абитуриента (если он поступает на гуманитарную специальность), его умение находить выход из критической ситуации. Да и в ВУЗах большинство экзаменов устные, и будущий студент должен быть к этому готов. Поэтому я считаю разумным помимо тестирования применять и другие формы проверки знаний.

Что касается введения независимого экзамена после 9 и 11 лет обучения: во-первых, это добавит объективности в процедуру проверки знаний, ведь принимать экзамен будет комиссия, состоящая из педагогов других школ. Во-вторых, позволит отсеять, не пропустить на третью ступень отстающих учащихся, не проявляющих должного интереса к учебе. Перед выпускниками базовой школы в то же время откроется большой выбор рабочих профессий и возможность стать студентами средне-специальных учебных заведений.

Теперь о профильной системе в учебном процессе, к которой я отношусь более чем положительно. Сейчас в нашей школе есть мультипрофили, что очень хорошо и для учителей, и для детей. Ведь педагогу намного легче работать с небольшой группой учащихся. На уроке можно уделить достаточно внимания каждому из них, да и ученики заинтересованы в изучении данного предмета, ведь они его выбрали сами. В таких классах среди детей присутствует здоровое соперничество, стремление быть лучшим в учебе.

Для мотивации учеников, на мой взгляд, можно ввести денежные награды для победителей олимпиад. Это будет существенным стимулом для углубленного изучения любимого предмета. Кроме того, хотелось бы, чтобы наполняемость классов не превышала 20-23 человека. На собственном опыте знаю, что пройти новую тему по математике в классе, где занимается 30 человек, за один урок невозможно.

А главное, что необходимо внести в проект будущих реформ, – это работа по повышению статуса профессии учителя, чтобы она была почетной, уважаемой, ценилась в обществе.

КонцевичВалентина Ростиславовна Концевич, учитель высшей категории, преподаватель русского языка и литературы в ГУО «СШ №1 г.Дрогичина»:

– Введение независимого экзамена, конечно, хорошее новшество, но при этом необходимо по данным предметам увеличить количество учебных занятий, ввести дополнительные часы, факультативы, чтобы педагог мог основательно подготовить своих подопечных к предстоящему испытанию. Профильные классы, несомненно, повышают эффективность получения знаний учащимися и облегчают работу учителя, но в то же время, по моему мнению, нужно оставить и общеобразовательные, где будут обучаться отстающие ученики или не определившиеся в выборе профиля. Из своей практики могу привести множество примеров, когда в базовой школе ребенок не проявлял достаточного интереса к учебе, но в 10-11 классах значительно повышал свою успеваемость.

Александр Александрович Полоско, директор ГУО «Перковичская средняя школа»:Полоско

– Профильное обучение, безусловно, нужная вещь. По статистике, дети, изучающие углубленно те или иные предметы, чаще поступают в ВУЗы, чем ученики общеобразовательных классов. Я думаю, что с окончательным переходом на профильную систему мы многого достигнем в производственной и научной сферах в будущем. Во многих сельских школах нет возможности для создания профильных классов: не хватает педагогов, имеющих высшую и первую категорию, обучается небольшое количество детей. Но государство занимается решением подобных проблем: ведется работа по повышению квалификации учителей, осуществляется реорганизация учебных заведений.

Что касается введения независимого экзамена, то я считаю, что это новшество тоже принесет большую пользу обществу. Ведь отбор в ВУЗы должен быть строгим, чтобы исключить попадание в них случайных людей. Необходимо, чтобы вступительный экзамен включал в себя несколько форм проверки знаний, как тест, так и устную часть или письменную работу.

Хотелось бы также, чтобы учебные программы соблюдали принцип преемственности знаний, особенно при переходе учеников из младшего звена в старшее. Часто в своей работе мы, педагоги, сталкиваемся с тем, что детям, придя из начальной школы в пятый класс, трудно привыкнуть к увеличившимся нагрузкам, множеству новых незнакомых ранее предметов.

МалыщикИрина Васильевна Малыщик, учитель высшей категории, преподаватель иностранного языка в ГУО «Воловельская средняя школа»:

– Я считаю, что введение профильных классов – одна из лучших образовательных реформ за весь период моей работы в школе. Углубленно изучая те или иные предметы, ученики имеют хорошую возможность повысить уровень своих знаний и в итоге поступить в ВУЗ. Поскольку в профильных классах занимается не много учащихся, учитель может работать с каждым практически индивидуально. Так что не нужно будет старшекласснику обучаться у репетитора, что, кстати, не каждой семье по карману.

На мой взгляд, лучший способ проверки знаний абитуриента – это тестирование, дополняемое устным ответом. Ведь на ЦТ можно и наугад набрать нужное количество баллов, а вот на собеседовании по предмету результат письменного теста нужно будет подтвердить перед экзаменатором.

Андрей РАССАФОНОВ

Фото автора

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Возле Дрогичина перевернулся Volkswagen

17 июня около 03.25 часов 40-летний житель Дрогичинского района...

В противопожарном водоеме в Липниках обнаружили тело мужчины

Указанный водоем (пруд ориентировочно 40 на 50 метров) находится...

Роман Головченко рассказал о результатах развития белорусской экономики

Из пяти основных показателей социально-экономического развития полностью выполнены и...

Безопасность детей на воде

https://www.youtube.com/watch?v=4XrWMsTSxVg