spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Добро сердец и свет образования

Дата:

Мастер-классы тематического направления, конкурс визиток учреждений образования, встреча ветеранов педагогического труда с учительской молодежью, церемония чествования педагогических династий – такими мероприятиями в учреждениях образования нашего района была наполнена Неделя под названием «Мастерство и творчество». Мероприятия прошли, но тема школы, обучения, воспитания осталась актуальной. Ведь от того, какие нынче учителя, как и что они закладывают в душах и умах своих учеников, во многом зависит будущее нашего общества.
Сейчас нередко говорится о том, что в педагогический идут не по призванию, что там порой учатся слабые студенты, из которых получаются такие же слабые, апатичные, учителя. Бывает. Ведь не всегда и не сразу человек находит себя в профессии. Иные понимают, что это не его специальность еще в институте, другие, уже работая. И хорошо, если молодой человек при этом находит в себе силы на изменение своего профессионального пути. Ведь быть учителем дано далеко не каждому. Ты можешь доказать определенную теорему, объяснить правило, чему-то научить, но при этом учителем, в истинном смысле этого слова, можешь и не стать.
Мысль о том, что учитель – это не просто профессия, а образ жизни, еще раз подтвердили представители педагогических династий нашего района, которые были участниками встречи, состоявшейся в районном центре дополнительного образования детей и молодежи. Вспоминая о своем жизненном и профессиональном пути, рассуждая о том, как и почему дети пошли по стопам родителей, задумываясь над тем, что дает им эта нелегкая профессия, каждый поведал свою собственную историю.

IMG_20150929_154118

История 1-я
На пути к совершенству

Татьяна Николаевна Колтунчик, стаж работы которой в должности учителя истории насчитывает без малого четыре десятка лет, пришла на встречу вместе с Верой Васильевной Мельничук – своей дочерью и коллегой. Почему Вера при выборе профессии пошла за мамой, туда, где труд никогда не был легким?
Вера с детства мечтала о гармонии и совершенстве. Безупречный внешний вид, правильная постановка голоса, грамотность речи, красота мысли и отношений между людьми – все это было эталоном для девочки, к этому стремилась ее душа. А какая профессия дает возможность совершенствоваться в этих качествах? Ответ для Веры был очевиден: профессия учителя. Это она твердо знала еще будучи дошкольницей, ведь перед глазами всегда был безупречный образ мамы – учителя истории Татьяны Николаевны Колтунчик, и, как еще один большой плюс в пользу профессии, – ее благодарные ученики. То, что нужны ко всему доброта души, самодисциплина и неустанный труд, Вера тоже понимала и видела на примере мамы. И Вера трудилась: старательно училась и в школе, и в институте. А чтобы освоить методику преподавания, посещала уроки истории своей мамы.
И эти уроки, и собственный опыт работы помогали по крупицам достигать гармонии… И хотя молодому историку любимый предмет довелось преподавать лишь в первые годы после института – в СШ №2, каждый этап ее профессионального пути становился очередной ступенькой на пути к достижению гармонии: учитель начальных классов в Лосинской школе-сад, воспитатель в городском приюте, библиотекарь в гимназии, – каждый период ее жизни был по-своему важен и ценен.
Так совпало, что один из выступающих на мероприятии, учащийся драмкружка Дима Крейдич, оказался бывшим учеником Т. Н. Колтунчик. Встрече оба обрадовались. «Как хорошо, что вы пригласили на встречу Татьяну Николаевну, – говорил после этого Дмитрий организаторам мероприятия, – я вам за это очень признателен».
По ученикам судят об учителе. Татьяна Николаевна состоялась как учитель, достигнув гармонии с собой и своими учениками – и в жизни, и в профессии. А для Веры Васильевны путь к совершенству продолжается. Ведь ему, как известно, нет предела.

История 2-я
Бесценное наследие

«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком…И как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте», – эти слова стали профессиональным кредо Татьяны Яковлевны Лопачук. А потому вряд ли она оказывала давление на собственных детей в выборе профессии. И, тем не менее, дочь Настя даже не стала ждать выпускного 11-го, и как только появилась возможность, после 9 класса поступила в педагогический колледж. А сын Андрей сейчас – студент Полесского университета. Вероятно, любовь к профессии передалась естественным образом детям – от мамы и от бабушки.
В далеком 1957 году их бабушка, тогда юная Мария, поступила в Мозырский педагогический институт, сделав тем самым первый значимый шаг на пути к своей мечте – учить детей. И вся ее последующая жизнь была воплощением этой мечты. На протяжении многих лет Мария Демьяновна не только возглавляла Суличевскую, а затем Залужскую базовые школы и преподавала русский язык и литературу, но учила детей думать, сострадать, помогать ближним. В 2011 году ее жизненная дорога оборвалась. Но память о любимой учительнице и то духовное наследие, которое все годы она передавала детям, сохранилось в сердцах и мировоззрении ее учеников, и, конечно, – дочери Татьяны и внуков.
Татьяна Яковлевна Лопачук, заместитель директора Ровинской школы, унаследовала от мамы даже первое место работы: с 1995 года по 2013-й преподавала в – «когда-то маминой» – Залужской БШ.
Но главное наследие – любовь к профессии, Татьяна Яковлевна, в свою очередь, сумела передать своим детям – и сыну, и дочери. Вероятно, именно оно и стало той непреложной аксиомой, не требующей доказательств в пользу выбора дела всей жизни.

