В новостройку по ул. Шоссейной вместе с дочерью Валентиной пенсионер переехал осенью прошлого года. К новому месту привыкал тяжело. Но потом, то ли вид из окна, напоминающий деревенский пейзаж, то ли собственная уютная кухня и просторная ванная успокоили душу пенсионера, он почувствовал себя счастливым.

А квартира и вправду замечательная. Двухкомнатная, расположена на втором этаже. Окно в комнате Вячеслава Казимировича выходит на запад. Пенсионер попросил, чтобы в новое жилье дочка обязательно перевезла его старую узенькую кровать из общежития. Валентина Вячеславовна просьбу отца выполнила. А над кроватью повесила католическую икону: Вячеслав Казимирович – католик. Есть в комнате ветерана и православная икона. Она украшена стареньким вышитым рушником с широкими кружевами. И цветы на том рушнике вышивала, и кружево вязала супруга Вячеслава Казимировича.

23 года назад схоронил ветеран свою вторую половинку. Овдовев, он и переехал из деревни Дубровки к дочери Валентине в Дрогичин, поселился в общежитии на ул. Спортивной. Рядом с входной дверью в комнату Пучко даже висела табличка с надписью «Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны». Об этом позаботился районный совет ветеранов. И в том, что бывший фронтовик получил социальное жилье в новом многоквартирном доме, также большая заслуга ветеранской организации. Построить или купить квартиру у Валентины Вячеславовны и ее супруга, увы, не получалось. Зарплата была небольшая, да и дети серьезно болели. В новой квартире отец и дочка живут, считай, вдвоем. Муж Валентины Вячеславовны наведывается лишь изредка: он досматривает в деревне своего отца, инвалида первой группы.

Валентина Вячеславовна и две ее сестры выросли на воспоминаниях родителей о Великой Отечественной войне. Мама рассказывала о том, как лютовали фашисты на оккупированной территории и как с врагом боролись народные мстители.

– Когда началась война, маме было всего 13 лет, – говорит Валентина Вячеславовна. – Ее брат ушел в партизаны, за что фашисты оставили семью без крова – сожгли дом. Выход был один – также уйти в отряд. Мама старалась быть полезной взрослым. И хотя ей, конечно же, было страшно, помогала партизанам. Она даже стояла на посту с винтовкой в руках.

А вот Вячеслав Казимирович к началу Великой Отечественной войны был уже взрослым парнем. Он родился в маентке «Ровины», в семье панского садовника. В 1937-м году Пучко переехали в деревню Дубровки, на родину матери Вячеслава Казимировича.

Вячеслав был человеком грамотным: он окончил польскую школу. А незадолго до начала войны поступил в школу ФЗО. Там, в деревне Мальковичи Ганцевичского района, и застало юношу известие о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Пешком Вячеслав добрался в Дубровки, к родителям.

А 21 апреля 1942 года он был вывезен на принудительные работы в Германию.

– Папе довелось поработать и у хозяина, и на маслозаводе. За побег он побывал и в тюрьме, полгода провел в лагере на территории Польши. Возле города Шнайдемюль рыл окопы. Рассказывал, что кормили заключенных очень плохо, избивали, – коротко излагает факты из биографии отца Валентина Вячеславовна. Сам ветеран еще на ногах, хотя уже даже по квартире передвигается потихонечку, неторопливо, осторожно переставляя ноги. А выходить на улицу и вовсе не рискует. Разговаривать ему также нелегко, хотя Вячеслав Казимирович прекрасно понимает все происходящее вокруг и с интересом смотрит новости по телевизору. А когда дочка вызывает скорую, даже обижается на нее, считая, что не стоит озадачивать врачей его проблемами. Мол, дожил до 95 лет – и слава Богу.

Из лагеря Вячеслав Пучко был освобожден красноармейцами в феврале 1945 года. Воевал в составе 2-го Белорусского фронта.

Весной 45-го родители получили на него похоронку. Но вскоре нестерпимая боль от потери сына сменилась нескончаемой радостью. В Дубровки прилетело письмо, написанное рукой Вячеслава. В нем сын сообщал, что он жив, здоров и продолжает бить фашистов.

– А получилось так. 20 апреля их послали произвести разведку боем недалеко от города Штеттин, – рассказывает Валентина Вячеславовна. – Из двадцати бойцов выжить удалось только двоим. Среди тех счастливчиков оказался и мой папа. Выжили, как он рассказывал, чудом. Долго находились в холодной воде. А через несколько суток «прибились» к другой воинской части. Домой отправили похоронку, а папа тем временем с боями до Эльбы дошел.

Из армии Вячеслав Пучко демобилизовался в 1947-м году. После Победы он боролся с бандформированиями, которые скрывались в лесах.

А в 1948-м году семья Пучко вступила в колхоз «Красные Дубровки». Вячеслав Казимирович слыл человеком грамотным, идейным, справедливым, принципиальным. Поэтому его и направили на учебу в Пинскую государственную школу руководящих кадров. За два года Пучко получил профессию «техника-организатора». Вот только пробиться на руководящую должность молодому человеку не было суждено. Подвела «подмоченная» репутация. «Черным» пятном на его биографию легло то обстоятельство, что в годы Великой Отечественной войны находился на принудительных работах в Германии.

Впрочем, Вячеслав Казимирович не слишком стремился к должностям. Для него было главным – оставаться честным, порядочным человеком, да чтобы земляки уважали. После окончания школы руководящих кадров он на пять лет уехал в Ленинград, где восстанавливал судостроительный завод. А вернувшись в Дубровки, трудился в колхозе полеводом, фуражиром. Женился на односельчанке, которая партизанила, вместе они дали жизнь трем дочерям, воспитали их достойными людьми.

– Мы очень благодарны за квартиру! – не устает повторять Валентина Вячеславовна. Слыша эти слова, довольно улыбается и Вячеслав Казимирович.

В новом жилье ветерана – в обеих комнатах – время отсчитывают настенные часы, которые были ему подарены местными властями в честь Великой Победы. Рядом с кроватью висит и приветственный адрес районного исполнительного комитета в связи с 95-летним юбилеем. Ветерану приятно, что его подвиг не забыт. Хотя и под пули он шел, и в холодной воде мерз, даже не мечтая о подарках и почестях. Мечта была одна – победить и вернуться на родину.

Нина ТКАЧУК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА