«В следующем году Олег Михайлович поедет бороться за звание лучшего мастера и представлять Брестскую область на республиканском конкурсе» ─ такими словами, припоминает наш интервьюируемый, закончилась прошлогодняя публикация о его победе в областных соревнованиях по профессиональному мастерству лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами в учебных организациях и оргструктурах ДОСААФ. Сегодняшнее интервью с Олегом Михайловичем Шустиком мы хотели бы начать с заявления, что теперь он – лучший мастер республики.
– Расскажите, как вообще проводился конкурс, как определялись его участники и победители?
– Благодаря тому, что я занял 1-е место в области в прошлом году, в этом мне выпала ответственность представлять брестский регион на республике. В конкурсе от каждой области и города Минска принимают участие по три человека, которые занимали призовые места. Всего набралось 7 команд. Помимо командного, учитывался и личный зачет. То есть каждый из нас боролся за звание лучшего мастера в республике.
Сам конкурс проводился в два этапа: 1-й день – теоретические знания, 2-й – практические, то есть вождение. На первом этапе проверялось знание Правил дорожного движения, методики преподавания и устройства автомобиля.
Хочу отметить, соперники попались очень достойные, это были люди с колоссальными знаниями и богатым опытом. Я замечал конкурсантов намного старше меня. Вопросы также подобрали повышенного уровня. Такие, знаете, с подвохом. Читаешь, вроде как складно все и ответ уже готов дать, а какое-то окончание, на которое не всегда и внимание обратишь, может изменить суть вопроса и спровоцировать на ошибку.
Кроме правильности ответа, учитывалась еще и скорость выполнения заданий, и для верного ответа нужно было не только знать ПДД, но и вдумываться.
Что касается методики преподавания и устройства автомобиля, то последнее лично для меня оказалось самым сложным. Мы не знали, к чему готовиться и чего ожидать. Если ПДД – они и в Африке ПДД, методика преподавания со временем изменяется, но не глобально, то устройство автомобиля – это множество нюансов, цифр и так далее.
За 5 минут до начала мы узнали, что у нас будут вопросы по Volkswagen Polo. Но проблема в том, что автомобили этой марки бывают с разными двигателями, и в зависимости от их модификации циферки в ответе на вопрос очень разные. Приходилось знать до такой степени точные нюансы, как, условно, радиус поворота автомобиля, габариты по ширине, объем багажника, степень сжатия в двигателе.
Что касается практической части, то там задания были нацелены не только на навыки управления транспортным средством и правильность выполнения тех или иных элементов, а, опять же, на скорость и качество. «Бонус» за сбитую стойку или невыполнение элемента – те же штрафные баллы, которые опускали участника ниже в рейтинге.
Первый из элементов практики – диагональная парковка, затем «змейка». Их сдают и учащиеся на экзамене, но у нас она была усложнена тем, что, кроме движения вперед, нужно было проехать еще и задним ходом. Также и въезд в гараж, «восьмерка» и «тоннель». Учитывались все нюансы, вплоть до того, что не доехал или переехал «Стоп-линию» на 10 см – штрафные баллы. Их же можно было получить, задев при движении даже не стоечку, а лишь ее опору.
После всех испытаний была церемония награждения, отмечали за каждый конкурс в отдельности и в целом. В общем итоге мне удалось занять первое место и стать, так называемым, лучшим мастером в республике. Мне вручили диплом 1-й степени, золотую медаль и подарок – плазменную панель.
– А сколько штрафных баллов было у вас?
– В практической части штрафных баллов у меня не было вообще. В теоретической так же гладко не получилось, но только из-за того, что особо важным фактором была скорость выполнения заданий. Хотя на все вопросы я ответил без ошибок. Одна секунда может существенно повлиять на результат. Допустим, лидер на вождении опередил меня всего на 3 секунды. Благодаря тому, что у других участников было значительно больше штрафных баллов, чем у меня, мне и удалось занять лидирующие позиции.
– 1-е место было ожидаемым или все-таки сюрпризом?
– На этом конкурсе я был уже второй раз. Отправляясь туда, я не мог быть уверенным, что стану лучшим, хотя и хотелось. Свою энергию по дороге я тратил не на волнение и грезы о лидерстве, а как сделать все качественно и при этом быстро. Но, признаюсь, в мои планы входило попасть в тройку призеров.
