Самобытный художник Петр Мысливец: “Когда кисть нежно кладет мазок на холст, душа где-то рядом с Богом”

Дата:

В народе бытует такое выражение: «Человек смотрит, а художник видит». С этим нельзя не согласиться, ведь только творческая натура способна распознать в обычном для многих летнем или зимнем пейзаже нечто удивительное, чудесное, неповторимое. Один из таких людей, житель Дрогичина П.С. Мысливец, посвятил живописи всю жизнь, получил соответствующее образование, несмотря на обстоятельства, в разные годы пытавшиеся увести мастера кисти в сторону от его призвания.

Наш собеседник с детства проявлял интерес к рисованию. Часто Петя доставал из печи угли и тайком пытался малевать на печке незамысловатые узоры, а, бывало, найдя кусок мела, старательно «расписывал» двери хлева, забор. Мама тогда ругала, не подозревая, что за этим стоит ранняя склонность мальчика к художеству, отец на подобные «творческие попытки» реагировал спокойно, без нареканий. Сейчас, когда Петр Степанович в своей мастерской достает из коробки специальный рисовальный уголь, проводит по холсту первые линии, понимает, что те детские безобидные «художества» были началом его творческого пути.

В школьные годы Петя уже мог изобразить на бумаге более сложные предметы. Чаще всего это была военная техника: известные во времена Великой Отечественной войны танки-тридцатьчетверки, боевые самолеты в любых ракурсах, на любых виражах. Его первая учительница часто, глядя на такие рисунки, говорила: «Быть тебе, Петя, художником-баталистом». Вскоре и мать поверила в склонность сына к этому делу и купила парню набор масляных красок и кисточек. В старших классах Петра не раз избирали в редколлегию школьной газеты «За учебу» художником, так что у него была неплохая возможность попрактиковаться в своем любимом виде искусства.

Начало 80-х годов. Петр Мысливец делает набросок очередной картины в д. Мотоль Ивановского района
Начало 80-х годов. Петр Мысливец делает набросок очередной картины в д. Мотоль Ивановского района

Но, повзрослев, юноша забросил это увлечение, ведь ему нужно было выбрать и освоить профессию, а изобразительное искусство не всегда может быть постоянным источником дохода. После 9-го класса наш собеседник прошел водительские курсы в Пинском автомотоклубе ДОСААФ, где получил специальность шофера-профессионала 3-го класса. Потом в родном Дрогичине окончил училище механизации сельского хозяйства №29, освоив профессии тракториста-машиниста и слесаря. А дальше, как и многие в те времена молодые люди, отправился на освоение целинных земель.

– Работал я в тракторной бригаде № 9 зерносовхоза «Победа» недалеко от реки Иртыш. Просторные степи, закаты и рассветы, вид свежевспаханной земли – все это будило во мне яркие чувства, высокие порывы души, которые может испытывать лишь творческий человек, наблюдая красоту Божьего мира. И почему-то на сердце были нотки сожаления о чем-то. Сам тогда этого не осознавая, я скучал по кисти, по холсту, – делится воспоминаниями Петр Мысливец.

Затем последовал период армейской службы. Специальный поезд привез Петра и его товарищей-призывников в город Уссурийск, расположенный в Приморском крае. В армии юноше довелось освежить в памяти свои навыки в изобразительном искусстве: участвовал он в составлении стенгазеты «На страже», а однажды получил приказ командира оформить комнату роты. Было трудно, но молодой солдат справился. В день открытия комнаты командир дивизии лично поблагодарил умелого бойца и крепко пожал ему руку.

Позже – новое место службы. Молодой человек был определен в один из первых в стране ракетных полков стратегического назначения. Служил шофером в автомобильной роте, обслуживающей этот полк. Там с большим воодушевлением наблюдал Петр красоты Приморского края. Часто, особенно на горных перевалах Сихотэ-Алиня, любовался он видами дымящихся сопок, синевой неба, водной гладью.