История 3-я
«Любить то, что преподаешь»

Надежда Семеновна Сохончук, проработав в Ровинской школе с 1965 по 2001 год, стала второй мамой для ребятишек многих поколений. И, видя такую любовь к детям и преданность профессии, у сына Николая после окончания школы не возникало сомнений по поводу будущего места учебы. Конечно, – педагогический. Единственная разница была в выборе специальности. Но и в этом не было случайности, так как уже в те юные годы Николай понимал: чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь. А поскольку юноша с детства увлекался спортом, то и делом своей жизни выбрал физическое воспитание. Быть сильным, ловким, всегда бодрым и здоровым – к этому стремился сам, этому вот уже 30 лет обучает ребят.
Профессиональную деятельность педагога можно разделить на три этапа. Начинал в 1984 году в Деревнянской школе. После службы в армии молодого учителя направили в Саловскую школу, где он проработал с 1987 по 2011 год. И вот виражи судьбы привели уже опытного педагога в Ровинскую школу, где и начиналась их семейная династия. Но где бы ни работал Николай Сохончук, он любит то, что преподает, а потому чувствует отдачу. И многие, теперь уже его ученики, продолжают дело своего наставника и достигают хороших результатов.
А в дружной семье Сохончуков – трое детей. Надежда на продолжение династии пока возложена на дочь Алину – студентку лингвистического университета.
Сын Александр, окончив пединститут по предмету химия и биология, работает на данный момент в другой отрасли. Вернется ли он к профессии учителя – неизвестно. Как неизвестно пока, кем станет младшая дочь – восьмиклассница Аня. Для себя девушка видит две дороги: фармацевт или учитель химии и биологии. Но что бы ни выбрала Аня и как бы ни сложилась судьба каждого из младшей династии Сохончуков, главное, чтобы каждый, перефразируя девиз их отца, любил то, что делает.

История 4-я
Всегда мечтала быть учителем

«В нашей семье, – начала свой рассказ Светлана Петровна Жолондевская, – учительская династия началась с родной сестры моей бабушки, учителя начальных классов Марии Лаврентьевны Бураковой, которая сумела привить любовь к профессии своим племянницам. В итоге одна из них стала учителем истории, а вторая, моя мама, Мария Алексеевна Протасавицкая – учителем математики. За плечами у Марии Алексеевны – 30 лет педагогической деятельности. А начинала она в Парахонской средней школе, потом были Перковичская школа-интернат, вечерняя школа в г. Дрогичине, лицей и СШ №1. До сих пор бывшие ученики вспоминают с теплотой ее уроки».
Надо сказать, что супруг Марии Алексеевны, Протасавицкий Петр Григорьевич, тоже внес свою лепту в педагогическое прошлое семьи. 9 лет посвятил системе образования, а потом сменил профессию. Но разве можно жить вместе с учителем и не жить жизнью школы? Вероятно, эта школьная атмосфера, которая ощущалась дома, и жизнь без которой уже не представлялась интересной и значимой, и стала причиной того, что их дочери, Елена и Светлана, последовали примеру родителей-учителей.
А затем и представитель следующего поколения семьи, дочь Светланы Петровны – Наталья, продолжила семейную династию и, еще будучи студенткой последнего курса физического факультета БГУ, стала преподавать в одной из школ столицы. И тоже, как мама, – информатику.
В семье часто шутят, что могли бы при желании открыть свою собственную школу, ведь если взять в расчет всех родных Светланы Петровны – бабушка, тети, сестры, племянники, родители и дочь, – то среди них есть и математики-физики, и историки, и географы-биологи, и учителя начальных классов, и трудового обучения. Мало того, общий педагогический стаж семьи составляет более 150 лет. А потому нет ничего удивительного в том, что Светлана Петровна «всегда мечтала быть учителем».

История 5-я
Простота и мудрость

Все началось в тот день, когда совсем юная Нина вошла в аудиторию педучилища. Николай, случайно бросивший на нее взгляд, вначале удивился: что здесь делает эта школьница (банты, украшавшие голову студентки, не придавали ей солидности). Но когда встретились с девушкой взглядами, «утонул в ее голубых глазах». И, как оказалось, навсегда. С тех пор Николай и Нина разделили не только жизненный, но и профессиональный путь. Почти полувека они отдали обучению и воспитанию детей.
Сильные математики, педагоги, воспитатели, сочетающие в себе строгость и поддержку, требовательность и добрый совет, они и дома жили школой. А если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, то профессия учителя становится жизнью не только для взрослых, но и для их детей.
И теперь уже второе поколение семьи сеют разумное, доброе, вечное. Александр Николаевич Проневич 27 лет преподает детям историю в городской гимназии. А Татьяна Николаевна Проневич (Мысливец), начав учителем в школе, сейчас работает главным специалистом отдела образования, спорта и туризма. А потому в мероприятии принимала участие и как официальное лицо, и как представитель педагогической династии. И после приветственного слова Татьяны Николаевны ко всем собравшимся начался задушевный трогательный разговор. Воспоминания родителей, слова благодарности и признательности детей. Любовь, с которой в этой семье относятся друг к другу, лишь подтверждала жизненные и профессиональные принципы их семьи. А они отличаются простотой и мудростью: «Прежде всего – любить и уважать детей, все остальное приложится». Наверное, именно эти любовь и уважение и стали той отправной точкой, от которой педагогический путь в семье благополучно продолжается.

История 6-я
Сердце отдаю детям

Передавать ученикам свои знания – это, пожалуй, самый простой компонент во всем многообразии совсем непростой работы с детьми. Отдавать детям свое время, свои силы, и физические и душевные, помогать советом и делом, поддерживать, раскрывать способности – все это в полной мере относится к любому настоящему учителю, но, пожалуй, еще в большей степени, к педагогам, посвятившим свою жизнь детям с особенностями развития. Именно такие педагоги работают в Антопольской вспомогательной школе. А другие просто не смогли бы. Мария Андреевна Брашевец, одна из гостей мероприятия, работает воспитателем в этом учреждении с 1995 года. Ее супруг, Федор Георгиевич, устроился в этой же школе еще в 1991-м, и вот уже почти четверть века – с «особенными» детьми: сначала работал воспитателем, а сейчас преподает у детишек трудовое обучение. Хотя, конечно, одним преподаванием и уроками здесь не ограничивается. Совместное времяпрепровождение: ручное творчество, походы, игры, концерты, праздники – дети и педагоги постоянно вместе. Школа – второй дом, вторая семья для них всех. И в этот сплоченный, школьный и семейный, круг, безусловно, вхожи и дети учителей. И не просто вхожи, они становятся неотъемлемой частью этой жизни, делят со своими родителями заботы о воспитанниках, делятся с ними теплом своей души. А потому на вопрос, что же поспособствовало тому, что Татьяна Федоровна Довгун, дочь Марии Андреевны и Федора Георгиевича, тоже стала воспитателем у таких непростых детей, М. А. Брашевец ответила просто: любовь.
А истоки этой любви идут от первого педагога их семьи – бабушки Валентины Максимовны Терещук, которая 30 лет отдала работе с детьми. Сначала преподавала биологию, а потом, перейдя на должность воспитателя детского сада, несла доброту сердца и свет познания малышам.
Да, действительно, каким бы эрудированным, интеллигентным, заинтересованным в своем предмете не был педагог, но отсутствие такого незамысловатого и, в то же время, высокого чувства, как любовь не позволит ему стать ни надежным товарищем, ни хорошим учителем, ни чутким воспитателем.
Образ жизни, личный пример, духовные семейные ценности – базовые составляющие будущей учительской династии – закладываются в детстве и передаются по наследству. Дети, становясь взрослыми, переосмыслив это духовное наследие, принимают и продолжают его либо выбирают свой собственный путь. Герои нашей встречи – приняли. И не было среди них тех, кто жалел бы о своем выборе и казался бы несчастливым или недовольным своей судьбой. А, как известно, только счастливый человек может нести счастье и другим людям: родители – своим детям, учителя – своим ученикам.

Алла Яхимович

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Микитск и Белая: решаем проблемы сообща

В прошлом выпуске «районки» (№ 15 от 19 апреля) вышла публикация о нашем...

Сергей Глинский: «Мы просто не имеем права останавливаться на достигнутых результатах»

На совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли, которое...

В Дрогичинском районе поздравили ветеранов войны и вручили выплаты ко Дню Победы

Сегодня с наступающим праздником Победы поздравляли ветеранов, проживающих в...