Исследовать различные области знаний – нелегко. Не только по причине того, что за несколько сотен лет многие темы изучены вдоль и поперек и найти нечто абсолютно новое и необычное довольно трудно. Но и ввиду того, что выбранную область необходимо проанализировать и проштудировать досконально, и у многих людей не хватает терпения на такую скрупулезную и кропотливую работу. Однако наш юный земляк, девятиклассник Никита Богданович, не только нашел и практически разработал неизбитую тему, но и обосновал ее в своем научном докладе, с которым выступил и занял призовые места в нескольких этапах конференций школьных исследовательских работ «С наукой в будущее». А впоследствии принял участие и в республиканском проекте «Сто идей для Беларуси».
Симпатичный парень с большими амбициями живет в деревне Литовск и с первого класса учится в Перковичской средней школе. Увлекается точными науками, в особенности – информатикой. А также любит помогать родителям, поэтому, когда у отца сломался шуруповерт, он решил оказать содействие в ремонте ручного электроинструмента.
– Хотелось использовать в починке шуруповерта не покупные детали, а подручные средства. Не знаю, насколько справился бы я с этой проблемой самостоятельно, но здесь совпало многое. И главное: о моем желании помочь отцу узнал мой преподаватель информатики Игорь Александрович Веремейчик. Он тоже заинтересовался этой идеей и предложил мне попробовать отремонтировать шуруповерт с помощью деталей из компьютерного системного блока и впоследствии описать процесс в исследовательской статье. Я согласился, и мы приступили к работе, – рассказывает Никита Богданович.
В ходе ремонта электроинструмента педагог и ученик изучали теорию о системном блоке и более досконально рассматривали детали, которые впоследствии могли бы пригодиться. С течением времени пришли к выводу, что блок питания из «системника» понижает напряжение и может подойти к шуруповерту. Попробовали, и, действительно, электроинструмент начал работать.
– Процесс был довольно интересный, поэтому в проекте «Применение элементов системного блока в быту» с учителем постарались не упустить ни одной важной детали и подробно рассказать о нашем опыте. С подготовленным докладом я выступал на районном этапе исследовательской конференции и, естественно, волновался, поскольку это был мой первый опыт участия в подобном мероприятии. Конкурентов было довольно много, и все достаточно ответственно подошли к темам. Но мой доклад в блоке «Информатика и информационные технологии» посчитали лучшим, – делится впечатлениями девятиклассник.
Следующим шагом для Никиты Богдановича было выступление на областном этапе конкурса – более сложном и ответственном, куда парень ехал с мыслью, что главное – не победа, а участие. Но и здесь его работу и подачу материала оценили по достоинству, присудив школьнику почетное третье место.
– Скажу честно, не ожидал, что попаду в число призеров. Но когда это случилось, обрадовался и был горд за себя, учителя и нашу исследовательскую работу, – отмечает Никита Богданович.
Но на этом испытания не завершились. Обратив внимание на умного парня и его качественную исследовательскую работу, первый секретарь РК ОО «БРСМ» Дмитрий Анатольевич Быб посоветовал представить его статью «Применение элементов системного блока в быту» в проекте «Сто идей для Беларуси». И дирекция школы совместно с Никитой и Игорем Александровичем Веремейчиком с удовольствием приняли такое предложение.
Поскольку в проекте участвовали парни и девушки со всей республики, конкурс разделили зонально, определив Пинск центром сбора для конкурсантов области. Туда девятиклассник со своим учителем и отправился, предварительно улучшив работу, включив в список применяемых в быту предметов светодиодную ленту, USB-порты и другие технические элементы системного блока.
– Только из нашей области свои работы для участия в проекте «100 идей для Беларуси» представили около 30 молодых людей, среди которых в большинстве были студенты, поэтому на победу не рассчитывал. Хотел просто достойно представить свою исследовательскую работу и получить опыт. В принципе, так и получилось – мне присудили диплом, что послужило определенной мотивацией для дальнейшего развития, – отмечает Никита Богданович.
На протяжении всего исследовательского пути, который начался с ремонта шуруповерта и завершился республиканским проектом «100 идей для Беларуси», парня морально поддерживали родители, одноклассники, педагоги, разделяя с ним гордость его первых больших побед и искренне веря, что в будущем у талантливого ученика сельской школы их будет немало!
Марина ШАФРАН
Фото автора