Однако в момент испытаний вообще не загадываешь ничего. После проведения первых теоретических этапов нам даже результаты не сообщили. Только пообщавшись с коллегами, когда мы обсуждали вопросы и ответы, понимал, что все решил верно и нахожусь около призеров. Поэтому на практическом этапе мне пришлось приложить максимум усилий, чтобы выбиться в лидеры. Для сравнения скажу: в прошлом году брестчане заняли 3-е командное место, а в этом году уже 2-е. Приятно осознавать, что занятое мной первое место определило нашей команде такой результат.
– На соревнованиях зачастую выделяешь для себя главного соперника. А вы определили своего основного конкурента?
– В каждом конкурсе можно было визуально определить человека, который является твоим основным оппонентом. Вот мы заходим в кабинет, решаем. В этот момент уже видно, кто решает быстрее. Соответственно, я могу уже оценить: вот он, главный соперник, и на него нужно равняться. Такая ситуация и в практической части. Мы находились за территорией автодрома, где испытания проходили по одному. Видя, как тот или иной мастер проходит элементы и с каким временем возвращается, – я уже временную рамочку для себя ставил и определял, чего должен добиться, чтобы достичь результата.
– Вы рассказали, что методика преподавания также стала одним из испытаний конкурса. В работе со своими учениками каких требований или методик вы придерживаетесь?
– При наличии и точном соблюдении какой-либо из методик достичь 100% результата в преподавании невозможно. Для того, чтобы подготовить любого из учащихся, нужен еще и индивидуальный подход. Кто-то воспринимает быстро и легко, кто-то сложнее. На кого-то иногда нужно и голос повысить, чтобы он услышал и среагировал. Поэтому взять определенную методику и сказать, что я придерживаюсь только ее и все прекрасно, – я не могу и не хочу. Под каждого учащегося нужно подстраиваться и подбирать подход лично в процессе обучения.
Например, мне положено отработать 5 занятий на автодроме и в городе. И если я вижу, что человеку легко дается «горка», но у него проблемы с диагональной парковкой, то я больше внимания и времени буду уделять второму. Общаясь и взаимодействуя с каждым, я определяю, как лучше и правильнее сделать, чтобы подготовить будущего водителя.
– За всю вашу практику бывали ли крайне не обучаемые и сложные случаи?
– Тут я могу отшутиться и сказать, что даже медведя на мотоцикле учат ездить. Любой человек в состоянии научиться быть достойным и полноценным водителем, если у него есть желание. Но если вы получите удостоверение и положите его на полку, то со временем все усилия напрасны. Всегда привожу в пример 83-летнего дедушку, который у меня учился. И в результате он смог достойно сдать экзамены и получить водительское удостоверение.
А если говорить в общем, то сложные случаи есть в каждой группе. Ведь основная масса людей, которые к нам приходят, с нулевыми знаниями. Они впервые, грубо говоря, у нас в водительское кресло садятся и знают только, что такое руль. Приходится объяснять, что вот это сцепление, тормоз, газ.
Но есть и знающие. Отмечу, что гораздо легче учить человека, который ничего не умеет, чем того, который умеет, но неправильно. Приходится переучивать, а он считает, что все делает верно. Много моментов, которые даже опытные водители не учитывают.
– Что скажете о стереотипах про женщин на дорогах?
– Одинаково отношусь как к мужчинам-водителям, так и к женщинам-водителям. Я работаю лет 10 уж точно, и замечаю, что основная масса учащихся – девушки. Очень часто бывает, что они намного лучше занимаются, иногда лучше получается у них и на вождении, и на теории, чем у парней.
Здесь не стоит отталкиваться от половых признаков. Люди равны. Единственная разница, что у мужчин больше развита скорость реакции, которая тоже необходима во время движения. Девушки, из-за того, что у них это не так сильно проявляется, ездят спокойнее и более внимательно выполняют требования правил. Кто лучше, а кто хуже – как это оценить?
– Как вас встретили ваши родные и близкие, коллеги и ученики?
– Все были в восторге. Конечно, родные верили в меня, поддерживали и тем самым мотивировали. А для остальных моя абсолютная победа в соревнованиях стала неожиданностью, поскольку до этого мастера Брестчины никогда не занимали первые места в подобных конкурсах. Так, честь, славу и уважение я заслужил в прошлом году на всю область, а теперь на всю республику.
Анна ГЛИННИК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА