spot_img

Инструктор по вождению Олег Шустик занял 1-е место на республиканском конкурсе профмастерства

Дата:

«В следующем году Олег Михайлович поедет бороться за звание лучшего мастера и представлять Брестскую область на республиканском конкурсе» ─ такими словами, припоминает наш интервьюируемый, закончилась прошлогодняя публикация о его победе в областных соревнованиях по профессиональному мастерству лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами в учебных организациях и оргструктурах ДОСААФ. Сегодняшнее интервью с Олегом Михайловичем Шустиком мы хотели бы начать с заявления, что теперь он – лучший мастер республики.

– Расскажите, как вообще проводился конкурс, как определялись его участники и победители?

– Благодаря тому, что я занял 1-е место в области в прошлом году, в этом мне выпала ответственность представлять брестский регион на республике. В конкурсе от каждой области и города Минска принимают участие по три человека, которые занимали призовые места. Всего набралось 7 команд. Помимо командного, учитывался и личный зачет. То есть каждый из нас боролся за звание лучшего мастера в республике.

Сам конкурс проводился в два этапа: 1-й день – теоретические знания, 2-й – практические, то есть вождение. На первом этапе проверялось знание Правил дорожного движения, методики преподавания и устройства автомобиля.

Хочу отметить, соперники попались очень достойные, это были люди с колоссальными знаниями и богатым опытом. Я замечал конкурсантов намного старше меня. Вопросы также подобрали повышенного уровня. Такие, знаете, с подвохом. Читаешь, вроде как складно все и ответ уже готов дать, а какое-то окончание, на которое не всегда и внимание обратишь, может изменить суть вопроса и спровоцировать на ошибку.

Кроме правильности ответа, учитывалась еще и скорость выполнения заданий, и для верного ответа нужно было не только знать ПДД, но и вдумываться.

Что касается методики преподавания и устройства автомобиля, то последнее лично для меня оказалось самым сложным. Мы не знали, к чему готовиться и чего ожидать. Если ПДД – они и в Африке ПДД, методика преподавания со временем изменяется, но не глобально, то устройство автомобиля – это множество нюансов, цифр и так далее.

За 5 минут до начала мы узнали, что у нас будут вопросы по Volkswagen Polo. Но проблема в том, что автомобили этой марки бывают с разными двигателями, и в зависимости от их модификации циферки в ответе на вопрос очень разные. Приходилось знать до такой степени точные нюансы, как, условно, радиус поворота автомобиля, габариты по ширине, объем багажника, степень сжатия в двигателе.

Что касается практической части, то там задания были нацелены не только на навыки управления транспортным средством и правильность выполнения тех или иных элементов, а, опять же, на скорость и качество. «Бонус» за сбитую стойку или невыполнение элемента – те же штрафные баллы, которые опускали участника ниже в рейтинге.

Первый из элементов практики – диагональная парковка, затем «змейка». Их сдают и учащиеся на экзамене, но у нас она была усложнена тем, что, кроме движения вперед, нужно было проехать еще и задним ходом. Также и въезд в гараж, «восьмерка» и «тоннель». Учитывались все нюансы, вплоть до того, что не доехал или переехал «Стоп-линию» на 10 см – штрафные баллы. Их же можно было получить, задев при движении даже не стоечку, а лишь ее опору.

После всех испытаний была церемония награждения, отмечали за каждый конкурс в отдельности и в целом. В общем итоге мне удалось занять первое место и стать, так называемым, лучшим мастером в республике. Мне вручили диплом 1-й степени, золотую медаль и подарок – плазменную панель.

– А сколько штрафных баллов было у вас?

– В практической части штрафных баллов у меня не было вообще. В теоретической так же гладко не получилось, но только из-за того, что особо важным фактором была скорость выполнения заданий. Хотя на все вопросы я ответил без ошибок. Одна секунда может существенно повлиять на результат. Допустим, лидер на вождении опередил меня всего на 3 секунды. Благодаря тому, что у других участников было значительно больше штрафных баллов, чем у меня, мне и удалось занять лидирующие позиции.

– 1-е место было ожидаемым или все-таки сюрпризом?

– На этом конкурсе я был уже второй раз. Отправляясь туда, я не мог быть уверенным, что стану лучшим, хотя и хотелось. Свою энергию по дороге я тратил не на волнение и грезы о лидерстве, а как сделать все качественно и при этом быстро. Но, признаюсь, в мои планы входило попасть в тройку призеров.

