К сожалению, некоторые из наших сограждан не привыкли ценить и рационально использовать социальные блага, которые не оплачиваются из собственного кошелька, а иные и вовсе начали злоупотреблять бесплатными услугами. Это подтверждается тем, что в последнее время значительно увеличилось количество ложных и необоснованных вызовов, поступающих по номеру «103». О том, в какую сумму в действительности обходится выезд бригады медиков к пациенту и к каким последствиям может привести безосновательный звонок на телефон экстренной службы, корреспонденту «районки» рассказал заведующий отделением скорой и неотложной медицинской помощи райбольницы Р.Ф.Пунько.
– Роман Федорович, как разграничиваются вызовы по сложности и какие из них обслуживаются в первоочередном порядке?
– Для упорядочения нашей работы существует определенная классификация вызовов, поступающих по телефону «103»: экстренные, срочные и неотложные. К первой категории относятся травмы в дорожно-транспортных авариях, ожоги и другие несчастные случаи. Принимая такой вызов, мы стараемся как можно быстрее прибыть к месту происшествия, оказать пострадавшему необходимую помощь и доставить его в больницу. Это – те случаи, когда действительно промедление может привести к смерти.
К категории срочных вызовов относятся нарушения сердечного ритма, двигательной активности, отравления, переломы, кровотечения и т.д. А неотложная медицинская помощь необходима, когда у человека значительно изменяется артериальное давление, повышается температура и в других подобных случаях, если симптомы ухудшения здоровья не снимаются лекарственными средствами из домашней аптечки.
– Как часто вызывают скорую помощь жители нашего района и много ли поступает необоснованных звонков?
– В среднем за смену мы принимаем около 30 звонков, и количество необоснованных вызовов, к сожалению, увеличивается. И в первую очередь – за счет пациентов с хроническими заболеваниями, которые должны регулярно посещать участкового врача, принимать назначенное лечение и выполнять рекомендации по здоровому образу жизни. В таких случаях, приезжая к человеку, мы не решаем его проблему, а отвлекаемся от действительно экстренной и срочной работы.
Кроме того, надо понимать, что каждый выезд бригады скорой помощи – недешевое удовольствие и обходится государству (в зависимости от расстояния к месту вызова) – порядка 30-40 рублей.
– Какие случаи вызова «неотложки» принято считать необоснованными или ложными?
– К примеру, иногда бывает, что человек вызывает скорую помощь по причине того, что у него несколько дней или недель болит сердце. Мы приезжаем, начинаем расспрашивать, когда он посещал доктора, чем лечился, а он не может назвать или показать ни одного лекарства, которое принимает. Приходится объяснять пациенту, что мы можем лишь временно снять симптомы ухудшения его самочувствия, но чтобы разобраться с причиной проблемы, необходимо обследование в поликлинике и регулярное лечение.
Бывает и такое: заезжаем на вызов к якобы больному и видим, что накануне гражданин излишне перебрал спиртного, а чтобы ему было веселее выходить из этого состояния, он начинает развлекаться, вызывая скорую помощь.
Нередко необоснованные вызовы поступают и от пожилых людей, которым просто-напросто скучно в одиночестве и в качестве собеседников (иногда посреди ночи) они начинают вызывать медработников. Кроме того, есть отдельные граждане, которые не принимают совершенно никаких мер по улучшению своего состояния. Они считают, что это должны сделать медики, хотя мы не волшебники и не в состоянии вернуть то, что человек губит своими вредными привычками и нездоровым образом жизни.
– Роман Федорович, скажите, а как разобраться, что тебе действительно требуется неотложная медицинская помощь и что твой вызов не будет признан необоснованным?
– Конечно же, здесь бывает достаточно тонкая грань и важно понимать, что ложный звонок – не забава. Для того, чтобы предотвратить такой казус, надо знать следующее: в доме всегда должна быть аптечка с набором необходимых лекарственных средств для снятия боли, температуры, снижения давления, симптомов простуды, а также препаратов, рекомендованных доктором при определенных хронических заболеваниях. Если человек начинает чувствовать, что его самочувствие ухудшилось, нужно прилечь, измерить давление или температуру, принять соответствующие таблетки, выждать определенное время и понаблюдать за своим состоянием. И если после этого оно не улучшается, а ухудшается, в такой ситуации нужно без сомнения звонить по телефону «103» и вызывать скорую помощь.
Хотя иногда доходит и до комических случаев. Помню, «неотложку» вызвала женщина, которая жаловалась на высокое артериальное давление. Заезжаем, расспрашиваем, какие препараты она принимала. И пациентка рассказывает, что, вызвав врачей, она побоялась принять какие-либо таблетки, считая, что если они снизят давление, то ее вызов посчитают ложным. Так иногда люди и ждут, что же случится быстрее: инфаркт или же приезд бригады скорой помощи.
– Так какой все-таки вызов будет считаться ложным?
– В первую очередь это прямое телефонное хулиганство или баловство, указание неправильного адреса, отсутствие у пациента симптомов болезни, указанной при вызове скорой помощи и т.д.
– Были ли в вашей практике случаи, когда человека оштрафовали за необоснованный вызов или за неподобающее отношение к работникам скорой помощи?
– Недавно поступил звонок от женщины, что ее ребенку плохо. Врачи незамедлительно выехали на место вызова, провели осмотр маленького пациента, предложили его госпитализировать. Мать ребенка собралась сопровождать его в больницу, но вскоре появился мужчина, который назвался «папой» и тоже настойчиво пытался пробраться в машину скорой помощи. При этом официального подтверждения того, что он действительно является отцом ребенка, не было, и потому мужчину в автомобиль не пустили. Вслед за этим с его стороны в адрес медработников посыпались оскорбления, он попытался нанести вред транспортному средству. В итоге дело дошло до суда, и мужчина получил штраф в размере 10 базовых величин. И это – обоснованное наказание, потому что служба скорой помощи предназначена не для перевозки желающих и не для развлечения скучающих, а для спасения человеческих жизней.
– Как, по вашему мнению, можно уменьшить количество необоснованных вызовов?
– В Беларуси давно обсуждаются поправки в закон о здравоохранении, которые предусматривают компенсацию за ложный или необоснованный вызов скорой помощи, и, думаю, со временем они будут приняты. А потому чем раньше мы начнем привыкать к рациональному использованию бесплатных медицинских услуг – тем лучше. Так что прежде чем набирать номер службы «103», нужно задуматься, действительно ли вы нуждаетесь в спасении? И не страдает ли в этот момент тот, кому и в самом деле нужна экстренная или срочная медицинская помощь?
Беседовала Марина ШАФРАН