По возвращении в родные «пенаты» Петр Мысливец работал водителем в райветстанции. Однажды решил молодой человек навестить свою одноклассницу, которая работала продавцом в магазине «Книги». За разговором о школьном прошлом и общих знакомых, друзьях собеседница задала вопрос: «Петя, а ты еще рисуешь?» «Немножко», – стал в ответ оправдываться одноклассник. Девушка предложила ему книгу Г.В. Беды «Основы изобразительной грамоты». Это учебное пособие вызвало большой интерес у нашего собеседника, и он с радостью купил его. Погрузившись в чтение книги, Петр много узнал о технике живописи, а главное – загорелся идеей получить художественное образование. После этого он стал студентом-заочником Московского университета искусств им. А.К. Крупской. Позже молодой человек и работу нашел, связанную со своим призванием: стал художником-оформителем в Дрогичинском райпо.

Однажды настоятель Свято-Сретенского храма Отец Петр предложил молодому художнику преобразить старую икону Спаситель-Пантократор, написанную еще в 17 столетии. Она была вся почерневшая от времени, и на образе едва можно было распознать лик Христа. Петр никогда не занимался иконописью или реставрацией, специализации такой не имел, поэтому отказывался от этого предложения, но после уговоров все же согласился. Получив благословение настоятеля храма, тем же вечером в своей мастерской мужчина принялся за работу. Первым делом икону нужно было зачистить. Но при этом произошло то, что повергло живописца в ужас: откололось несколько кусочков верхнего слоя краски. Наш собеседник испугался, что испортил икону, ведь он всегда был человеком богобоязненным. Художник обратился к Богу с мольбой о помощи. Видимо, молитва была услышана. Тем же вечером, продолжив зачистку иконы, произошло чудо: один за другим от нее отстали куски старой краски, а под ними показался совсем другой – яркий, выразительный – лик Спасителя, и выглядел он так, будто только сегодня был написан. Обрадовался тогда художник и на следующий день принес образ обратно в церковь. Обновленная икона вызвала у всех восторг. Тогда мужчина все и рассказал – признался, что на эту работу не потратил ни грамма краски.

За свой жизненный путь наш собеседник создал немало картин. Многие из них он передал в музей «Бездежский фартушок», несколько работ сейчас находятся в Военно-историческом музее им Д.К. Удовикова, в Дрогичинском ГДК. Принадлежит кисти Петра Степановича и целый цикл картин на тему деревянного зодчества Дрогичинщины, куда попали многие из православных храмов нашего района. Но ближе всего художнику именно пейзажная тематика. Чаще всего на его холстах можно узнать знакомые места родного полесского края.

– Бывало, едешь на работу или по каким-либо другим делам, увидишь по дороге красивые виды – нет сил, чтобы не остановиться, не сделать хотя бы набросок. С тех пор как я вышел на заслуженный отдых, свободного времени стало больше, и теперь частенько, как зимой, так и летом, отправляюсь на прогулку на лоно природы писать пейзажи с натуры, – признается художник.

Наш собеседник не привык выставлять свои произведения на продажу. Он считает, что творчество и желание обогатиться – вещи несовместимые.

– Когда кисть в руке нежно кладет мазок на холст, а душа при этом где-то рядом с Богом, как в этот момент можно думать о деньгах, о славе? – высказывается по этому поводу художник.

Петр Степанович Мысливец творит и сегодня, проводя много времени в своей мастерской, несмотря на почтенный возраст. За годы творческих изысканий мужчина удостоился диплома союза художников СССР, был награжден орденом Преподобного Серафима Саровского, а также неоднократно являлся лауреатом областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок изобразительного искусства.

Петр Степанович, безусловно, является примером для многих людей. Он человек, который не зарыл свой талант, данный Богом, а на протяжении всей жизни продолжал самосовершенствоваться, развивать свое мастерство, добиваться успеха в выбранном деле.

Андрей РАССАФОНОВ

Фото из личного архива Петра МЫСЛИВЦА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

В Дрогичинском районе прошел праздник земляков

В деревне Сутки Дрогичинского сельсовета 20 июля прошел праздник...

Президент дал оценку работы промышленного сектора и поставил задачи на перспективу

Ситуация в сфере промышленности в целом складывается неплохо, но...

Аграрии Дрогичинского района намолотили 33,6 тысяч тонн зерна

По состоянию на 22 июля сельхозпредприятиями района убрано зерновых...

Ряды «тысячников» Дрогичинского района пополнились новыми именами

20 июля слова благодарности за упорный труд принимали сразу...