Однако в момент испытаний вообще не загадываешь ничего. После проведения первых теоретических этапов нам даже результаты не сообщили. Только пообщавшись с коллегами, когда мы обсуждали вопросы и ответы, понимал, что все решил верно и нахожусь около призеров. Поэтому на практическом этапе мне пришлось приложить максимум усилий, чтобы выбиться в лидеры. Для сравнения скажу: в прошлом году брестчане заняли 3-е командное место, а в этом году уже 2-е. Приятно осознавать, что занятое мной первое место определило нашей команде такой результат.

– На соревнованиях зачастую выделяешь для себя главного соперника. А вы определили своего основного конкурента?

– В каждом конкурсе можно было визуально определить человека, который является твоим основным оппонентом. Вот мы заходим в кабинет, решаем. В этот момент уже видно, кто решает быстрее. Соответственно, я могу уже оценить: вот он, главный соперник, и на него нужно равняться. Такая ситуация и в практической части. Мы находились за территорией автодрома, где испытания проходили по одному. Видя, как тот или иной мастер проходит элементы и с каким временем возвращается, – я уже временную рамочку для себя ставил и определял, чего должен добиться, чтобы достичь результата.

– Вы рассказали, что методика преподавания также стала одним из испытаний конкурса. В работе со своими учениками каких требований или методик вы придерживаетесь?

– При наличии и точном соблюдении какой-либо из методик достичь 100% результата в преподавании невозможно. Для того, чтобы подготовить любого из учащихся, нужен еще и индивидуальный подход. Кто-то воспринимает быстро и легко, кто-то сложнее. На кого-то иногда нужно и голос повысить, чтобы он услышал и среагировал. Поэтому взять определенную методику и сказать, что я придерживаюсь только ее и все прекрасно, – я не могу и не хочу. Под каждого учащегося нужно подстраиваться и подбирать подход лично в процессе обучения.

Например, мне положено отработать 5 занятий на автодроме и в городе. И если я вижу, что человеку легко дается «горка», но у него проблемы с диагональной парковкой, то я больше внимания и времени буду уделять второму. Общаясь и взаимодействуя с каждым, я определяю, как лучше и правильнее сделать, чтобы подготовить будущего водителя.

– За всю вашу практику бывали ли крайне не обучаемые и сложные случаи?

– Тут я могу отшутиться и сказать, что даже медведя на мотоцикле учат ездить. Любой человек в состоянии научиться быть достойным и полноценным водителем, если у него есть желание. Но если вы получите удостоверение и положите его на полку, то со временем все усилия напрасны. Всегда привожу в пример 83-летнего дедушку, который у меня учился. И в результате он смог достойно сдать экзамены и получить водительское удостоверение.

А если говорить в общем, то сложные случаи есть в каждой группе. Ведь основная масса людей, которые к нам приходят, с нулевыми знаниями. Они впервые, грубо говоря, у нас в водительское кресло садятся и знают только, что такое руль. Приходится объяснять, что вот это сцепление, тормоз, газ.

 Но есть и знающие. Отмечу, что гораздо легче учить человека, который ничего не умеет, чем того, который умеет, но неправильно. Приходится переучивать, а он считает, что все делает верно. Много моментов, которые даже опытные водители не учитывают.

– Что скажете о стереотипах про женщин на дорогах?

– Одинаково отношусь как к мужчинам-водителям, так и к женщинам-водителям. Я работаю лет 10 уж точно, и замечаю, что основная масса учащихся – девушки. Очень часто бывает, что они намного лучше занимаются, иногда лучше получается у них и на вождении, и на теории, чем у парней.

Здесь не стоит отталкиваться от половых признаков. Люди равны. Единственная разница, что у мужчин больше развита скорость реакции, которая тоже необходима во время движения. Девушки, из-за того, что у них это не так сильно проявляется, ездят спокойнее и более внимательно выполняют требования правил. Кто лучше, а кто хуже – как это оценить?

– Как вас встретили ваши родные и близкие, коллеги и ученики?

– Все были в восторге. Конечно, родные верили в меня, поддерживали и тем самым мотивировали. А для остальных моя абсолютная победа в соревнованиях стала неожиданностью, поскольку до этого мастера Брестчины никогда не занимали первые места в подобных конкурсах. Так, честь, славу и уважение я заслужил в прошлом году на всю область, а теперь на всю республику.

Анна ГЛИННИК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Лукашенко внес поправки в указ о реагировании должностных лиц на критику в госСМИ

Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 декабря подписал указ №452,...

КГБ раскрыл подробности дел в отношении белоруса и поляка, которые сотрудничали с разведкой Польши

Начальник следственного управления Комитета государственной безопасности Константин Бычек в...

Сборочное производство минивэнов планируют организовать на “Брестмаше”

Сборочное производство легкового коммерческого транспорта планируют организовать на площадях...

Как осуществляется соцподдержка людей с ограниченными возможностями

Социальная защита людей с инвалидностью является одной из приоритетных...